25 сентября 2015 Живой журнал Лежава Александр
Начиная писать эту заметку, было невозможно предположить, что «Российская газета» сделает мне настоящий подарок, напечатав статью премьер-министра РФ Д.А.Медведева «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы», полная версия которой публикуется в журнале «Вопросы экономики»,№10,2015. Это просто какой-то хит сезона, сравнимый по своей глубине и значимости разве что с отчетными докладами нашего дорогого и любимого Леонида Ильича Брежнева на каком-нибудь XXIV, XXV или XXVI съезде КПСС вместе взятых. Нет никакого сомнения, что ее также будут углубленно изучать, пытаясь найти в ней скрытый и потаенный, невидимый невооруженным глазом смысл, заложенный дипломированным юристом - автором методички по семейному праву в его понимание вопросов российской и мировой экономики. Возможно, при наличии времени будет смысл рассмотреть эту статью несколько более детально и подробно, но пока мы остановимся на одной отдельной теме, волнующей значительную часть трудящихся нашей страны, на пенсиях и требованиях определенной части правительства о возможном повышении пенсионного возраста.
После некоторого летнего затишья наступило очередное традиционное осеннее обострение. Министр финансов А.Силуанов вновь выступил с инициативой по срочному повышению пенсионного возраста. Бюджет в результате мудрой и дальновидной политики правительства трещит по швам, и министерство финансов решило вновь ободрать самые незащищенные слои общества – пенсионеров и будущих пенсионеров, работающих в народном хозяйстве или служащих в вооруженных силах страны, но находящихся вне государственной кормушки, к которой также как и в СССР допущены избранные представители всех ветвей власти, но гораздо более многочисленные.
Государственная пенсионная система с самого первого момента своего существования была финансовой схемой, впервые реализованной на практике Бисмарком с целью изъятия у населения части денежных средств под обещание, что государство в будущем позаботится о них, когда перечисляющие деньги трудящиеся достигнут пенсионного возраста. С учетом того, что возраст выхода на пенсию существенно превышал среднюю продолжительность жизни, о чем естественно населению не говорили, это была беспроигрышная для государства схема.
Поэтому то, что предлагает министр финансов Силуанов, это фактически постепенный возврат к классической бисмарковской схеме, когда правительство собирает средства с населения, но практически никому не платит. Согласно официальным данным, ожидаемая продолжительность жизни на 2014 год: 71,6 лет (Мужчины - 66,7 лет, Женщины 76,5 лет). В целом по России продолжительность жизни (ожидаемая) составляла за 2013 год по обоим полам 70,76 лет, у мужчин 65,13 года и у женщин 76,3 года. (http://www.statdata.ru/russia) Не совсем понятно, с чего это статистические органы ожидали, что мужчины внезапно станут жить на полтора года дольше, но да это не столь важно для целей данной заметки. Даже принимая ожидаемую продолжительность жизни за реальную и усредненный возраст выхода на пенсию за 57,5 лет, чисто математически срок жизни человека на пенсии оказывается равным 14,1 году. В то же время расчетный срок дожития человека пенсионным фондом России составляет 19 лет. Несложно увидеть, что реальный средний срок жизни почти на пять лет (или на 26%) короче расчетного показателя. Таким образом, более четверти пенсионных отчислений граждан правительство отбирает у плательщиков вполне «честным» способом.
Однако это не все. В бюджете, как отмечал сам А.Силуанов, была заложена индексация пенсий в размере 5,5%, но чтобы не допустить разбалансированности бюджета министерство финансов предлагает проиндексировать пенсии всего на 4%. С учетом того, что еще одним «сравнительно честным способом» изъятия государством средств, в том числе и пенсионных, у населения является инфляция, подобная индексация ни о чем не говорит. Если же взглянуть даже на официальные цифры по инфляции, то оказывается, что она с января по август 2015 года уже составила без малого 10% (если точнее 9,82%), и никаких предпосылок, что она вдруг внезапно уменьшится, пока не видно. Скорее наоборот. Но даже если представить, что она внезапно остановится на текущих 10%, никакой реальной прибавки к пенсии пенсионеры не получат. Вопрос с индексацией состоит лишь в том, сколько они в реальности официально потеряют - 4,5 или все 6%. На сухом языке протокола, подобное обычно называется «с особым цинизмом».
Однако, всего этого исполнительной ветви власти все равно оказывается мало, и она требует дополнительно поднять пенсионный возраст. Как отметил в своей статье премьер-министр, «пенсионная система и перспективы ее развития, можно сказать, одна из фундаментальных социальных и экономических проблем. Дело не сводится к обсуждению возраста выхода на пенсию или расходам бюджета на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Так, реальной становится проблема, которую можно сформулировать как "каждому возрасту - особое отношение".
При начавшемся в России абсолютном сокращении численности населения в трудоспособном возрасте принципиально важно содействие людям, готовым продолжать трудиться. Продление активной трудовой деятельности старших поколений теперь уже не только социальная, но и экономическая задача.»
Проще говоря, под особым отношением правительства к старшему поколению, вероятно, следует понимать простейшую истину: пусть работают, пока не передохнут. Что же касается пенсионных отчислений, то пусть платят, как и платили. Для правительства повышение пенсионного возраста выгодно вдвойне. Не только нет расходов на пенсионное обеспечение, но работающее старшее поколение ведь еще и продолжит платить налоги. Одним махом решаются сразу две задачи: расходов на народишко нет, а доходы с него есть.
Есть, правда, во всей этой истории маленький нюанс – безработица. В отличие от государственных компаний, где руководителей за полученные рекордные убытки в сотни миллиардов обычно отправляют на заслуженный отдых в Совет Федерации, коммерческие предприятия заинтересованы в получении максимальной отдачи от своих работников за минимальную заработную плату. Поэтому возраст и опыт, а, следовательно, и уровень оплаты труда, сотрудников старшего возраста, если они по той или иной причине окажутся без работы, могут являться серьезнейшими препятствиями, когда они будут пытаться найти себе работу по специальности. В августе 2015 года, по данным ВЦИОМ, в стране официально было 4,1 миллиона безработных или 5,3% от экономически активного населения (http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115400). В результате повышения пенсионного возраста может не только произойти рост уровня безработицы, но значительная часть населения старшего возраста может просто оказаться без средств к существованию, поскольку у нее не будет ни пенсий, на которые они всю свою жизнь перечисляли средства со своей заработной платы, ни каких-либо доходов, поскольку их просто не будут по той или иной причине брать на работу. Но такие мелочи, связанные с отдельными людьми, вряд ли заботят правительство, занятое гораздо более масштабными и интересными для них задачами.
Премьер-министр и правительство, похоже, уже придумали, куда потратить собранные и сэкономленные на пенсиях средства. Как отметил в своей статье Д.А.Медведев, «важнейший источник инвестиций - внутренние сбережения. С этой точки зрения необходимо рассматривать и развитие пенсионной системы. Речь идет об одной из ключевых проблем функционирования экономики. Ведь пенсионные накопления, а также страхование жизни могут стать важнейшими источниками "длинных денег".» Как видно из сказанного, для него нет никакой разницы между реальными деньгами и бумажной необеспеченной валютой, которую в неограниченных объемах может печатать центральный банк. К тому же говорить о каких-то «длинных деньгах» даже при 10%-ной инфляции бессмысленно. Менее чем за десять лет нынешние средства превращаются практически в прах. Поэтому никто никому ничего из собранных пенсионных накоплений не собирается возвращать. Что же касается государственных инвестиций, то примеры космодрома «Восточный» или работы «РЖД» вполне наглядно демонстрируют это. Да что далеко ходить, в той же Москве, например, длящаяся уже много лет и которой конца не видно реконструкция Щелковского шоссе – это яркий пример того, насколько эффективно правительством вкладываются средства в инфраструктурные проекты. С такими подходами средств никогда и ни на что не хватит.
Не стоит питать иллюзий. Вся современная государственная пенсионная схема представляет собой лишь еще один очередной дополнительный налог на трудящихся. Уже неоднократно власти зондировали почву с тем, чтобы в дальнейшем спихнуть с себя эти социальные обязательства, но пока не могли на это решиться. Конечно, самым трудным во всем этом деле с возможным повышением пенсионного возраста будет сделать первый шаг. Если первое повышение пенсионного возраста выльется просто в глухое недовольство населения, то тогда ничто не сможет остановить правительство от все новых повторений этого трюка. Гораздо худшим может стать для него другое развитие событий, ярко и наглядно обрисованное Л.Филатовым в его сказке «Про Федота-стрельца»: «Там собрался у ворот этот, как его… народ…» Со всеми, как говорится, вытекающими из этого последствиями.
Что же касается самого населения и каждого отдельного человека, то вне зависимости от правительства ему стоит задумываться о своем будущем, возможном выходе на пенсию и необходимых для этого накоплениях сразу же, как только он или она начинают заниматься трудовой деятельностью. Полностью полагаться в этом вопросе на государство может оказаться крайне опасным делом.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
После некоторого летнего затишья наступило очередное традиционное осеннее обострение. Министр финансов А.Силуанов вновь выступил с инициативой по срочному повышению пенсионного возраста. Бюджет в результате мудрой и дальновидной политики правительства трещит по швам, и министерство финансов решило вновь ободрать самые незащищенные слои общества – пенсионеров и будущих пенсионеров, работающих в народном хозяйстве или служащих в вооруженных силах страны, но находящихся вне государственной кормушки, к которой также как и в СССР допущены избранные представители всех ветвей власти, но гораздо более многочисленные.
Государственная пенсионная система с самого первого момента своего существования была финансовой схемой, впервые реализованной на практике Бисмарком с целью изъятия у населения части денежных средств под обещание, что государство в будущем позаботится о них, когда перечисляющие деньги трудящиеся достигнут пенсионного возраста. С учетом того, что возраст выхода на пенсию существенно превышал среднюю продолжительность жизни, о чем естественно населению не говорили, это была беспроигрышная для государства схема.
Поэтому то, что предлагает министр финансов Силуанов, это фактически постепенный возврат к классической бисмарковской схеме, когда правительство собирает средства с населения, но практически никому не платит. Согласно официальным данным, ожидаемая продолжительность жизни на 2014 год: 71,6 лет (Мужчины - 66,7 лет, Женщины 76,5 лет). В целом по России продолжительность жизни (ожидаемая) составляла за 2013 год по обоим полам 70,76 лет, у мужчин 65,13 года и у женщин 76,3 года. (http://www.statdata.ru/russia) Не совсем понятно, с чего это статистические органы ожидали, что мужчины внезапно станут жить на полтора года дольше, но да это не столь важно для целей данной заметки. Даже принимая ожидаемую продолжительность жизни за реальную и усредненный возраст выхода на пенсию за 57,5 лет, чисто математически срок жизни человека на пенсии оказывается равным 14,1 году. В то же время расчетный срок дожития человека пенсионным фондом России составляет 19 лет. Несложно увидеть, что реальный средний срок жизни почти на пять лет (или на 26%) короче расчетного показателя. Таким образом, более четверти пенсионных отчислений граждан правительство отбирает у плательщиков вполне «честным» способом.
Однако это не все. В бюджете, как отмечал сам А.Силуанов, была заложена индексация пенсий в размере 5,5%, но чтобы не допустить разбалансированности бюджета министерство финансов предлагает проиндексировать пенсии всего на 4%. С учетом того, что еще одним «сравнительно честным способом» изъятия государством средств, в том числе и пенсионных, у населения является инфляция, подобная индексация ни о чем не говорит. Если же взглянуть даже на официальные цифры по инфляции, то оказывается, что она с января по август 2015 года уже составила без малого 10% (если точнее 9,82%), и никаких предпосылок, что она вдруг внезапно уменьшится, пока не видно. Скорее наоборот. Но даже если представить, что она внезапно остановится на текущих 10%, никакой реальной прибавки к пенсии пенсионеры не получат. Вопрос с индексацией состоит лишь в том, сколько они в реальности официально потеряют - 4,5 или все 6%. На сухом языке протокола, подобное обычно называется «с особым цинизмом».
Однако, всего этого исполнительной ветви власти все равно оказывается мало, и она требует дополнительно поднять пенсионный возраст. Как отметил в своей статье премьер-министр, «пенсионная система и перспективы ее развития, можно сказать, одна из фундаментальных социальных и экономических проблем. Дело не сводится к обсуждению возраста выхода на пенсию или расходам бюджета на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Так, реальной становится проблема, которую можно сформулировать как "каждому возрасту - особое отношение".
При начавшемся в России абсолютном сокращении численности населения в трудоспособном возрасте принципиально важно содействие людям, готовым продолжать трудиться. Продление активной трудовой деятельности старших поколений теперь уже не только социальная, но и экономическая задача.»
Проще говоря, под особым отношением правительства к старшему поколению, вероятно, следует понимать простейшую истину: пусть работают, пока не передохнут. Что же касается пенсионных отчислений, то пусть платят, как и платили. Для правительства повышение пенсионного возраста выгодно вдвойне. Не только нет расходов на пенсионное обеспечение, но работающее старшее поколение ведь еще и продолжит платить налоги. Одним махом решаются сразу две задачи: расходов на народишко нет, а доходы с него есть.
Есть, правда, во всей этой истории маленький нюанс – безработица. В отличие от государственных компаний, где руководителей за полученные рекордные убытки в сотни миллиардов обычно отправляют на заслуженный отдых в Совет Федерации, коммерческие предприятия заинтересованы в получении максимальной отдачи от своих работников за минимальную заработную плату. Поэтому возраст и опыт, а, следовательно, и уровень оплаты труда, сотрудников старшего возраста, если они по той или иной причине окажутся без работы, могут являться серьезнейшими препятствиями, когда они будут пытаться найти себе работу по специальности. В августе 2015 года, по данным ВЦИОМ, в стране официально было 4,1 миллиона безработных или 5,3% от экономически активного населения (http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115400). В результате повышения пенсионного возраста может не только произойти рост уровня безработицы, но значительная часть населения старшего возраста может просто оказаться без средств к существованию, поскольку у нее не будет ни пенсий, на которые они всю свою жизнь перечисляли средства со своей заработной платы, ни каких-либо доходов, поскольку их просто не будут по той или иной причине брать на работу. Но такие мелочи, связанные с отдельными людьми, вряд ли заботят правительство, занятое гораздо более масштабными и интересными для них задачами.
Премьер-министр и правительство, похоже, уже придумали, куда потратить собранные и сэкономленные на пенсиях средства. Как отметил в своей статье Д.А.Медведев, «важнейший источник инвестиций - внутренние сбережения. С этой точки зрения необходимо рассматривать и развитие пенсионной системы. Речь идет об одной из ключевых проблем функционирования экономики. Ведь пенсионные накопления, а также страхование жизни могут стать важнейшими источниками "длинных денег".» Как видно из сказанного, для него нет никакой разницы между реальными деньгами и бумажной необеспеченной валютой, которую в неограниченных объемах может печатать центральный банк. К тому же говорить о каких-то «длинных деньгах» даже при 10%-ной инфляции бессмысленно. Менее чем за десять лет нынешние средства превращаются практически в прах. Поэтому никто никому ничего из собранных пенсионных накоплений не собирается возвращать. Что же касается государственных инвестиций, то примеры космодрома «Восточный» или работы «РЖД» вполне наглядно демонстрируют это. Да что далеко ходить, в той же Москве, например, длящаяся уже много лет и которой конца не видно реконструкция Щелковского шоссе – это яркий пример того, насколько эффективно правительством вкладываются средства в инфраструктурные проекты. С такими подходами средств никогда и ни на что не хватит.
Не стоит питать иллюзий. Вся современная государственная пенсионная схема представляет собой лишь еще один очередной дополнительный налог на трудящихся. Уже неоднократно власти зондировали почву с тем, чтобы в дальнейшем спихнуть с себя эти социальные обязательства, но пока не могли на это решиться. Конечно, самым трудным во всем этом деле с возможным повышением пенсионного возраста будет сделать первый шаг. Если первое повышение пенсионного возраста выльется просто в глухое недовольство населения, то тогда ничто не сможет остановить правительство от все новых повторений этого трюка. Гораздо худшим может стать для него другое развитие событий, ярко и наглядно обрисованное Л.Филатовым в его сказке «Про Федота-стрельца»: «Там собрался у ворот этот, как его… народ…» Со всеми, как говорится, вытекающими из этого последствиями.
Что же касается самого населения и каждого отдельного человека, то вне зависимости от правительства ему стоит задумываться о своем будущем, возможном выходе на пенсию и необходимых для этого накоплениях сразу же, как только он или она начинают заниматься трудовой деятельностью. Полностью полагаться в этом вопросе на государство может оказаться крайне опасным делом.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу