29 сентября 2015 Независимая газета
Реальные денежные доходы населения падают, а доля тех, кто имеет доход ниже прожиточного минимума, увеличивается. Наибольшее сокращение реальных зарплат за январь–июль 2015 года произошло в строительстве, финансовом секторе, сфере госуправления и обеспечения военной безопасности. Пострадали также гостиничный, ресторанный и издательский бизнес.
В сентябрьском выпуске оперативного мониторинга экономической ситуации в России, подготовленном Институтом экономики переходного периода им. Егора Гайдара (ИЭП), специалисты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС проанализировали структуру падения зарплат по видам экономической деятельности.
По их подсчетам, в январе–июле 2015 года реальные зарплаты в строительстве, гостиницах и ресторанах, финансовой деятельности, госуправлении и обеспечении военной безопасности с учетом инфляции уменьшилась на 12–13%. В образовании и здравоохранении реальный показатель просел на 9,1–9,5%, что соответствует его падению в среднем по экономике (9%, в августе 2015 года – на 9,8%).
Чуть лучше обстоят дела с заработками экспортирующих отраслей – в добыче полезных ископаемых и сельском хозяйстве. Меньше падение реальных зарплат и в торговле и секторе услуг. В среднем в реальном выражении они потеряли от 5,2 до 6,7%. В производстве электронного, оптического и электрооборудования, лесообработке и производстве резиновых и пластмассовых изделий – на 4–5%. Это отражает относительную стабильность экспортных цен и спроса на продукцию таких предприятий. Больше других среди обрабатывающих отраслей пострадали занятые в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, а также издательской и полиграфической деятельности – реальные зарплаты в этих секторах потеряли за год 11–12%.
В целом же по экономике темпы роста номинальных зарплат устойчиво снижаются начиная с четвертого квартала 2014 года. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в первом полугодии 2015 года превысила 15% (на 2 процентных пункта больше, чем в январе–июне 2014 года). Это максимум с 2008 года и свидетельствует о резком росте бедности. Действующий базовый сценарий среднесрочного прогноза Минэкономразвития предполагает, что до конца года доля населения с доходами ниже прожиточного минимума чудесным образом вернется к уровню 13,2% – при падении реальных пенсий на 3,2% и зарплат на 8,1%.
«В ближайшие два квартала – как минимум – роста доходов населения ожидать не приходится. У компаний просто нет дополнительных ресурсов для увеличения заработных плат сотрудникам. Кризис очень сильно ударил по рынку труда – при аномально низкой безработице заработные платы стали резко сокращаться. В 2016 году возможно некоторое увеличение реальных доходов населения, но весьма ограниченное – в пределах 2%», – говорит эксперт-аналитик MFX Broker Антон Краско.
«Многие компании продолжают оптимизировать издержки: либо сокращать персонал, либо урезать зарплату, – отмечает директор Института социальной политики и социально-экономических программ Сергей Смирнов: – Еще одна российская проблема – это большая доля так называемой надтарифной части зарплаты – то есть тех надбавок, от которых работодатель может отказаться в любой момент. К примеру, в США она составляет около 3,5%, в нашей же стране может достигать 40% от зарплаты».
Одним из факторов снижения реальных зарплат и доходов является растущая инфляция. По итогам текущего года велика вероятность, что инфляция окажется выше 13%, считают в Институте Гайдара. Потребительские цены в 2016 году – по базовому прогнозу – вырастут на 7,7%. Объем розничной торговли в реальном выражении сократится на 7,7% в 2015-м и на 1,6% в 2016 году. «Зарплаты кое-где в бюджетном секторе пока еще индексируются, несмотря на заморозку тарифов, которая, очевидно, продлится недолго, – поясняет начальник управления компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. – В среднем индексацию по этому кругу предприятий можно оценить в 15%. Кроме того, сам прожиточный минимум, рассчитываемый Росстатом, с начала года вырос всего на 10,5%. До конца года резко бедность населения не возрастет, но будет оставаться на уровне примерно 15%».
Низкая доходность проектов приводит к замораживанию инвестиций в развитие производства. «Отток капитала сокращается, потому что падает прибыль, которая является базой для расчета дивидендов», – говорит Ващенко. Но тренд пока не меняется: компании выплачивают на дивиденды значительную часть (до 75%) прибыли, инвесторы выводят эти деньги за границу, а не вкладывают в развитие бизнеса. Реальные доходы начнут расти, только когда снизится инфляция. Это может произойти во второй половине 2016 года, если средняя цена на нефть к тому времени будет выше 65 долл., предполагают эксперты.
По данным Росстата, за первое полугодие 2015 года численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 21,7 млн человек (15,1% от всего населения РФ). Год назад этот показатель составлял 18,9 млн человек (или 13,1%). Последний раз такой уровень бедности отмечался в 2006 году.
Росстат также указывает, что величина прожиточного минимума по сравнению с первым кварталом 2015 года во втором квартале увеличилась на 3,7%. При этом стоимость продуктов питания потребительской корзины увеличилась на 1,7%, непродовольственных товаров и услуг – на 5,1% и 6,2% соответственно.
У социологов выходит не менее грустная картина. Согласно недавнему опросу ВЦИОМа, на вопрос «Как вы думаете, в нашей стране бедных людей много или мало?» в 2015 году ответ «Много» выбрали 82% респондентов. Для сравнения: в 1990 году такой ответ давали лишь 69% опрошенных.
http://www.ng.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу