Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Нефтяной бум и цена бензина » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Нефтяной бум и цена бензина

7 октября 2015 Вести Экономика
На фоне возникшего новостного бума по нефтяной проблематике вновь актуализировался и вопрос о том, как сформировать адекватный механизм ценообразования в России, который исключил бы рост цен и дефицита топлива на внутреннем рынке, вразрез с мировыми трендами.

Геополитическая премия
К вечеру вторника цена на нефть марки Brent, преодолев психологический рубеж в $50 за баррель, превысила и отметку в $51. По состоянию на 18:13 мск в ходе торгов на Интерконтинентальной бирже ее стоимость выросла на 3,752% до $51,17, в связи с ожиданием возможных мер ОПЕК.

Во вторник генсек ОПЕК Абдалла аль-Бадри заявил, что 21 октября эксперты стран-членов Организации экспортеров нефти и государств, не входящих в ОПЕК, в том числе и России, могут встретиться для обсуждения мировых цен на нефть. Ранее в субботу министр энергетики РФ Александр Новак сообщил о готовности российской стороны принять участие в консультациях со странами-членами ОПЕК (и государствами, не входящими в картель) со сходной повесткой. По словам Новака, на прошлой неделе у него уже состоялись консультации с министром нефти Саудовской Аравии (мировым лидером в экспорте "черного золота") Али Аль-Наими по данному поводу.

Возможно ли, что в итоге ведущие игроки глобального рынка договорятся о сдерживании добычи нефти, ради ценовой стабилизации? Технически это вполне можно сделать, ответил “Вести.Экономика“ главный редактор по товарным рынкам Thomson Reuters Александр Ершов. Правда, оговорил он, если с одной стороны, выгодно сократить добычу нефти, чтобы повысить цены, то с другой – сокращать добычу – не выгодно, и лучше, чтобы это сделал кто-то другой. Но, так или иначе, продолжение анонсированного сюжета с консультациями обеспечит определенную поддержку для “нефтяных“ цен в период сезонного снижения спроса, без чего в случае обострения панических настроений ценовой график способен провалиться и до отметки в $30 за баррель. Тогда как в результате его последующего весеннего повышения, также усиленного дополнительной поддержкой, цены на “черное золото“ могут достигнуть $60-70, а то и $100 за баррель, предположил Ершов накануне днем, когда планка еще пребывала на уровне $49 с копейками.

В числе обстоятельств, поддерживающих “нефтяные“ цены, аналитики также называют геополитические риски и “военную премию“, обусловленную, в том числе предпринятыми Россией бомбардировками террористических группировок в Сирии. Причем при дальнейшем нарастании противостояния в этой стране и возможном подключении к нему новых участников, или, скажем, при распространении бомбардировки также на Ирак неизбежно обострятся угрозы для тамошней нефтедобычи, которые, в свою очередь, могут спровоцировать общий рост цен на нефть, указывают эксперты.

Как уведомила во вторник спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, Москва рассмотрит целесообразность участия отечественных воздушно-космических сил в операции против "Исламского государства" также на территории Ирака, если от его властей поступит соответствующая просьба. Но пока такого обращения нет, подчеркнула Матвиенко.

Отвязанные цены
Напомним, с начала текущего года Brent подешевела на 14% - после падения цен на 48% в 2014 году. Но на ценах внутри России внешняя конъюнктура не отразилась. По данным Росстата, хотя за последнюю сентябрьскую неделю рост цен на автомобильный бензин замедлился – до 0,1% против 0,2% в две предыдущие недели, в целом, за сентябрь он подорожал на 0,9% при общей инфляции за минувший месяц в 0,6%.

Между тем, рассказал председатель совета НП “Независимые отечественные нефтетрейдеры” Павел Баженов, внутренний рынок итак разбалансирован. В результате доходность независимых АЗС с прокачкой в 1-5 кубов в сутки показывает минус 13 тыс руб.. Правда, у АЗС с прокачкой в 5-10 кубов она составляет 282 тыс руб., а при уровне в 10-15 кубов – 448 тыс руб. и при уровне выше 15 кубов превышает 690 тысяч. Но следует отметить, что в минусе оказывается наиболее массовый сегмент: на долю АЗС первой категории приходится 50% от общего числа, тогда как на другие, соответственно, 30%, 15% и 5%. Среди факторов, снижающих доходность АЗС, в частности, упоминается стоимость кредитов на пополнение оборотных средств: при годовой ставке в 18% для АЗС первой категории она обходится в 270 тыс руб. и для остальных, соответственно, в 676 тыс руб., 990 тыс руб. и 1440 тыс руб.

Нефтяной бум и цена бензина


При таком раскладе, тем более, важно, обеспечить адекватную маржинальность для бизнеса, подтвердил Баженов. С этой целью, уточнил он, также необходимо модернизировать механизм формирования цен на топливо - на основе рыночного или же планово- административного режима. Исходя из чего, надо либо отпустить цены вслед за рублем, либо, напротив, жестко регламентировать их по всей цепочке с тем, чтобы преодолеть сохранявшиеся в последние годы дисбалансы между оптом и розницей, между вертикально интегрированными компаниями и независимыми сетями, а также внутренними и внешними ценами. Пока же, вопреки мировому тренду, внутрироссийские ценовые графики демонстрируют рост, который по итогам года, очевидно, составит 7%, предположил председатель совета НП “Независимые отечественные нефтетрейдеры”. Впрочем, добавил он, окончательную величину этого показателя определит ФАС.

Нефтяной бум и цена бензина


Баланс маневра
Примечательно, что внутренние цены на топливо “отвязались” на столько, что не зависят и от производственных показателей. Обычно с повышением уровня производства цены снижаются, но в России это не обязательно происходит, констатировал замначальника отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters KORTES Александр Шкурин. При этом, указал он, полученные статданные свидетельствуют о том, что положение дел в отрасли еще более осложнилось после введения налогового маневра. Но поскольку, в условиях ослабления национальной валюты, рублевая выручка компаний выросла, у заинтересованных ведомств появился соблазн отщипнуть больший кусок от их пирога.

По данным Минэнерго, на фоне введения налогового маневра, подразумевавшего уменьшение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты в 1,7 раза в течение трех лет при увеличении на такую же величину налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), за январь-август 2015 г. первичная переработка нефти сократилась на 1,2% в годовом выражении, а ее экспорт вырос на 7,4%, в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом.

Теперь же предлагают сманеврировать и в отношении маневра. Так, Минфин призвал заморозить снижение экспортной пошлины с тем, чтобы в 2016 г. сохранить ее ставку на текущем уровне в 42% вместо запланированного снижения до 36%. Это обеспечило бы для бюджета дополнительные 200 млрд руб. Еще 100 млрд руб. в 2016 г. Минфин намерен получить за счет повышения НДПИ для "Газпрома" -0,45%.

Понятно, что при имеющемся дефиците бюджета власти озадачились его пополнением, отметил Павел Баженов. Но вместо того, считает он, чтобы выбирать, за чей счет это сделать - компаний или рядовых потребителей - в первую очередь, следовало бы озаботиться снижением издержек, жестко урезав не доходы бюджетников (учителей и врачей), а разросшийся чиновничий аппарат, попутно закрыв все неэффективные проекты, заключил эксперт.

Как ожидается, окончательные решения по корректировке налогового маневра будут утверждены на бюджетной комиссии в среду. Накануне глава Минэнерго Александр Новак также попросил премьер-министра Дмитрия Медведева во избежание возможного дефицита бензина в стране продлить на один год, до конца 2016 г., оборот топлива экологического класса "Евро-4", предусмотрев для него акциз на 3,5 тыс руб. на тонну выше, чем для "Евро-5". Также для преодоления дефицита он предложил закрепить в четырехсторонних соглашениях, подписанных в 2011 г. ФАС, Росстандартом, Ростехнадзором и нефтяными компаниями, обязательства последних по продаже внутри РФ не менее 90% выпускаемого бензина.

Тогда как рядовой потребитель, следя за этими высоколобыми дискуссиями, наверное, заподозрит кого-то из выше упомянутых фигурантов в лукавстве. Тем более, что в последние годы он не устает удивляться тому, каким образом в нефтедобывающем российском государстве сохраняется дефицит топлива на внутреннем рынке – при его избытке на внешнем, и как здесь ухитряются загнать цены вверх, когда во всем мире они съехали вниз?! И поскольку рассуждения о многофакторности этой самой цены и превалирующей в ней социальной составляющей – на фоне нескончаемых несуразиц – уже не кажутся убедительными, очевидно, и в самом деле, назрела необходимость сформировать более предсказуемый и понятный механизм ценообразования, от эффективности которого, между прочим, зависит и общее развитие отечественной экономики.