15 октября 2015 Вести Экономика
С июня 2014 г. по февраль 2015 г. цена, по которой американцы покупали бензин, упала на треть. Экономисты предсказывали, что сэкономленные в результате этого деньги потребители потратят на товары и услуги, что должно ускорить рост.
Однако вместо этого экономика замедлилась: согласно первоначальной оценке темпы роста в первой половине года составили всего 1,4% в годовом исчислении. Многие эксперты тогда говорили, что американцы, по всей видимости, откладывали появившиеся дополнительные деньги или использовали их для погашения имеющихся долгов.
Предварительные данные роста за первые шесть месяцев 2015 г. с тех пор были пересмотрены в сторону резкого повышения до 2,3% в годовом исчислении, подтверждая, таким образом, мнение, что американцы все же тратили большую часть появившихся благодаря низким ценам на нефть дополнительных денег. Подтверждает эту версию и обнародованное на прошлой неделе исследование аналитической фирмы JPMorgan Institute (являющейся частью известного американского банка).
Исследователи внимательно проанализировали обезличенные данные одного миллиона владельцев кредитных и дебетовых карточек своей финансовой организации. Затем клиентов разделили на две группы в зависимости от их расходов на бензин, до того как цены обвалились.
"Пожиратели бензина" (автолюбители, покупающее выше среднего объема топлива в месяц) больше всего выиграли от подешевевшего горючего, "экономные заправщики" получили меньшую выгоду. Сравнение расходов двух этих групп до и после коллапса цен показало, что примерно 73 цента из каждого сэкономленного на бензоколонке доллара были потрачены на что-то еще, пишет британский журнал The Economist.
Если эти подсчеты корректны, то низкие цены на нефть действительно стимулируют потребление американцев. Это должно также успокоить тех, кто боялся, что обвал цен снизит инвестиции в добычу нефти и газа, при этом не стимулируя потребительские расходы.
Между тем, выводы противоречат данным последнего опроса американского центра общественного мнения Gallup, согласно которому лишь 24% американцев тратят сэкономленные на дешевом бензине деньги на другие цели.
Методику исследования JPMorgan Institute трудно назвать бесспорной, так как в ней не учитывались такие важные факторы, как географический и экономический. Дело в том, что "пожиратели бензина" в основном проживают на просторном юге (имеющем большие расстояния между населенными пунктами), в то время как две трети экономных заправщиков живут в мегаполисах северо-востока США (где также развит общественный транспорт).
Оба эти региона имеют также различный экономический уровень развития, а значит, и различный размер средней зарплаты. Кроме того, в исследование изначально закладывалась большая статистическая погрешность в оценках.
Тем не менее выводы доклада важны по трем причинам. Во-первых, они дают определенное подтверждение того, что увеличение наличного дохода у потребителей помогает экономике. Авторы исследования подсчитали, что среднее домохозяйство только благодаря более дешевому бензину получит дополнительно $700 в 2015 г. (больше, чем выплата среднего налогового вычета в 2008 г.).
Во-вторых, они указывают, что потребители не всегда могут описать интервьюеру социологического опроса все детали своего бюджета, особенно когда вопрос достаточно комплексный. Даже американцы с низким доходом тратят лишь 6% из него на бензин, поэтому не так просто определить, что они делают с сэкономленными деньгами.
И, наконец, они демонстрируют потенциал больших статистических данных об индивидуальном поведении потребителя для банков при поиске ответа на большие макроэкономические вопросы.
Однако вместо этого экономика замедлилась: согласно первоначальной оценке темпы роста в первой половине года составили всего 1,4% в годовом исчислении. Многие эксперты тогда говорили, что американцы, по всей видимости, откладывали появившиеся дополнительные деньги или использовали их для погашения имеющихся долгов.
Предварительные данные роста за первые шесть месяцев 2015 г. с тех пор были пересмотрены в сторону резкого повышения до 2,3% в годовом исчислении, подтверждая, таким образом, мнение, что американцы все же тратили большую часть появившихся благодаря низким ценам на нефть дополнительных денег. Подтверждает эту версию и обнародованное на прошлой неделе исследование аналитической фирмы JPMorgan Institute (являющейся частью известного американского банка).
Исследователи внимательно проанализировали обезличенные данные одного миллиона владельцев кредитных и дебетовых карточек своей финансовой организации. Затем клиентов разделили на две группы в зависимости от их расходов на бензин, до того как цены обвалились.
"Пожиратели бензина" (автолюбители, покупающее выше среднего объема топлива в месяц) больше всего выиграли от подешевевшего горючего, "экономные заправщики" получили меньшую выгоду. Сравнение расходов двух этих групп до и после коллапса цен показало, что примерно 73 цента из каждого сэкономленного на бензоколонке доллара были потрачены на что-то еще, пишет британский журнал The Economist.
Если эти подсчеты корректны, то низкие цены на нефть действительно стимулируют потребление американцев. Это должно также успокоить тех, кто боялся, что обвал цен снизит инвестиции в добычу нефти и газа, при этом не стимулируя потребительские расходы.
Между тем, выводы противоречат данным последнего опроса американского центра общественного мнения Gallup, согласно которому лишь 24% американцев тратят сэкономленные на дешевом бензине деньги на другие цели.
Методику исследования JPMorgan Institute трудно назвать бесспорной, так как в ней не учитывались такие важные факторы, как географический и экономический. Дело в том, что "пожиратели бензина" в основном проживают на просторном юге (имеющем большие расстояния между населенными пунктами), в то время как две трети экономных заправщиков живут в мегаполисах северо-востока США (где также развит общественный транспорт).
Оба эти региона имеют также различный экономический уровень развития, а значит, и различный размер средней зарплаты. Кроме того, в исследование изначально закладывалась большая статистическая погрешность в оценках.
Тем не менее выводы доклада важны по трем причинам. Во-первых, они дают определенное подтверждение того, что увеличение наличного дохода у потребителей помогает экономике. Авторы исследования подсчитали, что среднее домохозяйство только благодаря более дешевому бензину получит дополнительно $700 в 2015 г. (больше, чем выплата среднего налогового вычета в 2008 г.).
Во-вторых, они указывают, что потребители не всегда могут описать интервьюеру социологического опроса все детали своего бюджета, особенно когда вопрос достаточно комплексный. Даже американцы с низким доходом тратят лишь 6% из него на бензин, поэтому не так просто определить, что они делают с сэкономленными деньгами.
И, наконец, они демонстрируют потенциал больших статистических данных об индивидуальном поведении потребителя для банков при поиске ответа на большие макроэкономические вопросы.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба