18 ноября 2015 Однако
В принципе этот текст следовало бы написать примерно в феврале следующего года, после оглашения основных статистических показателей за 2015 год. Однако основные тенденции уже очевидны и вряд ли сильно изменятся за оставшиеся три месяца.
Экспорт
По предварительным итогам (тут и далее – январь-сентябрь 2015 г, если не оговорено иного) доходы РФ от экспорта упадут примерно на 30-32%. При этом примерно половина этого падения будет обусловлена изменением мировой конъюнктуры цен на нефть. К октябрю РФ имела примерно минус 51,4 млрд долл на экспорте нефти (в сравнении с 2014 г) при том, что физические объёмы выросли на 8,7%.
С другой стороны, товарная структура экспорта становится более сбалансированной. Доля топливно-энергетических товаров (дальнее зарубежье) упала с 74,8% до 68%. И произошло это именно за счёт экспорта сырой нефти, поскольку статистика фиксирует рост экспорта электроэнергии на 11,7%, нефтепродуктов (керосин, ДТ, бензины) – на 7,8%. Всё идёт к тому, что в ближайшие годы доход от экспорта нефти и нефтепродуктов могут сравняться (69,5 и 54 млрд долл на конец сентября).
Падение топливно-энергетического сектора повысило долю других экспортных отраслей: металлургии (9,6% против 7,7%), химической промышленности (6,4% против 4,9%), машиностроении (5,1% против 3%). Следует отдельно отметить, что экспорт продукции машиностроения вырос не только за счёт перераспределения долей в товарной структуре, но и в стоимостном выражении (16,8%). Более того, это единственная экспортная отрасль, которая в этом году не только не снизила результаты, но и нарастила показатели. Таким образом, продажи российского машиностроения сохраняют тенденцию к росту, заложенную ещё в начале десятилетия. Какие направления обеспечивают рост? Это традиционные для РФ тяжелое машиностроение (в т.ч. по экспортным контрактам “Росатома”), ОПК (РФ сохраняет второе место на 70-миллиардном рынке экспорта вооружений), авиакосмическая отрасль. Однако в этом году серьёзный рост показало производство наземного транспорта, в первую очередь легковых автомобилей – +70,1%. Общий прогноз по отрасли к концу года – примерно 22 млрд долл. дохода от экспорта Это ровно в 2,5 раза больше, чем в 2013 году.
По экспорту в страны СНГ тенденции в основном схожи за исключением машиностроения (поставки в СНГ упали) и энергоносителей (упали в стоимостном и количественном выражении, главным образом за счёт сокращения закупок Украиной).
Грузооборот в портах РФ по итогам 10 месяцев прирос на 3,2%, причём за счёт экспорта: импорт за указанный период упал почти на четверть. Нужно отметить, что хотя лидерами перевалки продолжают оставаться порты Балтийского и Азово-Черноморского регионов, дальневосточные порты вышли на первое место по темпам прироста перевалки грузов – +12,3%: Т.о., Россия наращивает торговлю со странами АТР.
В целом же российский экспорт (даже в его топливно-энергетической части) становится всё менее сырьевым. Так, по итогам января-августа 2015 года несырьевой экспорт превысил сырьевой на 20 млрд долл (127 и 107 млрд соответственно), причем указанная тенденция сохраняется на протяжении последних двух лет.
Импорт
Украина стремительно теряет позиции на российском рынке. По итогам 10 месяцев 2015 года украинские производители поставили продукции чуть более чем на 4 млрд долл (9 млрд в 2014 году, 15 – в 2013). Прогнозы на следующий год – 2-3 млрд, кроме того, украинским производителям продовольствия с начала 2016 года грозит если не полное эмбарго, то ликвидация режима льготной торговли (это связано с началом действия экономического блока соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС). Что приводит к возникновению любопытных ситуаций.
Еврокомиссар ЕС по торговле С. Мальмстрём заявляет, что ЕС не планирует увеличивать квоты Украины на поставку продуктов питания в страны Европы. Одновременно с этим госпожа Мальмстрём обращается с просьбой к руководству РФ. Суть просьбы – не вводить эмбарго на украинские продукты. В связи с чем не вполне понятно, кто с кем создавал зону свободной торговли: Украина с ЕС или РФ с Украиной?
В целом же в географической структуре импорта в РФ наблюдаются такие подвижки:
– снижается доля импорта из ЕС (с 41,3% до 38,1%);
– растёт, хотя и медленно, доля импорта из АТЭС и ЕАЭС (с 36,2% до 37,9 и с 7% до 7,8% соответственно).;
– в абсолютных величинах импорт из стран Европы и стран АТЭС фактически сравнялся (51,1 млрд долл и 50,8 млрд долл). Вполне вероятно, что по итогам года АТЭС выйдет на первое место. Половина этого показателя приходится на Китай.
По общему обороту тенденции аналогичные, хотя до паритета конечно же далеко: 45% (49% в прошлом году) до сих пор приходится на страны ЕС.
Что Россия активно ввозит? (поставки более чем на 1 млрд долл): машины и оборудование (59,1 млрд долл), одежду (5,1 млрд долл), медикаменты (4 млрд долл), алкоголь (1,2 млрд долл), мясо свежее и мороженое (1,8 млрд долл), чёрные металлы (2,5 млрд долл), машины легковые (4,8 млрд долл), мебель (1,3 млрд долл). При этом об относительном паритете по поставкам (дальнее зарубежье/СНГ) можно говорить только в отношении чёрных металлов. С другой стороны, после упразднения режима льготной торговли с Украиной, её ниши (алкоголь, мясо, чёрные металлы, одежда, машиностроение) будут частично распределены между российскими производителями и импортом из СНГ. Как-никак Украина продолжает поставлять на российский рынок внушительные объёмы продукции – даже сейчас, например, она торгует с РФ более интенсивно, чем Казахстан, а Беларусь первый раз обошла Украину только в 2014 году.
Торговля со странами Ближнего Востока, АТЭС начинает активно развиваться в формате торговых домов. Открытый в прошлом году агрокластер “Фуд Сити” уже разместил на своей территории торговые дома Сирии, Ирана, Индии, Китая, Мексики – всего более десятка стран. При этом некоторые из них (того же Ирана) открывались в рамках госпрограммы по торговле с РФ. Впрочем, речь не только о замещении привычных каналов поставок продуктов питания для московского региона. По предложению Минразвития Дальнего Востока в ноябре откроется российско-корейский торговый дом, призванный гармонизировать экспортно-импортные отношения между РФ и КНДР. Одно из перспективных направлений сотрудничества – поставки меди в обмен на российское электричество.
Отдельно помогает стимулировать торговлю международная инициатива РФ и КНР по отказу от использования доллара в международной торговле. Часть торговых операций между Россией и КНР уже ведётся в рублях и юанях, полная дедолларизация торговли между РФ и Казахстаном, как ожидается, будет достигнута к концу 2016 года. Аналогичные предложения сделаны Индии, странам Ближнего Востока. Прорабатывается формат бартерных сделок (Индия, Китай, Иран, Турция).
Итого: пресловутый поворот на Восток и восстановление экономических связей с ближним зарубежьем (уже в рамках ЕАЭС) идут, хотя и медленнее, чем хотелось бы. Начавшийся период дешёвой нефти делает этот тренд ещё более заметным.
Экспорт
По предварительным итогам (тут и далее – январь-сентябрь 2015 г, если не оговорено иного) доходы РФ от экспорта упадут примерно на 30-32%. При этом примерно половина этого падения будет обусловлена изменением мировой конъюнктуры цен на нефть. К октябрю РФ имела примерно минус 51,4 млрд долл на экспорте нефти (в сравнении с 2014 г) при том, что физические объёмы выросли на 8,7%.
С другой стороны, товарная структура экспорта становится более сбалансированной. Доля топливно-энергетических товаров (дальнее зарубежье) упала с 74,8% до 68%. И произошло это именно за счёт экспорта сырой нефти, поскольку статистика фиксирует рост экспорта электроэнергии на 11,7%, нефтепродуктов (керосин, ДТ, бензины) – на 7,8%. Всё идёт к тому, что в ближайшие годы доход от экспорта нефти и нефтепродуктов могут сравняться (69,5 и 54 млрд долл на конец сентября).
Падение топливно-энергетического сектора повысило долю других экспортных отраслей: металлургии (9,6% против 7,7%), химической промышленности (6,4% против 4,9%), машиностроении (5,1% против 3%). Следует отдельно отметить, что экспорт продукции машиностроения вырос не только за счёт перераспределения долей в товарной структуре, но и в стоимостном выражении (16,8%). Более того, это единственная экспортная отрасль, которая в этом году не только не снизила результаты, но и нарастила показатели. Таким образом, продажи российского машиностроения сохраняют тенденцию к росту, заложенную ещё в начале десятилетия. Какие направления обеспечивают рост? Это традиционные для РФ тяжелое машиностроение (в т.ч. по экспортным контрактам “Росатома”), ОПК (РФ сохраняет второе место на 70-миллиардном рынке экспорта вооружений), авиакосмическая отрасль. Однако в этом году серьёзный рост показало производство наземного транспорта, в первую очередь легковых автомобилей – +70,1%. Общий прогноз по отрасли к концу года – примерно 22 млрд долл. дохода от экспорта Это ровно в 2,5 раза больше, чем в 2013 году.
По экспорту в страны СНГ тенденции в основном схожи за исключением машиностроения (поставки в СНГ упали) и энергоносителей (упали в стоимостном и количественном выражении, главным образом за счёт сокращения закупок Украиной).
Грузооборот в портах РФ по итогам 10 месяцев прирос на 3,2%, причём за счёт экспорта: импорт за указанный период упал почти на четверть. Нужно отметить, что хотя лидерами перевалки продолжают оставаться порты Балтийского и Азово-Черноморского регионов, дальневосточные порты вышли на первое место по темпам прироста перевалки грузов – +12,3%: Т.о., Россия наращивает торговлю со странами АТР.
В целом же российский экспорт (даже в его топливно-энергетической части) становится всё менее сырьевым. Так, по итогам января-августа 2015 года несырьевой экспорт превысил сырьевой на 20 млрд долл (127 и 107 млрд соответственно), причем указанная тенденция сохраняется на протяжении последних двух лет.
Импорт
Украина стремительно теряет позиции на российском рынке. По итогам 10 месяцев 2015 года украинские производители поставили продукции чуть более чем на 4 млрд долл (9 млрд в 2014 году, 15 – в 2013). Прогнозы на следующий год – 2-3 млрд, кроме того, украинским производителям продовольствия с начала 2016 года грозит если не полное эмбарго, то ликвидация режима льготной торговли (это связано с началом действия экономического блока соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС). Что приводит к возникновению любопытных ситуаций.
Еврокомиссар ЕС по торговле С. Мальмстрём заявляет, что ЕС не планирует увеличивать квоты Украины на поставку продуктов питания в страны Европы. Одновременно с этим госпожа Мальмстрём обращается с просьбой к руководству РФ. Суть просьбы – не вводить эмбарго на украинские продукты. В связи с чем не вполне понятно, кто с кем создавал зону свободной торговли: Украина с ЕС или РФ с Украиной?
В целом же в географической структуре импорта в РФ наблюдаются такие подвижки:
– снижается доля импорта из ЕС (с 41,3% до 38,1%);
– растёт, хотя и медленно, доля импорта из АТЭС и ЕАЭС (с 36,2% до 37,9 и с 7% до 7,8% соответственно).;
– в абсолютных величинах импорт из стран Европы и стран АТЭС фактически сравнялся (51,1 млрд долл и 50,8 млрд долл). Вполне вероятно, что по итогам года АТЭС выйдет на первое место. Половина этого показателя приходится на Китай.
По общему обороту тенденции аналогичные, хотя до паритета конечно же далеко: 45% (49% в прошлом году) до сих пор приходится на страны ЕС.
Что Россия активно ввозит? (поставки более чем на 1 млрд долл): машины и оборудование (59,1 млрд долл), одежду (5,1 млрд долл), медикаменты (4 млрд долл), алкоголь (1,2 млрд долл), мясо свежее и мороженое (1,8 млрд долл), чёрные металлы (2,5 млрд долл), машины легковые (4,8 млрд долл), мебель (1,3 млрд долл). При этом об относительном паритете по поставкам (дальнее зарубежье/СНГ) можно говорить только в отношении чёрных металлов. С другой стороны, после упразднения режима льготной торговли с Украиной, её ниши (алкоголь, мясо, чёрные металлы, одежда, машиностроение) будут частично распределены между российскими производителями и импортом из СНГ. Как-никак Украина продолжает поставлять на российский рынок внушительные объёмы продукции – даже сейчас, например, она торгует с РФ более интенсивно, чем Казахстан, а Беларусь первый раз обошла Украину только в 2014 году.
Торговля со странами Ближнего Востока, АТЭС начинает активно развиваться в формате торговых домов. Открытый в прошлом году агрокластер “Фуд Сити” уже разместил на своей территории торговые дома Сирии, Ирана, Индии, Китая, Мексики – всего более десятка стран. При этом некоторые из них (того же Ирана) открывались в рамках госпрограммы по торговле с РФ. Впрочем, речь не только о замещении привычных каналов поставок продуктов питания для московского региона. По предложению Минразвития Дальнего Востока в ноябре откроется российско-корейский торговый дом, призванный гармонизировать экспортно-импортные отношения между РФ и КНДР. Одно из перспективных направлений сотрудничества – поставки меди в обмен на российское электричество.
Отдельно помогает стимулировать торговлю международная инициатива РФ и КНР по отказу от использования доллара в международной торговле. Часть торговых операций между Россией и КНР уже ведётся в рублях и юанях, полная дедолларизация торговли между РФ и Казахстаном, как ожидается, будет достигнута к концу 2016 года. Аналогичные предложения сделаны Индии, странам Ближнего Востока. Прорабатывается формат бартерных сделок (Индия, Китай, Иран, Турция).
Итого: пресловутый поворот на Восток и восстановление экономических связей с ближним зарубежьем (уже в рамках ЕАЭС) идут, хотя и медленнее, чем хотелось бы. Начавшийся период дешёвой нефти делает этот тренд ещё более заметным.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба