Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Затишье перед бурей » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Затишье перед бурей

16 декабря 2015 goldenfront.ru | Архив
Глобальный ВВП (столбцы слева) и долг (столбцы справа)

Идеальная возможность покинуть казино

Вчера азиатские акции дали еще одно предупреждение об ускорении глобального цикла дефляции. Цена железной руды упала ниже $40 за т в первый раз с тех пор, как центральные банки запустили феерию мирового роста на кредитных дрожжах; на данный момент цена снизилась на 40% за год и на 80% с пика 2011-2012 гг.

Затишье перед бурей


Но как сказал тот парень, это ещё что. Потому что график выше не просто наводит на размышления о слишком большом энтузиазме по поводу роста поставок и мощностей в железорудной промышленности, или даже о лопнувшем мировом суперцикле сырьевых товаров.

Нет, на самом деле обвал железной руды является симптомом куда более глубокой и разрушительной болезни. А именно, он отражает гигантские плохие инвестиции, порождённые двумя десятилетиями безудержной кредитной экспансии и фальсификации долга и цен акций мировым конвейером печатания денег центральными банками.

С 1994 года совокупный баланс центральных банков мира расширился десятикратно - с $2.1 трлн до $21 трлн. Этот рост не отражает какую-то обычную тенденцию, которая временно вышла из-под контроля; это взрыв денежного безумия, нечто доселе невиданное.

Это означает, что Фед, ЕЦБ, Банк Японии, Народный банк Китая (НБК) и множество меньших центральных банков купили $19 трлн правительственных облигаций, корпоративных долгов, индексных фондов и даже некоторых акций, заплатив за это нажатием электронной кнопки «печать» в своих финансовых программах.

Такое расширение баланса центральных банков на момент начала феерии печатания в 1994 году представляло 70% общемирового ВВП. Но с точки зрения бухгалтерии столь грандиозное расширение баланса подозрительно само по себе.

Объясняется это тем, что компенсирующая сторона активов возникла за счёт приобретения уже существующих активов - финансовых требований, которыми первоначально финансировались покупки реальных товаров и услуг.

В то время как равная и противоположная сторона обязательств была создана вливанием денежного кредита, полученного щелчком пальцев из воздуха, не представлявшего никаких материальных ценностей и тем более никаких сбережений, полученных ранее от производства реальной экономической продукции.

Иначе говоря, центральные банки заменили на $19 трлн бумажного кредита $19 трлн реальных сбережений из текущего дохода, который в противном случае потребовался бы на финансирование долга и акций, выпущенных предприятиями, домохозяйствами и правительствами на протяжении последних двух десятилетий.

Разумеется, эта гигантская подмена сильно сфальсифицировала цену денег и капитала. Это стало большой жирной ставкой на финансовых рынках, которая отбросила ставки капитализации на глубокий субэкономический уровень, что означает, что доходность по облигациям была очень низкой, а цены акций и отношение цена/рост доходов - слишком высокими.

Если бы в мировой экономике выпускались ценные бумаги и кредиты на триллионные суммы без этого огромного увеличения баланса центральных банков, процентные ставки взлетели бы, а отношение цены к росту доходов акций снизилось бы. И это стало бы препятствием для безрассудной финансовой экспансии, которая имела место в реальности.

Короче говоря, из-за безудержной скупки облигаций центральными банками в последние 20 лет мировая экономика стала непомерно финансово раздутой.

В отношении долга, например, увеличение было примерно 4-кратным. То есть, полный общемировой долг, включая государственные и частные долги, вырос с $40 трлн до $225 трлн. Этот немыслимый прирост в $185 трлн, по сравнению с приростом ВВП $50 трлн, означает, что мировой коэффициент использования заёмных средств вырос до беспрецедентного уровня.

Расширение акционерного капитала на торгуемых фондовых рынках мира показало одну и ту же тенденцию. В течение двух десятилетий мировая капитализация фондового рынка выросла на $60 трлн или на 11% в год, до пика мая 2015 года. Это почти в два раза превышает темпы роста номинального ВВП, то есть, подразумеваемая ставка капитализации мирового дохода была высокой - хотя мировая экономика была раздута и деформирована невообразимым кредитным пузырём.

Затишье перед бурей


Объем капитализации мировых фондовых рынков, в $ трлн

Таким образом, на недавнем пике мировые финансы составляли $300 трлн ($225 трлн долга плюс $75 трлн акций), по сравнению с $60 трлн ($40 трлн долга и $20 трлн акций) в 1994 году. Надо ли говорить, что этот 5-кратный рост вызвал, среди прочего, невиданный рост капитальных затрат.

Но это не здоровый устойчивый рост, потому что финансировавший его базовый долговой и акционерный капитал - 5-кратный скачок инвестиций в котируемые компании в течение этого периода - был сильно недооцененным. Соответственно, сейчас мир перегружен нерентабельными, избыточными мощностями во всей производственной цепочке - добыча, перевозка навалочного груза, производство, склад, контейнеровозы и воздушный транспорт, доставка низовым потребителям.

Упадок в добыче железной руды в Австралии и сланцевом бурении, например, в Северной Дакоте, означает, таким образом, не просто традиционные товарные циклы в нефти и стали. Он знаменует приход того, что станет длительным снижением капитальных расходов, которое подавит спрос на энергоносители и металлопродукцию на долгие годы.

Затишье перед бурей


Глобальная капитализация компаний по отраслям, в $ млрд, с 1991 по 2015 гг, слева направо – промышленность, транспорт, строительства, услуги, коммунальная сфера

График ниже отражает сложную перспективу для цен на железную руду в ближайшие несколько лет из-за ожидаемого дальнейшего снижения спроса, в то время как предложение, как ожидается, за 2017 год вырастет ещё на 5% по завершении текущих проектов.

Но это официальный метод выдавать желаемое за действительное. На самом деле все крупные источники спроса на металл находятся в стадии глубокого сокращения. Мировое судостроение застопорилось; строительство объектов инфраструктуры в Бразилии, Турции и в развивающихся странах в свободном падении; а китайская кредитная пирамида, породившая огромные избыточные инвестиции в многоквартирные дома, промышленное производство и общественную инфраструктуру, явно грозит падением.

Соответственно, мировой спрос на железную руду, вероятно, упадёт на 20%, а не на 2%. Цены, таким образом, опустятся намного ниже, возможно до уровня $20 за т. Это станет беспрецедентным, стремительным банкротством в мировой металлургической промышленности, с умножительным эффектом в секторах смежных поставок.

Затишье перед бурей


Такой обвал спроса не может быть исправлен с помощью очередного раунда печатания денег центральными банками, так как мир уже находится на пике долга. Следовательно, мировой сектор корпоративных прибылей ожидает глубокий спад - также как фондовые рынки входят в последнюю стадию подъёма за счёт горстки всё ещё растущих акций компаний с высокой капитализацией.

Верхушка становится все уже

Опасность, кроющаяся в рискованных активах, была кратко описана в посте на MarketWatch о вчерашних событиях в Азии. Они ещё раз показали, что игроки в азартные игры неспособны видеть приближающийся на всех парах поезд глобальной рецессии, потому что они привыкли к «стимулированию» как образу жизни:

Акции в Гонконге росли в рамках ралли, произошедшего почти во всей Азии на ожиданиях большего стимулирования от китайских властей, в частности, в секторе недвижимости... Этот рост следует за последними сообщениями о состоянии китайской экономики, отражающими дальнейшее снижение темпов производства из-за избыточных мощностей, падения цен и слабого спроса. Столь невзрачная картина вызывает сомнения в том, что вторая экономика в мире может достичь целевого роста 7% в год. Центральный банк с прошлого ноября снижал процентные ставки шесть раз.


Больше стимулирования из Китая? Теперь это просто абсурдно - не потому, что отчаявшиеся сюзерены красного капитализма не попробуют это, но потому, что это не может повысить прибыли китайских компаний или международных акций.

На самом деле ясно как день, что Китай вышел на «пик долга». Дополнительные заимствования не просто продлят жизнь пирамиды и усугубят последствия неминуемого краха, но даже не сдержат в краткосрочной перспективе нисходящую экономическую спираль.

Поскольку Китай перенасыщен долгом, ещё более низкие процентные ставки или дальнейшее снижение банковских резервных требований будут означать переход к излишне мягким кредитным условиям.

Перед кризисом 2008 года китайский «официальный» ВВП был равен $5 трлн, а полный государственный и частный долг кредитного рынка - примерно $8 трлн. С тех пор долг взлетел до $30 трлн, а ВВП как бы удвоился. Но это если считать огромные затраты на «белых слонов» и плохие инвестиции, считающимися расходами на основные фонды. То есть, по минимуму Китай занимал $4.50 на каждый новый доллар официального ВВП, и намного больше, если говорить о производстве эффективных благ.

В самом деле, в Китае построено огромное количество излишних объектов - от неиспользуемых аэропортов до пустых торговых центров, от роскошных апартаментов до избыточных угольных шахт, металлургических заводов, цементных печей, автомобильных заводов, солнечных ферм и многих другого. Дальнейшие заимствования и строительство не просто совершенно бессмысленны; они пагубны, так как вызовут ещё более дорогостоящий цикл адаптации.

То есть, это лишь добавит огромное существующее понижающее давление на цены, арендную плату и прибыли в Китае, что гарантирует в конечном итоге обвал новых триллионных плохих долгов. Это, в свою очередь, вызовет дальнейшее снижение капитальных затрат, всегда сопровождающее кредитный инвестиционный бум, который непомерно раздул и деформировал китайскую экономику.

Короче говоря, так называемый «прыжок дохлой кошки», подобное зарегистрированному на азиатских биржах вчера вечером, никак не означает возможность сдерживания разворачивающейся мировой рецессии центральными банками или правительственными бюджетными мерами. Эти мини-ралли не более чем финансовые спазмы, вызванные рудиментарными алгоритмами автоматики и трейдерами, которые ловят моменты дня.

Но именно поэтому пузыри в конце концов лопаются. Когда достигнут пик долга, добавочный кредит уже не уходит из финансовой системы; он просто финансирует конечную фазу обвала кредитных спекуляций на вторичных рынках.

Сейчас стадо покупающих на минимуме спекулянтов оттесняется на всё более сужающийся сегмент рынка. Несколько недель назад мы говорили об этом в отношении квартета акций FANG (Facebook, Amazon, Netflix и Google):

На самом деле в подъёмах прошлой недели было несколько вспышек, но как свидетельствует история, как раз такое поведение предшествует большому обвалу. Рынок сузился до четырёх взрывоопасно растущих акций - квартета FANG - высасывающих из казино весь оставшийся кислород.

На рубеже года компании FANG имели совместную рыночную капитализацию $740 млрд и совместные прибыли за 2014 год $17.5 млрд. Поэтому 42-кратный оценочный коэффициент может не казаться странным для такой группы скаковых лошадей, но то, что происходило с тех пор, несомненно странно.

При закрытии этой недели акции FANG были оценены всего немногим меньше $1.2 трлн, что означает рост рыночной капитализации $450 млрд или 60% за последние 11 месяцев - хотя их совместные прибыли за последние двенадцать месяцев в сентябре выросли всего на 13%.

Это означает, что акции FANG были доведены до 60-кратного показателя цена/прибыль из-за того, что игроки старались вскочить на последний поезд.

Но после 27 неудавшихся попыток роста, включая сегодняшнее снижение объёма, скромный подскок последних недель - это несомненно последняя судорога умирающего быка.

Затишье перед бурей


Американский фондовый индекс SnP 500

Это особенно верно потому, что происходит на фоне потока негативных экономических новостей из США, о начале пятой за 7 лет рецессии в Японии, спаде кредитной и промышленной активности в Китае, очередном спаде в Бразилии, который Голдман назвал явной депрессией, продолжающегося сильного давления на валютный курс и кредитные рынки в развитых странах и призрак термидорианского переворота в связи с парижскими терактами в Европе.

На самом деле, как говорят на Уолл-стрит, рыночные максимумы - это процесс, а не событие. Очередной пик «под капотом» индекса SnP 500 показывает именно это.

Оказывается, что десять мега- гигантов в акциях, перечисленных в таблице ниже, на данный момент имеют совокупную рыночную капитализацию $3.76 трлн. Это больше, чем в начале года, на внушительную сумму $440 млрд или 14%.

Однако, совокупный чистый доход этой группы не вырос. На конец сентября он составил $158 млрд за 12 месяцев до сентября включительно, и это на 17% меньше $190 млрд чистого дохода за двенадцать месяцев в декабре 2014 года...

Затишье перед бурей


Лишь немногие акции поддерживают рынок: топ 10 акций (синим)

Но внутри группы десяти гигантов есть различия. Прибыли Google за последние девять месяцев выросли на внушительные $2 млрд или 14%, прибыли Exxon снизились на $12.5 млрд или 40%.

Но дело в том, что спекулянты прячутся в немногочисленных оставшихся безопасных убежищах, не принимая во внимание краткосрочные показатели прибылей. На данный момент, например, рыночная капитализация Exxon снизилась только на $50 млрд или 13% с уровня конца 2014 года, то есть акции торгуются при 18-кратных прибылях, которые будут долго и значительно снижаться.

Аналогично, рыночная капитализация Майкрософт на самом деле выросла на $50 млрд или 13%, до $435 млрд. Поскольку капитальные затраты в мировой экономике снижаются, для MSFT поздновато щеголять обманчивым 35-кратным коэффициентом цена/прибыль.

Более важно то, что остальные 490 акций индекса SnP в целом падали большую часть года. Их совокупная рыночная капитализация в конце прошлого года была равна $15.1 трлн, но с тех пор снизилась до $14.6 трлн.

И так и должно быть. 490 компаний из индекса SnP 500 по-прежнему торгуются с 23-кратной прибылью, несмотря на 11%-ное падение чистого дохода после пика в третьем квартале 2014 года.

Всё это означает, что третий обвал фондового рынка в этом веке близок. Мировая экономика находится в условиях беспрецедентной товарной дефляции и снижения капиталовложений - расплата за 20 лет безумного монетарного стимулирования и кредитной экспансии.

Однако центральные банки бессильны предотвратить расплату. Когда ФРС объявит о повышении ставки на следующей неделе после 84 месяцев колебаний на фоне замедления роста ВВП до 1% в этом квартале, игра будет окончена.

Колоссальное печатание денег потерпело провал. Скоро не останется места, где прятаться - даже в десятке гигантов.