16 декабря 2015 Financial Times
Международным регуляторам нужно оценить непредвиденные последствия желанных реформ
Некоторые утверждают, что Япония опередила время: она стала первой развитой экономикой, которую охватил длительный застой после кредитного кризиса, и первой экономикой, на собственных ошибках осознавшей важность финансового регулирования. Реже говорится о том, что наступила вторая фаза японской стагнации, которая сможет преподать миру другой урок. Стагнация началась с просроченных кредитов, крахов банков и финансовой стабильности. Пузырь активов лопнул в начале 1990х, ухудшив балансовые отчеты и заемщиков, и банкиров, что в свою очередь привело к кредитному кризису, затормозившему рост. Кризис удалось обуздать только после очистки балансовых отчетов банков, рекапитализации за счет государственных средств и национализации некоторых крупных банков.
Причина наступления второй фазы была менее драматичной. Банки, компании и домовладения стали так осторожны, что просто перестали брать на себя риски. Домохозяйства хранили сбережения в банках, а компании продолжали выплачивать долги и придерживать деньги. Банки перестали кредитовать рисковые компании и вместо этого покупали государственные облигации. Такое поведение было рациональным и разумным для отдельных игроков, но в целом это стало причиной длительной стагнации. Финансовых поступлений, необходимых для роста, не было, хотя финансовая система в целом восстановилась и стабилизировалась после первого этапа кризиса.
Для устойчивого мирового роста, который является конечной целью, нужна стабильность. Однако чрезмерное стремление к стабильности может навредить, особенно в долгосрочной перспективе. Оно может увеличить период стагнации и даже сделать ее бесконечной. Исходя из этого, нужно обеспечить финансы для роста. Поэтому международным регуляторам нужно оценить непредсказуемые последствия реформы. После мирового финансового кризиса регуляторы стараются сделать финансовую систему безопаснее и повысить финансовую стабильность.
Можно насчитать 50 рабочих проектов под эгидой Совета по финансовой стабильности, который дает политические рекомендации лидерам крупных экономик Большой двадцатки, и 40 проектов Базельского комитета по банковскому надзору, международного форума регуляторов, которые разрабатывают новые стандарты финансового регулирования или мониторинга их внедрения. В результаты появилось множество новых стандартов, за внедрением которых ведется пристальный контроль. Возможно, по отдельности каждое из этих правил имеет смысл, но при этом нужно определить совокупные последствия для финансирования роста. Слишком большое количество лекарств может ухудшить состояние пациента.
Поэтому пора не только учесть уроки прошлого, но и сосредоточиться на будущем. Никогда не знаешь, где начнется следующая война.Для финансирования роста нужно эффективно использовать новые технологии. Один из примеров – краудфандинг. С одной стороны инновации дают большие преимущества, а с другой киберпространство представляет все большую угрозу для финансовых систем.
Регуляторам нужно определить, как можно поддержать рост за счет финансирования. Растущее превосходство алгоритмической торговли может принести выгоду, но при этом навредить интересам инвесторов на финансовых рынках. Инновационная интеграция финансов и технологий дает новые преимущества и вызывает новые риски. В любом случае в будущем финансовые технологии коренным образом трансформируют опыт потребителей, различных отраслей и регуляторов. Когда мир остро нуждается в устойчивом росте и развитии, регуляторы должны сфокусироваться на том, как обеспечить финансирование для поддержания роста. Только скоординированные действия регуляторов по всему миру позволят эффективно решать проблемы мировой финансовой системы.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу