15 февраля 2016 The Telegraph
Отказ от наличных денег приведет к ужасным последствиям, о которых лучше задуматься заранее.
Паника на финансовых рынках, безусловно, лучшее время для проверки любой экономической теории. Взять хотя бы былое мнение о том, что процентные ставки не могут опуститься ниже нуля: теперь мы знаем, что могут — хорошо это, или плохо, уже другой вопрос. Центробанк Швеции понизил свою ставку по кредитам с -0.35% до -0.5%, усилив свою политику отрицательных процентных ставок. Швейцария пошла еще дальше. у Европейского центрального банка пока хватило духу лишь на -0.3%. Японцы также в конце января потрясли рынки своим переходом в клан «минусовиков». Теперь во всех этих странах коммерческие банки должны платить регулятору за хранение свободной наличности на его счетах; рано или поздно, эта «мода» докатится и до потребителей и простых юр. лиц. До кризиса нечто подобное приравнивалось к безумию: существовали нулевые процентные ставки, при этом считалось, что они никогда не смогут уйти в минус. Почему? Потому что люди этого просто не потерпят, заберут все свои деньги из банков и будут держать их дома в банкнотах и монетах. Конечно, такой способ хранения сбережений не приносит доход (и, соответственно, не выгоден, когда ставки достаточно высоки, но весьма привлекателен, когда они падают ниже нуля). В самых крайних случаях возможны даже массовые изъятия средств с банковских счетов.
Однако ставки ушли в минус, но при этом ничего не произошло. Деньги потребителей не уплыли со счетов под матрасы. Никаких массовых изъятий. Выяснилось, что преимущества хранения денег на банковских счетах — безопасность, возможность расплачиваться картой и совершать покупки в интернете — перевешивают затраты, связанные с отрицательной ставкой. Кроме того, коммерческие банки, по крайней мере, на первых порах, попытаются компенсировать свои убытки за счет повышения комиссий для пользователей. Это значит, что отрицательные ставки ознаменуют конец так называемого «бесплатного банкинга», системы, в рамках которой деньги на текущих счетах находятся в кредите, но остальные услуги, такие как снятие наличных в банкоматах, предоставляются «бесплатно». Учитывая экономику банковского бизнеса, высокие комиссии станут для отрасли единственным способом выжить. Страны, где нет традиции «бесплатного» кредитного банкинга — то есть, где банки получают плату за свои услуги напрямую, а не за счет значительной разницы между процентами, которые они выплачивают вкладчикам, и процентами по кредитам — окажутся в более выигрышном положении. Например, британским банкам будет труднее сохранить рентабельность, если процентные ставки упадут до -2%, чем, скажем, банкам Италии или Австралии.
Иными словами, если ставку на уровне -0.5% еще можно пережить, то справиться с -4% уже гораздо сложнее. В определенный момент держать деньги на счету в банке станет невозможно: да, сберегатели вновь откроют для себя преимущества матрасов (или акций, жилья и всего прочего, где нет таких штрафных процентов). Проблема в том, что чиновники, выступающие за отмену наличных денег и за переход на электронную и цифровую валюту, получат лишние козыри. Если сберегатели будут вынуждены хранить деньги в банках, то им придется мириться даже с огромными отрицательными ставками. У них просто не останется выбора — а центральные банки смогут проводить свои монетарные стимулы даже в мире с нулевой или отрицательной инфляцией. И не нужно будет прибегать к количественному смягчению или «сбрасыванию денег с вертолета».
Проблема в том, что отказ от наличных не сработает и повлечет за собой огромные побочные эффекты. Для начала, люди станут воспринимать отрицательные ставки как форму «конфискационного» налога, который их совсем не обрадует, особенно если ставки будут значительно ниже инфляции. Таким образом, такая система сотрет грань между монетарной политикой и налогообложением: кто будет за это отвечать, политики или центральные банки? Вот тут-то и придет конец независимости Центробанков.
Преступные элементы, уклоняющиеся от налогов, или занимающиеся незаконной деятельностью, все равно найдут лазейки в системе: например, начнут использовать иностранную валюту, или драгоценные металлы и иное сырье в качестве средства платежа и хранения ценности, или же перейдут на новые «частные» цифровые деньги а-ля биткоин. Отказ от наличных денег также уничтожит тайну частной жизни, а это многих приведет в ярость. Экономисты ошибались, когда утверждали, что отрицательные ставки невозможны. Но и безумные схемы отказа от наличных денег — это последнее, что нам сейчас нужно. Они не сработают. И, да, люди этого просто не потерпят.
http://www.telegraph.co.uk/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу