31 марта 2016 Finanz.ru
Начатая властями РФ эмиссия денег на покрытие дефицита бюджета рискует стать бесконтрольной из-за аппетитов элит, которым печатающий рубли станок заменит нефтегазовую ренту. К такому выводу приходят эксперты Высшей школы экономики в "Макроэкономическом прогнозе 2016-2020".
По подсчетам экономистов, при нефти по 35 долларов за баррель (базовый сценарий) бюджету РФ нужна эмиссия 2,5-3 трлн рублей в год.
Пока она проводится в виде операций с Резервным фондом: Минфин меняет валюту на рубли в Центробанке, который эмитирует суммы по курсу. Однако запасы валюты в фонде могут кончиться раньше, чем кризис на рынке нефти (базовый сценарий ВШЭ предполагает 35 долларов за баррель до 2020 года).
В этих условиях "особым риском для России является ручное управление экономикой с присущей ему безаппеляционностью: объёмы эмиссии могут выйти за безопасные пределы, после чего процесс станет необратимым и (после возможного кратковременного улучшения экономической динамики) может привести к полной потере макроэкономической стабильности", предупреждает ВШЭ.
Переступить черту, за которой эмиссия обрушит экономику, чиновники могут "по причине политической выгоды или сильного лобби", а также "в силу отсутствия в российской политической системе механизмов, обеспечивающих проведение взвешенной политики".
"В условиях сокращения бюджетного пирога крупные и сильные лоббисты вытесняют более слабых, не принимая во внимание рациональные аргументы о сравнительной эффективности и общественной значимости различных видов расходов. Учитывая нынешнюю мощь лоббистов в госкорпорациях и оборонном секторе, а также аффилированных с властной элитой подрядчиков, «оптимизация» затрагивает их в наименьшей степени", - напоминают в ВШЭ.
Для элит печатающий рубли станок может стать "новым источником ренты на замену нефтегазовой выручке". Он "позволит потянуть время, но ценой повышения макроэкономических рисков до критического уровня".
Для населения же такая политика обернется обнищанием.
"В случае больших объёмов эмиссионных вливаний инфляция станет двухзначной, усилится отток капитала, может начать раскручиваться девальвационно-инфляционная спираль. Доходы и сбережения населения продолжат сокращаться в реальном выражении, даже если эмиссионное финансирование обеспечит их номинальный рост", - описывают сценарий в ВШЭ.
Помимо эмиссии есть и другие способы решать проблемы бюджета, в котором каждый четвертый рубль не обеспечен живыми деньгами - продажа госкомпаний, повышение налогов и, наконец, сокращение расходов.
Впрочем, как считают в ВШЭ, на масштабную приватизацию государство не пойдет из-за нежелания сокращать свое присутствие в экономике. Повышение налогов обанкротит бизнес. Снижение госрасходов, на которые приходится больше половины ВВП, усугубит рецессию.
Возможности по поддержанию стабильности будут исчерпаны в 2016-17 гг, считают экономисты.
"Предстоит тяжелый выбор между жизненными интересами широких групп населения и «государственного» бизнеса. Все усилия по стабилизации макроэкономики не дадут устойчивого эффекта, если при этом крупнейшие госкорпорации, оборонное лобби, силовые структуры и аффилированные с государством подрядчики не будут готовы снизить свои аппетиты", - говорится в прогнозе.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
По подсчетам экономистов, при нефти по 35 долларов за баррель (базовый сценарий) бюджету РФ нужна эмиссия 2,5-3 трлн рублей в год.
Пока она проводится в виде операций с Резервным фондом: Минфин меняет валюту на рубли в Центробанке, который эмитирует суммы по курсу. Однако запасы валюты в фонде могут кончиться раньше, чем кризис на рынке нефти (базовый сценарий ВШЭ предполагает 35 долларов за баррель до 2020 года).
В этих условиях "особым риском для России является ручное управление экономикой с присущей ему безаппеляционностью: объёмы эмиссии могут выйти за безопасные пределы, после чего процесс станет необратимым и (после возможного кратковременного улучшения экономической динамики) может привести к полной потере макроэкономической стабильности", предупреждает ВШЭ.
Переступить черту, за которой эмиссия обрушит экономику, чиновники могут "по причине политической выгоды или сильного лобби", а также "в силу отсутствия в российской политической системе механизмов, обеспечивающих проведение взвешенной политики".
"В условиях сокращения бюджетного пирога крупные и сильные лоббисты вытесняют более слабых, не принимая во внимание рациональные аргументы о сравнительной эффективности и общественной значимости различных видов расходов. Учитывая нынешнюю мощь лоббистов в госкорпорациях и оборонном секторе, а также аффилированных с властной элитой подрядчиков, «оптимизация» затрагивает их в наименьшей степени", - напоминают в ВШЭ.
Для элит печатающий рубли станок может стать "новым источником ренты на замену нефтегазовой выручке". Он "позволит потянуть время, но ценой повышения макроэкономических рисков до критического уровня".
Для населения же такая политика обернется обнищанием.
"В случае больших объёмов эмиссионных вливаний инфляция станет двухзначной, усилится отток капитала, может начать раскручиваться девальвационно-инфляционная спираль. Доходы и сбережения населения продолжат сокращаться в реальном выражении, даже если эмиссионное финансирование обеспечит их номинальный рост", - описывают сценарий в ВШЭ.
Помимо эмиссии есть и другие способы решать проблемы бюджета, в котором каждый четвертый рубль не обеспечен живыми деньгами - продажа госкомпаний, повышение налогов и, наконец, сокращение расходов.
Впрочем, как считают в ВШЭ, на масштабную приватизацию государство не пойдет из-за нежелания сокращать свое присутствие в экономике. Повышение налогов обанкротит бизнес. Снижение госрасходов, на которые приходится больше половины ВВП, усугубит рецессию.
Возможности по поддержанию стабильности будут исчерпаны в 2016-17 гг, считают экономисты.
"Предстоит тяжелый выбор между жизненными интересами широких групп населения и «государственного» бизнеса. Все усилия по стабилизации макроэкономики не дадут устойчивого эффекта, если при этом крупнейшие госкорпорации, оборонное лобби, силовые структуры и аффилированные с государством подрядчики не будут готовы снизить свои аппетиты", - говорится в прогнозе.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу