Ирина Бойко: Миллионы людей, еще вчера подсчитывающие прибыли и полагавшие, что жизнь удалась, внезапно стали нищими…
Ирина, известно, что в экономике время от времени случаются кризисы, которые за считанные дни превращают тысячи промышленных предприятий в банкроты, а миллионы людей делают безработными. Современная глобальная экономика предъявляет повышенные требования к стабильности в каждом звене мировой экономической системы, поскольку даже более 70 лет назад мир в полной мере «насладился» цепной реакцией чудовищных убытков 1929-1933гг., известной под названием «Великая Депрессия».
Вероятно, и сегодня нелишне вспомнить его причины и следствия?
Конечно. Этот кризис помнить и изучать никогда нелишне, недаром во все учебники по макроэкономике обязательно входит его описание. Однако научная суть явления под названием «Великая Депрессия» 1930-х годов до сих пор не изучена в той мере, в какой можно было бы дать ответы на вопросы, почему он возник, в чем была неэффективность тех правительственных мер, которые были направлены на его преодоление, чем реально было обеспечено преодоление кризиса, и на многие другие. Это серьезный провал в мировой экономической мысли, тем более, когда понимаешь, что в те годы мир пережил глубокую экономическую и политическую встряску, которая была обусловлена сменой целых эпох в мировом общественном развитии и именно этих знаний нам сейчас очень не хватает.
Перед самым наступлением кризиса, как уже отмечалось, капиталистический мир процветал. Развивалось производство, расширялась торговля, укреплялись деловые отношения между странами. Значительно возросли потребительские возможности общества, стали появляться новые товары – длительного пользования - снизившие бремя домашних забот и расширившие возможности для профессионального и социально-культурного развития населения. Эти возможности стали приобретать все более массовый характер, что дало многим зарубежным специалистам возможность говорить о наступлении новой эры - эры капиталистического процветания.
Рост общественного благополучия положительно отразился и на развитии биржевой торговли. В свою очередь, население все более стало доверять этой сфере деятельности свои свободные денежные средства. Еще бы, владение акциями промышленных компаний стало давать стабильно растущий доход, без всяких для этого дополнительных усилий. День почти каждого жителя Нью-Йорка начинался с чтения газет во время утреннего кофе, в которых давались последние биржевые сводки. Подсчитывать почти ежедневно растущие доходы стало делом как увлекательным, так и многоприятным. Но никто не знает точно, как все началось. Возможно, последней причиной стала неуклюжая попытка, предпринятая осенью 1929г. Федеральной резервной системой (ФРС) США снизить «перегрев экономики», связанного с переживаемым страной бумом, возможно, какие-то другие причины. Но буквально за несколько дней, 23, 28 и 29 октября 1929г. цены промышленных акций на Нью-Йоркской фондовой бирже понизились почти на 60%. Как пишет известный американский экономист Р.Хейлбронер, никто не знал, отчего лопнул «мыльный пузырь», какая именно причина стала последней для начала кризиса. Но когда этот «пузырь» лопнул, то казалось, что «прорвало плотину». Во вторник 29 октября 1929г. биржа была наводнена лавинами владельцев, продающих свои акции. Никто их не покупал, все только их продавали.
В течение нескольких дней в США «испарились» ценности на сумму около 30 млрд. долларов. Те миллионы людей, которые еще вчера подсчитывали на бумаге свои прибыли и полагавшие, что все идет хорошо, и жизнь удалась, внезапно обнаружили, что стали бедняками. Процесс банкротства предприятий принял угрожающий характер. За период с 1929 по 1933гг. в США обанкротилось 86 500 промышленных и торговых предприятий и 9 096 банков, общая сумма вкладов в которых равнялась 6.8 млрд.долл. Многомиллионные массы рабочих оказались на улице. В капиталистических странах число безработных увеличилось с 5.9 млн.человек в 1929г. до 26.4 млн.человек в 1932г. Возникла уже не только экономическая, но и социальная и даже политическая угроза существованию западного общества.
Правительства разных стран, попавших в полосу кризиса, начали предпринимать лихорадочные попытки по его преодолению, но своими неумелыми действиями лишь значительно усугубили ситуацию. Так, ФРС повысило ставки процента и тем самым способствовало дальнейшему снижению инвестиций и, следовательно, росту безработицы. В Германии правительство объявило о сокращении своих расходов – это привело к падению средней заработной платы на 15%, а это, в свою очередь, сократило потребительский спрос.
Коллапс частных инвестиций привел к дальнейшему росту безработицы, к относительному переизбытку производственных мощностей, к падению цен и усилению дефляционных процессов в экономике. Дефляция оказала еще более угнетающее воздействие на инвестиции в промышленное производство. Был ли какой-либо смысл что-то производить, осуществляя инвестиции, если цены и, соответственно, прибыли, стремительно сокращались? Дефляция, в свою очередь, повлекла за собой банкротство банковской системы страны. Сократился спрос на кредитные ресурсы, возникли непреодолимые проблемы с его возвратом. Центральные банки различных стран стали мучительно искать ответ на вопрос, в какой валюте лучше держать резервы: в фунтах или в долларах? И чаще всего склонялись к тому, чтобы отдать предпочтение золоту, что, в свою очередь, оказало еще большее негативное давление на стабильность их денежно-финансовых систем.
В этот «исторический момент времени» активизировались спекулянты. Оценивая процессы распространения кризиса на мировую экономику, спекулянты пытались угадать, какая следующая страна будет переживать девальвацию своей национальной валюты, чтобы вовремя «вытащить» оттуда свои капиталы. Волны движения спекулятивного капитала затронули многие страны и, прежде всего, Германию, Великобританию, Венгрию. Спекулятивный вывоз капитала поставил страны перед лицом растущего дефицита их торгового баланса. В свою очередь международные перемещения капитала, а также предпочтения спекулянтов, отданные золоту для спасительного сохранения своих капиталов, усилили процессы девальвации национальных валют и привели к обрушению всей системы финансово-денежных отношений между странами, сложившуюся после первой мировой войны. Как известно, в то время международные экономические отношения основывались на золотом стандарте и поддерживались доминированием в мировой экономике страны-лидера- Великобритании. За несколько лет международная кооперация в сфере финансово-валютного обращения рухнула и, начиная с Великобритании, многие страны последовательно стали отказываться от системы золотого стандарта.
В этот период началось глубокое изменение расстановки сил в мировой экономике. Великобритания, хотя и предпринимала некоторые усилия по стабилизации ситуации, оказалась не в состоянии далее выполнять свою миссию мирового лидера. Уже ни одна страна не могла «вести за собой» другие страны и определять «правила игры» в мировой экономике, никакой лидер не мог вернуть мир в русло нормального развития. Постепенно расчищалось место для появления нового «гегемона». Весьма скоро мир определился и в этом вопросе.
Бойко Ирина Викторовна