Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Эльвира Набиуллина поделилась мыслями в ходе пресс-конференции » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Эльвира Набиуллина поделилась мыслями в ходе пресс-конференции

16 сентября 2016 Thomson Reuters

Ниже представлены основные идеи, высказанные главой Центробанка РФ в ходе пресс-конференции по итогам заседания.

Сегодня Банк России принял решение снизить ключевую ставку до 10,00% годовых.

Мы отмечаем, что инфляция в годовом выражении существенно замедлилась – c 7,2% в июле до 6,6% в середине сентября, что соответствует нашему базовому прогнозу. Динамика показателей экономики очень неоднородна, и говорить о переходе к устойчивым темпам роста пока рано.

Для того чтобы инфляция продолжала и дальше уверенно снижаться к 4% в конце 2017 года, денежно-кредитные условия в экономике должны оставаться умеренно жесткими. В этих целях необходимо сохранение ключевой ставки на уровне 10% как минимум до начала следующего года. Мы будем рассматривать возможность ее снижения не ранее I–II кварталов 2017 года.

Остановлюсь более подробно на тех факторах, которые мы рассматривали, принимая решение о ключевой ставке и формируя ее ожидаемую траекторию на будущее.

Первое. Инфляция снижается в соответствии с нашим прогнозом. Однако отчасти это обусловлено временными факторами, что важно учитывать в оценке ее дальнейшей динамики. Хотя влияние спроса на инфляцию несколько ослабевает, спрос остается низким и продолжает сдерживать инфляционное давление. Это происходит, несмотря на некоторое улучшение динамики доходов, потому что склонность населения к сбережениям остается относительно высокой. Важную роль в этом играют положительные реальные процентные ставки по депозитам.

Что касается доходов, то пока их динамика очень неоднородна. Рост зарплат неравномерно распределен по отраслям экономики и разным группам населения. Реальные располагаемые доходы в целом сократились за счет снижения иных, кроме зарплат, доходов. Мы видим небольшое восстановление спроса на отдельные товары длительного пользования. Однако динамика розничного товарооборота остается слабой, и мы не ожидаем разворота этой тенденции в ближайшее время.

Второй фактор, который мы учитывали, это динамика инфляционных ожиданий и ожиданий по ключевой ставке, которые во многом формируют уровень жесткости денежно-кредитных условий. Очень важно, что в августе возобновилось снижение инфляционных ожиданий населения. Они достигли минимумов с осени 2014 года. Однако говорить об устойчивой тенденции к их снижению пока преждевременно. Мы рассчитываем, что сигнал о сохранении ключевой ставки на уровне 10% как минимум до начала следующего года снизит инфляционные ожидания. Это сократит разрыв между короткими и длинными ставками, хотя инверсия кривой доходности сохранится.

Третье. Мы также учитываем, что постепенное движение к структурному профициту ликвидности автоматически приводит к небольшому снижению номинальных ставок. Но это вполне предсказуемый и управляемый процесс, и его масштаб ограничен. Сейчас мы периодически проводим аукционы репо, а периодически – депозитные аукционы – в зависимости от текущей ситуации с ликвидностью, от бюджетных потоков. При этом ставки денежного рынка устойчиво остаются вблизи ключевой ставки. Наши возможности влиять на ставки в экономике не снизятся и в условиях окончательного перехода к структурному профициту ликвидности. По нашим оценкам, он произойдет в 2017 году.

Подчеркну, что применение так называемых инструментов абсорбирования ликвидности не скажется на возможностях банков кредитовать экономику: мы своими инструментами только связываем избыток ликвидности в системе, который в любом случае находится на счетах в центральном банке. И мы делаем это по ставке, близкой к ключевой. В противном случае возникнет понижательное давление на ставки денежного рынка, а за ними и на все ставки в экономике, может повыситься их волатильность.

Что касается текущей ситуации в экономике, то ее восстановление пока остается неустойчивым и неоднородным по отраслям и регионам. И это еще один фактор, который мы рассматриваем. Мы продолжаем наблюдать некоторые позитивные сдвиги в структуре выпуска, которые связаны в том числе с импортозамещением и ростом некоторых позиций несырьевого экспорта. Так, наметилось увеличение выпуска высокотехнологичных производств: бытовой техники, станков, медицинского оборудования. В то же время несколько замедлилась динамика прежних лидеров роста – химической и пищевой промышленности. Отдельные «точки роста» пока не могут обеспечить устойчивую позитивную динамику производства в целом, учитывая их небольшой вес в общем объеме выпуска. Необходимо время, чтобы положительные тенденции закрепились.

Происходит подстройка рынка труда к новым условиям. Безработица сохраняется на невысоком уровне, нет признаков роста неполной занятости или скрытой безработицы. Это в первую очередь является следствием демографических ограничений, а не улучшения ситуации в экономике. Предприятия предпочитают сохранять квалифицированные кадры в условиях низкого предложения трудовых ресурсов. Хотя наблюдается рост номинальных заработных плат, по нашим оценкам, инфляционное давление со стороны рынка труда отсутствует.

Состояние рынка труда в том числе показывает, что основными ограничениями роста российской экономики являются внутренние структурные факторы. Они связаны не только с демографической ситуацией, но также с инфраструктурными и институциональными характеристиками экономики. Возможно, их влияние на потенциал экономического роста окажется сильнее, чем мы предполагали ранее. Уже сейчас это отражается в неустойчивости восстановления экономической активности и признаках ослабления дезинфляционного влияния спроса.

Мы по-прежнему ожидаем выхода квартальных темпов прироста ВВП в положительную область уже в 2016 году. Но в соответствии с обновленным базовым прогнозом в 2017 году темпы прироста ВВП будут невысокими – меньше 1%. В связи с тем что структурные ограничения будут сохраняться, темпы роста экономики стабилизируются на уровне 1,5–2% в 2018–2019 годах. В нашем базовом прогнозе мы не видим положительного импульса со стороны внешних условий и сохраняем в расчетах среднегодовую цену на нефть 40 долларов США за баррель на всем трехлетнем горизонте, а также низкие темпы роста глобальной экономики.

http://ru.reuters.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу