29 октября 2008

По данным Международного Энергетического Агентства, рост спроса на нефть сократился с 2,3 процента в январе этого года до 0,9 процента в сентябре. Причина - начавшаяся рецессия.
(Фото: Андрей Замахин)
Цена нефти в 140 долларов за баррель - теперь это из разряда прекрасного далека. И все же какой будет цена "черной бочки" в следующем году? От ответа зависит устойчивость всей нашей экономики. Неудивительно, что Россия начинает крутой разворот к ОПЕК.
На минувшей неделе в Москве высадился целый десант представителей картеля во главе с его генсеком Абдаллой аль-Бадри, которого принял лично Дмитрий Медведев. Официально речь шла исключительно о некой координации усилий крупнейших экспортеров нефти. На практике Россия, не вступая в картель, готовится взять на вооружение его главный рычаг влияния: снижение добычи в случае серьезного падения цен на черное золото.
По словам вице-премьера Игоря Сечина, "Минэнерго обсуждает возможность по введению некоторого резерва добычи, чтобы более эффективно работать на рынке формулы цены". Это, похоже, и есть наш главный ответ мировому финансовому кризису.
Деньги на "бочку"
Некоторые аналитики поспешили разъяснить, что правительство не ведет речь о снижении добычи и введении квот, подобных опековским. Дескать, часть извлеченных из недр углеводородов будет просто закачиваться в хранилища до лучших времен, в ожидании, когда цена повысится. Однако, по данным "Итогов", уже сегодня мощности отечественных нефтехранилищ используются более чем наполовину. Иными словами, большие объемы добытого сырья держать особо негде. Да и надо ли, когда самый простой способ добиться цели - законсервировать определенное количество скважин. Так или иначе, решение России - главного наряду с Саудовской Аравией производителя и экспортера нефти - присоединиться к стратегии ОПЕК станет для рынка шоком, ведущим если не к стремительному росту, то по крайней мере к стабилизации мировых цен. Вероятность такого развития событий весьма высока. Для России же вопрос в том, при какой именно стоимости барреля страна сможет относительно безболезненно пережить мировой финансовый кризис.
Вариаций на эту тему множество. Так, например, аналитики Deutsche Bank считают, что в будущем году черное золото в среднем будет стоить 60 долларов за "бочку", а еще через год цена упадет до 57,5. Вернуться на отметку в 100 долларов получится никак не ранее 2015 года.
Прогнозы из нефтедобывающих стран оптимистичнее. Президент ОПЕК Шакиб Хелиль заявил, что "идеальная цена" должна колебаться в районе 70-90 долларов. Вице-спикер Госдумы Валерий Язев убежден, что нижняя граница определена верно ("все, что еще ниже, - уже плохо нам как стране-экспортеру"), тогда как верхнюю можно поднять и до отметки в 100-120 долларов. По мнению главы комитета Совета Федерации по бюджету Евгения Бушмина, "все, что выше сотни долларов, - это спекуляция, а вот 70 долларов - чуточку заниженная стоимость барреля, экономически обоснованная цена - 80-85 долларов". Напротив, в стане покупателей энергетического сырья царит плохо скрываемая радость - там прогнозируют коллапс и падение "бочки" до отметки в 40-50 долларов, а то и ниже. Последнее, впрочем, уже из разряда фантастики.
Как бы то ни было, но факт остается фактом: нынешний обвал цен обусловлен снижением спроса на энергосырье. Хотя он и не был столь резким: по данным Международного энергетического агентства, рост спроса на нефть сократился с 2,3 процента в январе этого года до 0,9 процента в сентябре. Причина понятна - кризис, сопровождающийся рецессией. По данным минэнергетики США, в сентябре потребность в нефти в Штатах упала до самого низкого уровня с июня 1999 года - до 18,6 миллиона баррелей в день.
Некоторые видят в ситуации и политический подтекст: дескать, цена просела после заявления Джорджа Буша о намерении США снять запрет на добычу на американском шельфе. Впрочем, как заявил "Итогам" Язев, "нефть из тех месторождений, о которых говорил Буш, реально появится на рынке только через 10-12 лет".
Как бы то ни было, последствия падения цен на черное золото очевидны. Например, глава Royal Dutch Shell Йерун ван дер Веер заявил, что нынешний кризис - "реальное испытание, кое-кто перенапрягся, и в результате мы наблюдаем свертывание крупных начинаний". Но добавил, что "новая ситуация - это не только страх и мрак, появятся активы, которые можно будет освоить". Сказано это было в стенах бенедектинского монастыря на венецианском острове Сан-Джорджо Маджоре, где недавно собрались главы крупнейших нефтяных компаний мира. По прогнозам аналитиков, кризис приведет к небывалому укреплению энергетических монополий и одновременно к замораживанию ряда нефтедобывающих проектов.
Дабы избежать последнего, российское правительство заявило о намерении выделить госкредит в размере 9 миллиардов долларов четырем крупнейшим компаниям отрасли, прежде всего на погашение внешних долгов. В противном случае национальные нефтепромышленники могли столкнуться с реальной угрозой утраты активов. Заложенные акции пришлось бы продавать, в результате чего некоторые наши компании могли бы попасть под контроль иностранных конкурентов. Российские власти, все последние годы выстраивавшие в стране нефтяную вертикаль, естественно, не заинтересованы в таком развитии событий. Потому денег на поддержание ликвидности отечественным нефтегазовым гигантам правительство даст. Правда, этими затратами дело не ограничится. Еще одним пострадавшим от нефтяной конъюнктуры может оказаться российский бюджет.
Страшное слово "секвестр"

Вице-премьер России - министр финансов Алексей Кудрин считает, что среднегодовая цена на нефть марки Urals в 2009 году не опустится ниже 70 долларов за баррель. Об этом он заявил 21 октября на встрече министров финансов стран СНГ
(Фото: Алексей Дитякин)
Пока, впрочем, в правительстве полны оптимизма. Минэкономразвития полагает, что в среднем за 2009 год цена на черное золото составит 70 долларов за баррель. При таком положении дел бюджет будет бездефицитным. Кризис куда больнее ударит, скажем, по Ирану и Венесуэле, у которых бездефицитный бюджет верстается лишь при стоимости барреля 95 долларов. Но что, если прогноз в 70 долларов неверен?
В проекте "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов", подготовленном Центробанком, изложено несколько сценариев внешних условий для развития российской экономики. Условие, впрочем, в документе по большому счету указано одно - цена на нефть. Так вот, наихудшим вариантом на будущий год считается снижение средней стоимости барреля до 66 долларов. В этом случае сальдо счета текущих операций становится отрицательным. Но продолжится рост инвестиций (10 процентов), доходов населения (8,1) и ВВП - 5,7 процента. Что будет в случае еще большего удешевления нашего главного экспортного товара, Банк России предсказать не берется. Между тем уже на минувшей неделе нефть российской марки Urals упала ниже отметки в 66 долларов.
По словам Евгения Бушмина, если среднегодовая цена опустится ниже 70 долларов за баррель, а бюджетные расходы останутся на прежнем уровне, то возникнет дефицит бюджета. Но шансы на такое развитие событий, по его мнению, невелики. Даже если и возникнут "дыры", то их будет чем затыкать, не сокращая при этом бюджетных расходов, - из средств Резервного фонда. Власти в любом случае постараются избежать самого страшного - секвестра, то есть сокращения госрасходов. Согласно принятым Думой законам предполагается, что бюджет-2009 будет профицитным. Иными словами, есть уверенность, что цена нефти превысит 70 долларов за баррель, что позволит и дальше пополнять "закрома Родины" в виде Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В бюджет заложен и рост госрасходов. Скажем, социальных выплат, правда, из расчета уровня инфляции в 8,5 процента, тогда как сегодня этот показатель составил 11,2 процента. Но даже если инфляция не "осядет", размеры индексаций будут пересмотрены постфактум. Кроме того, по информации Бушмина, на 30 процентов увеличатся зарплаты федеральных бюджетников. Но это только в будущем году. В 2010-м все уже не столь оптимистично: ожидаются последствия стагнации экономики.
Спасение утопающих

Если Россия и ОПЕК сократят добычу, цены на черное золото могут опять поползти вверх.
(Фото: Michael Probst/AP)
Увы, парадокс, но снизить зависимость от нефтяных цен для России оказалось сложнее, чем повлиять на них. По словам Язева, сокращение добычи - единственный способ удержать цены. Только на слухах о возможном сокращении нефтяных квот цена на черное золото начинает расти. Тем более в преддверии зимы.
По мнению аналитиков Goldman Sachs, в одиночку ОПЕК падения не остановить: до сей поры, как показывает практика, в случае введения квот с их стороны начинали расти свободные добывающие мощности. Иными словами, поставки из государств - не членов картеля. Список серьезных игроков на нефтяном рынке, не входящих в ОПЕК, ограничивается Россией и Норвегией, доля которой в мировом нефтяном "пироге" постоянно снижается. Москва же, судя по всему, готова впервые сыграть на стороне картеля, а это уже совсем иной глобальный расклад. Встречи с ОПЕК проходят теперь регулярно, причем на самом высоком уровне. В прошлый раз российскую делегацию в Вене возглавлял вице-премьер Игорь Сечин. В ходе нынешнего визита членов ОПЕК в Москву никто и не скрывал, что от российских властей ждут поддержки усилий картеля по предотвращению дальнейшего снижения стоимости черного золота.
То, о чем так долго говорили эксперты, начинает осуществляться: идет четкое оформление двух "лагерей" - продавцов и покупателей энергоресурсов. Даже газ, не имеющий собственной биржевой цены, начинает становиться предметом картельного соглашения. Образование газовой ОПЕК на базе Форума стран - экспортеров газа, проанонсированное в апреле 2007 года в столице Катара Дохе, похоже, обретает реальные очертания. Нынешний кризис заставил Россию, Катар и Иран (на их долю приходится около 60 процентов мировых запасов газа) пойти на демонстративный шаг, объявив о создании такой организации, несмотря на остающиеся между ее участниками разногласия. 18 ноября в Москве газовая ОПЕК скорее всего будет наконец создана. Ну а дальше - кто кого одолеет: глобальная рецессия или консолидация нефтеэкспортеров, призванных и потребителей не отпугнуть, и цены не уронить.
ВРЕЗ: ПРОГНОЗ
Удар баррелем
Падение цены на нефть марки Brent до 50 долларов за баррель и ниже приведет к ряду крайне неприятных последствий для российских нефтяников - такой вывод сделали эксперты группы ВТБ. В частности, доналоговая прибыль нефтедобывающих компаний снизится на 59 процентов, с 30 до 12 долларов на каждый баррель, чистая прибыль упадет с 20 до 7 долларов с барреля. В результате компаниям придется урезать инвестиционные программы.
Наиболее чувствительными к снижению цен на нефть сорта Brent окажутся "Газпром нефть" и ТНК-BP, считают в ВТБ. Эти компании будут терять соответственно 24 и 20 процентов чистой прибыли при снижении цены барреля на каждые 10 долларов. Лучше других будут чувствовать себя "НОВАТЭК" и "Сургутнефтегаз", их потери составят 6 и 13 процентов соответственно.
В свете падения цен на черное золото эксперты ВТБ считают, что в наиболее выигрышном положении окажется "Газпром", поскольку цены на газ останутся достаточно стабильными, в основном благодаря инертному европейскому рынку, работающему на основе долгосрочных контрактов.
Светлана Сухова, Константин Волков
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
