Клюшки в банке. Российские компании заинтересовались спонсорством гольфа
На Западе поддержка гольфа давно стала делом престижа для большинства крупных компаний. Российским спортсменам остается пока только мечтать о бюджетах PGA: первые спонсоры пришли в отечественный гольф не так давно. Одним из них стал Собинбанк. Проект начинался как благотворительная акция, однако сейчас гольф приносит выгоды самому спонсору, став площадкой для общения с VIP-клиентами.
Затраты ради прибыли
В прошлом году только американские компании потратили на спонсирование гольф-турниров и сопутствующих им мероприятий более $1 млрд. При этом всего на финансирование спорта в США в прошлом году было выделено $8,64 млрд. То есть доля гольфа составляет 11,6% — показатель для российского рынка просто фантастический. Но западные компании давно поняли: финансирование гольфа окупается с лихвой, в том числе за счет расширения базы VIP-клиентов. Так что лучше не скупиться. Если российские спортсмены могут похвастаться от силы десятком спонсоров, то, к примеру, Ассоциацию профессиональных гольфистов (PGA) поддерживает несколько десятков постоянных партнеров. Среди них — Canon, FedEx, IBM, MasterCard, Coca-Cola, Delta Air Lines, PrisewaterhouseCoopers, Shell и многие другие. По данным за прошлый год, средняя цена титульного спонсорства турнира составляла $7,5 млн. Однако эти затраты окупаются — например, прибыль VIP-подразделения постоянного спонсора многих турниров Bank of America показала рост в 20% в 2005 году. Секрет прост: банк приглашает на турниры в качестве гостей своих крупных клиентов.
То, что поддержка гольфа — неплохой способ развития бизнеса, не так давно поняли и в России. В первых рядах оказались, конечно же, международные компании. Так, Visa International, которая в течение нескольких лет была главным спонсором Кубка президента и других мероприятий, создала золотую карту Visa Golf с логотипом Ассоциации гольфа. Держатель становится членом международного клуба Golfing Elite, то есть получает возможность пользоваться услугами 200 лучших гольф-клубов и курортов мира.
Land Rover также поддерживает Кубок президента. В этом году компания использовала событие для раскрутки автомобиля Land Rover Freelander 2, который появился в дилерских центрах компании в марте. Эта машина стала специальным призом за попадание в восьмую лунку с одного удара. С 1999 года BMW поддерживает Russian Open и также учреждает специальные призы для игроков, забивших hole-in-one. В этом году это был BMW седьмой серии Special Edition, но, к сожалению, удача не улыбнулась спортсменам. Один из постоянных спонсоров гольфа — компания «Транстелеком» — постоянно организует во время открытого чемпионата России видеопресс-конференцию, посвященную открытию турнира. Таким образом компания получила возможность продемонстрировать свои технологические возможности по проведению видеосвязи между Москвой и городами России. Среди спонсоров ведущих соревнований сегодня отметились крупнейшие компании и банки — DHL, Альфа-банк, Nemiroff, Deutche Bank и многие другие
По стратегии ассоциации
Одним из первых спонсоров российского гольфа семь лет назад, то есть на заре его развития в стране, стал Собинбанк. Все началось с энтузиазма и изрядной доли авантюризма. Не секрет, что благотворительная и спонсорская политика компаний нередко зависит от личных интересов и хобби руководства. А все топ-менеджеры Собинбанка активно занимаются спортом. Так что сама тема спорта была им близка и понятна. В 2001 году было принято решение выделить средства на поддержку гольфа. Поддержка Ассоциации гольфа Росси стала первым опытом банка по сотрудничеству со спортивными структурами. Впрочем, по словам первого заместителя председателя правления Собинбанка Алексея Гонуса, шесть лет назад все сомневались в том, что экзотический вид спорта приживется в России и будет востребован. И тем более никто не думал о том, что когда-нибудь гольф будет частью стратегии развития клиентской базы банка. Спонсорская поддержка выделялась по принципу старой поговорки «Делай добро и бросай его в воду». Однако в итоге это решение дало преимущества самому банку. Вскоре собственники и топ-менеджеры многих крупных компаний-клиентов заразились идеей и прикупили клюшки. Более того, некоторые из них сами стали спонсорами гольф-мероприятий и строительства гольф-полей.
«Получилось, что мы создали очень эффективную площадку общения со своими клиентами,— рассказывает Алексей Гонус.— Время встреч в шумных и прокуренных бильярдных давно прошло, а потребность в неформальном формате общения сейчас реализуется на качественно новом уровне. Как оказалось, беседовать на гольф-поле гораздо проще и приятнее. Конечно, какие-то конкретные сделки мы не обсуждаем и контракты не заключаем. Да и отношения с клиентами у нас сложились до этого — в процессе работы, а не игры. Но после участия в различных совместных мероприятиях и выездных соревнованиях они стали гораздо лучше». Впрочем, как считает господин Гонус, вполне возможно, что в России, как и за границей, большинство крупных сделок когда-нибудь будет заключаться на гольф-полях.
Собинбанк ориентируется на стратегию, предложенную Всероссийской ассоциацией гольфа. Суть этой стратегии — «от спонсирования отдельного соревнования — к комплексному сотрудничеству».
Свою деятельность в развитии российского гольфа банк начал со спонсирования одного-двух крупных соревнований ассоциации. К примеру, Зимнего кубка России на Мальорке, которому покровительствует принцесса Швеции Бригитта (в последний раз чемпионом турнира стал член местного клуба Golf de Poniente англичанин Питер Ледвидж). Надо сказать, не без участия банка это спортивное соревнование за три года превратилось в полноценную Неделю российского гольфа за рубежом, поскольку кроме турнира стала проводиться и конференция по интересующей банк теме — инвестиции в гольф. Гольф-профессионалы, чиновники и бизнес — вот круг участников конференции. То есть спонсирование спортивного мероприятия в данном случае способствовало не только развитию клиентской базы, но и осмыслению новых направлений инвестиционной политики банка.
Кипрской клюшкой — по российскому мячу
Отдельный бюджет Собинбанк выделяет на организацию поездок крупных клиентов на соревнования в рамках недель российского гольфа за рубежом. В прошлом году большинство крупных клиентов банка участвовали в соревнованиях на кипрском гольф-курорте класса «люкс» Aphrodite Hills вблизи Пафоса. Здесь находится одно из самых престижных и самых современных полей в Европе, оборудованное по последним международным стандартам. Уровень этого мероприятия был очень высоким. Банк впервые вывез такое количество своих клиентов — больше 50 человек — на эту статусную площадку. У них была возможность заниматься с профессиональными спортсменами-звездами мирового гольфа. А те, кто не владеет английским, могли воспользоваться услугами переводчиков.
«На Кипре была такая благоприятная обстановка, что наши клиенты сами проявляли инициативу в подготовке дальнейших планов взаимодействия с банком,— рассказывает Алексей Гонус.— Обсуждались и потенциальные сделки на будущий год. Более того, все эти решения мы потом реализовали. Думаю, если бы мы это делали не на гольф-поле, часть из них не состоялась бы. Ни для кого не секрет, что крупные компании используют практику обслуживания сразу в нескольких банках — где-то устраивают комиссии, где-то процентные ставки, а где-то качество и быстрота обслуживания. Так вот, после игры в Aphrodite Hills наши клиенты существенно расширили список услуг именно в нашем банке».
После поездки на Кипр часть клиентов Собинбанка настолько увлеклась гольфом, что решила развивать этот спорт в регионах и создавать гольф-поля в Новосибирске, Тюмени и Ханты-Мансийске. «В ряде регионов банк принимает участие в развитии гольфа, оказывая банковские услуги, сопровождающие реализацию проектов. Конечно, сложно развивать этот спорт в отдаленных северных регионах, где полгода зима. Но, с другой стороны, это выгодно, так как стоимость недвижимости вблизи гольф-поля возрастает»,— говорит Алексей Гонус.
Массовый спорт топ-менеджеров
Итак, если раньше для Собинбанка приоритетным направлением было спонсирование выездных соревнований, которые в основном помогали изучать зарубежный опыт, то сейчас принято решение сосредоточиться на развитии гольфа в России. Банк планирует принимать участие в реализации планов Ассоциации гольфа России по продвижению отечественных спортсменов на профессиональные чемпионаты международного уровня.
Как ни странно, руководство Собинбанка не играет в гольф так активно, как многие их клиенты. «Для того чтобы хорошо показать себя на поле, нужно много тренироваться,— объясняет Алексей Гонус.— Гольф — такая игра, которая требует постоянной работы, это стиль жизни. Мало заниматься им два раза в неделю, а на большее, к сожалению, у нас пока не хватает времени».
Впрочем, недостаток практики игры в гольф не мешает топ-менеджерам Собинбанка с оптимизмом смотреть в будущее российского гольфа, а значит, в правильно выбранное направление своих инвестиций. «Главное, что сейчас можно уверенно говорить о том, что интерес к гольфу вырос,— считает Алексей Гонус.— Мне кажется, что с каждым годом количество игроков и компаний, готовых оказывать финансовую поддержку этому спорту, удваивается. Еще лет пять-шесть назад, когда мы приглашали клиентов на какое-нибудь мероприятие, большинство реагировало адекватно отсутствию всякого представления о том, что собой на самом деле представляет гольф как таковой. Сейчас достаточно большая часть наших клиентов стали просто энтузиастами этого вида спорта. Безусловно, гольф нельзя пока назвать массовым видом спорта. Но ведь в России, строго говоря, и нет пока массового спорта. По последним данным, спортом — не важно каким — занимается только 37% населения России. А вот гольф уже стал очень востребованным среди бизнес-элиты и даже части так называемого среднего класса. В любом случае сейчас уже можно говорить о том, что гольф в России состоялся. Все, что требуется,— это его дальнейшее развитие, продвижение в более широкие массы и, конечно, поддержка, участниками которой мы и являемся».
Инесса МАЙ