21 ноября 2016 Живой журнал Журавлев Сергей
После кратковременного небольшого «отскока» во 2-м квартале, обусловленном возвратом цены нефти и рубля к «нормальным» уровням, во 2-ом семестре т.г. деградация российской экономики возобновилась. Дополнительная иллюстрация общеизвестного факта, что никаких иных «драйверов роста», помимо растущей цены нефти, у неё нет и никогда не было.
Хотя сжатие ВВП 3-его квартала на 0.4% в годовом сопоставлении, согласно предварительной оценке Росстата, стало наименьшим из 7 кварталов подряд, в которых экономика РФ показывает сокращение «год к году», в переводе на последовательные изменения «квартал к кварталу» оно, скорее всего, означает возращение к спаду, хотя и слабо выраженному. В долгосрочном плане объём российской экономики в 3-х закончившихся кварталах 2016г. примерно соответствует уровню начала 2008г., другими словами, средний темп экономического роста в последние 8.5 лет – 0.
Никаких деталей о структуре нынешнего спада пока нет. Но можно предположить, что его источником, наряду со стабильно деградирующим строительством, стала на сей раз обрабатывающая промышленность, где в июле-сентябре был самый глубокий спад за последний год с четвертью. По более свежем данным за октябрь, индекс промышленного производства претерпел всё же некоторый отскок, который, правда, вывел его на лишь средний уровень 3-его квартала, но не 1-ой половины года.
Стабильно растущим сектором в промышленности остается добыча нефти, где в этом году будет второй по величине прирост за последние 12 лет с выходом на уровень 513-515 млн.т. Что можно объяснить, как стремлением зафиксировать максимальную квоту, на случай, если РФ и впрямь захочет присоединится к какому-нибудь соглашению о замораживании объемов, либо желанием вытеснить конкурентов, дополнительно увеличивая избыток предложения и обваливая цены, либо просто стремлением заработать максимум сегодня, когда неизвестно, кто где окажется завтра.
Спрос и стимулирование
Хотя потребление в отношение к «пикам» пережило гораздо более мощное падение, чем производство, во 2-ом и 3-ем кварталах динамика ВВП и розничных продаж сблизилась. Оба показателя заняли «плато» с практически нулевыми темпами изменения, чему способствовала стабилизация объёмов импорта и переориентация промышленности на выпуск потребительских товаров – «импортозамещающей» еды и водки (прирост в октябре +24.1% в год. сопоставлении). Правда, октябрьская цифра розничного оборота снова показала снижение, возможно – кратковременное.
С точки зрения причинно-следственных связей причину стабилизации потребительского спроса можно было бы усмотреть в опережающем («стимулирующем») влиянии роста реальных зарплат. Но в действительности в объяснении нуждается возникшие в нынешнем году значительные «ножницы» в уровнях зарплат и потребительских расходов.
Согласно исследованию ЦБ, «озвученному» в 3-ем докладе о ДКП за тек.год, разрыв в динамике розничных продаж и зарплат объясняется прежде всего сохраняющимся повышенным уровнем нормы сбережений (2.9 п.п.). Значимый, но меньший отрицательный вклад в динамику оборота розничной торговли внесли реальная процентная ставка по депозитам свыше одного года (0,2 п.п.), динамика пенсий, задолженности по заработной плате, объема кредитования населения (по 0,1 п.п.). Разница в динамике зарплат и потребительского спроса удерживалась также снизившимися доходами от предпринимательской деятельности и продажи инвалюты.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу