HSBC под нож. Инвестор-активист предлагает подумать о разделе банка » Элитный трейдер
Элитный трейдер

HSBC под нож. Инвестор-активист предлагает подумать о разделе банка

Скрывая убытки от ипотечного кризиса, европейские банки стремительно дешевеют и, как следствие, теряют «неприкосновенность». Замахнуться можно даже на HSBC, уверен инвестор-активист Эрик Найт. Став владельцем 1% акций крупнейшего британского банка, г-н Найт решил устроить бунт акционеров: он уже предложил уволить председателя совета директоров, пересмотреть стратегию развития и всерьез подумать о разделе и распродаже активов.

Эрик Найт глава Knight Vinke Asset Management не первый год снится топ-мене­джерам в ночных кошмарах. Хорошо помнят его, например, в Royal Dutch Shell, где в 2004 году он продавил объединение британских и голландских операций, лишив половину членов совета директоров престижных постов. Его имя известно даже Николя Саркози, который был вынужден лично спасать слияние Suez и Gaz de Francе, когда Найт решил, что оно не отвечает интересам акционеров.

Главные козыри Найта гиперактивность и безошибочное чутье на слабые места. Его письмо менеджменту HSBC насчитывает 240 страниц неприятных вопросов. Главный из них: почему акции банка растут в три-четыре раза медленнее, чем у UBS или Santander? Найт утверждает, что HSBC недооценен как минимум на 50% из-за того, что возвращение на западный рынок, затеянное в 1993 году, оказалось провальным, а стратегия расширения в Азии реализуется лишь на словах. На деле же HSBC теряет долю на своем традиционном рынке (его штаб-квартира с 1865 по 1992 год находилась в Гонконге), ничего не приобретая в Европе или США. По словам г-на Найта, исполнительный председатель совета директоров Стивен Грин игнорирует интересы акционеров: он сосредоточил все инвестиции в западных странах, где они приносят нулевую доходность или вовсе обесцениваются. «За год они (менеджеры HSBC. РБК daily) инвестировали 209 млрд долл. в Северную Америку и 502 млрд долл. в Европу. Возврат на активы составил 0,2% в Северной Америке и 0,46% в Европе. Что они творят?» негодует г-н Найт.

Найт настаивает на уходе Грина, требуя также пересмотреть стратегию развития и в качестве одного из вариантов включить в нее раздел банка. «Вряд ли Найт действительно хочет, чтобы HSBC прекратил свое существование как единая компания. Это скорее фактор давления, чем реальная угроза. Но продажа некоторых активов, безусловно, встанет на пове­стке дня и имеет шансы встретить поддержку», полагает банковский аналитик Dresdner Kleinwort Найджел Майер.

Копию письма Найта получили 30 крупнейших институциональных инвесторов HSBC. Как минимум 20 уже заинтересовались его идеями и согласились на встречу. Это неудивительно, ведь они так и не смогли добиться от банка хотя бы приблизительной суммы потерь на обвале американских ипотечных облигаций и, очевидно, нервничают, наблюдая, как акции падают до минимумов за три с половиной года. Все, что у них есть, это официальное предупреждение, первое за 142 года, что прибыли будут ниже ожиданий. По данным Bloomberg, на балансе HSBC сейчас 15,5 млрд долл. вложений в проблемные ипотечные бумаги. Если оценка верна, британский банк может стать лидером по объему потерь в Европе. «Пример HSBC демонстрирует, что позиции банков стали уязвимыми. Подешевевшие акции привлекают спекулянтов, которые готовы сыграть на недовольстве инвесторов и таким способом заработать», сказал РБК daily управляющий фондов в Banque Syz & Co в Женеве Карим Бертони.

ДМИТРИЙ КОСАРЕВ