Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Легенды и мифы фондового рынка » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Легенды и мифы фондового рынка

4 января 2017 banki.ru
К концу 2016 года на фондовом рынке Московской биржи было зарегистрировано 1,5 млн клиентов-физлиц. Из них хотя бы одну сделку в течение месяца совершали всего 96 тыс. 41% россиян считает инвестиционные продукты самыми сложными для понимания. Что правда, а что нет в представлениях россиян о фондовом рынке?

1. Акция — это такая бумажка

Многие потенциальные инвесторы, которые только начинают интересоваться фондовым рынком, уверены в том, что, покупая акцию, они получат ее на руки. «Мне каждый день пишут люди и спрашивают, смогут ли они получить бумажную акцию, если купят ее у нас», — рассказывает руководитель проекта «Инвестиции» Банки.ру Петр Руденко.

На самом деле, если бы акции до сих пор были бумажными, биржевая торговля ими была бы невозможна. Ведь в течение дня совершаются миллионы сделок купли-продажи. Сегодня акции (так же как и облигации) существуют в электронном виде и хранятся на специальном счете депо в депозитарии. Когда инвестор приобретает ценную бумагу, об этом делается электронная запись на счете депо. А подтверждением того, что человек владеет такими-то акциями и облигациями, служит выписка с такого счета. Так же как в банковской выписке, видно, какие операции совершались по карте (снятие наличных, покупка товаров, оплата услуг). На выписке со счета депо видно, какие и сколько акций инвестор купил, а какие продал.

Впрочем, получить бумажное подтверждение вашей покупки все-таки можно — чаще сертификат на акцию оформляется, если она, например, преподносится в подарок. Чтобы получить такой сертификат, нужно указать это в заказе на покупку акций (облигаций). Крупнейшие брокеры открывают продажу сертификатов на ценные бумаги в преддверии праздников — например, сделать своих близких совладельцами крупнейших российских компаний в декабре предлагал интернет-магазин «Финам».

2. Нужно много денег

Высокий порог входа — то, что отпугивает большинство людей от торговли на фондовом рынке. На самом деле все зависит от инструментов, которые интересуют потенциальных инвесторов. У большинства российских брокеров минимальная сумма для открытия брокерского счета составляет несколько десятков тысяч рублей. Максимальный взнос в течение года на индивидуальный инвестиционный счет — 400 тыс. рублей (в этом году может быть увеличен до 1 млн рублей). Однако, как рассказывают брокеры и управляющие, эта сумма не «выбирается» полностью. Средний размер счета — 150—250 тыс. рублей у разных участников рынка.

Порог входа — скорее, термин из индивидуального доверительного управления, считает генеральный директор General Invest Алексей Ищенко. Там экспертизу портфельного управляющего (как правило, недешевого) можно получить от эквивалента 1 млн долларов для крупных частных клиентов. Но для брокерского счета или в коллективных инвестициях такого порога практически нет, а сумма вложений обусловлена минимальной стоимостью инвестиционного инструмента или пая.

Минимальный объем сделки на рынке акций ограничивается ценой одного лота, поясняет директор учебного центра БКС Виктор Романовский. Например, в ценах конца декабря 2016 года один лот акций «Сбербанка» стоил около 1 700 рублей, «Распадской» — около 800 рублей, ОГК-2 — примерно 480 рублей, а «Транснефти» — уже 192 тыс. рублей. «Средний размер счета частного инвестора сильно варьируется в зависимости от региона: в Москве и в Санкт-Петербурге значительно выше, чем в небольших городах, но, вероятнее всего, эта цифра не превышает 1 миллион рублей», — говорит Романовский.

По словам аналитика «Открытие Брокер» Андрея Кочеткова, порог открытия счета у российских брокеров колеблется в среднем от 10 тыс. до 50 тыс. рублей. Подобные суммы могут себе позволить многие. Другое дело, что получить существенный доход при таких вложениях сложно. «Напрашивается сравнение с грядкой на подоконнике. Очень приятно срезать пучок зеленого лука в середине января, но существенного влияния на личный бюджет такое сельское производство не окажет», — отметил Кочетков. Такие суммы, по его словам, больше подходят для изучения рынка и наработки опыта, чем для извлечения прибыли.

Более серьезная работа и доходы начинаются от сумм порядка 300—500 тыс. рублей. «Это позволит получать вполне весомую прибыль как от вложений в облигации, так и от операций с акциями. Более весомый портфель позволит вкладывать деньги сразу в несколько инструментов, что резко повышает устойчивость всего счета и минимизирует потери от отдельных ошибок», — считает Кочетков.

3. Торговля отнимает много времени

Любой частный инвестор ставить перед собой задачу заработать на разнице цен — это и позволяет получать прибыль. Весь вопрос в том, в течение каких временных периодов это делать. Можно торговать в течение дня, совершая множество сделок купли-продажи, а можно удерживать позиции годами. Внутридневная торговля отнимает больше времени по сравнению с долгосрочными стратегиями. Нужно составить торговый план на основе используемой стратегии, выставить заявки для его технической реализации, а потом отслеживать развитие рыночной ситуации.

Но и сформировав долгосрочный портфель, нельзя забывать про рынок — необходимо следить за движениями на рынке, корпоративными новостями, вовремя диверсифицировать портфель. По мнению Виктора Романовского, для этого достаточно хотя бы на несколько минут ежедневно заглядывать в графики. Алексей Ищенко считает, что самостоятельная торговля требует серьезного погружения в матчасть и колоссального времени на анализ рынка и собственно торговлю.

«Сколько людей — столько стратегий, — говорит Андрей Кочетков. — Кому-то импонируют постоянная вовлеченность в рынок и ежеминутные сделки. Кому-то проще просматривать финансовую прессу раз в неделю и делать долгосрочные выводы. Соответственно, можно избрать любой удобный стиль работы». Разница в операциях спекулянтов и инвесторов состоит в том, что они отличаются по уровню риска. Спекулянты часто используют кредитное плечо для максимизации прибыли на временных сделках. Долгосрочные игроки ловят большие движения и редко используют кредитные ресурсы. «Одно можно сказать точно: серьезное отношение к инвестициям потребует внимания к экономической прессе, серьезной аналитике и планированию своих сбережений и вложений», — подчеркивает Кочетков. Для «ленивых» операций достаточно отобрать несколько исторически стабильных компаний и покупать их бумаги в периоды депрессии на рынках, а продавать во времена общей эйфории. «Для такого подхода явно не требуется больше времени, чем на просмотр футбольной Лиги чемпионов или нескольких фильмов», — добавил эксперт.

4. Много заработать можно только на спекуляциях

«Много заработать может кто угодно при благоприятном стечении обстоятельств», — считает управляющий активами Григорий Исаев. Однако никакой гарантии, что обстоятельства сложатся в пользу инвестора, нет. Наоборот, очень часто новички несут существенные потери. Начинающие частные инвесторы нередко воспринимают фондовый рынок как аналог казино, в котором разбогатеть на спекуляциях может любой. «Это не так. Спекуляции — это сложная высокопрофессиональная работа, к которой можно прийти только через много лет изучения рынка и налаживания своих торговых моделей. Поэтому лучше всего начинать с низкомаржинальных инвестиций», — советует основатель market-lab.org Роман Некрасов.

В 2016 году долгосрочное инвестирование дало существенно большую прибыль, чем краткосрочные спекуляции. По словам Виктора Романовского, большинство стратегий внутридневной торговли в прошлом году показали доходность, близкую к нулю или незначительно выше. В то же время многие акции, которые не используются для внутридневной торговли, показали за год рост на несколько сотен процентов. Это почти вся электроэнергетика, многие металлургические компании, морские порты.

Устойчив миф о том, что можно стабильно обыгрывать рынок. «Некоторые люди считают, что если им повезет один раз, то повезет в любое время еще сколько угодно, — говорит Роман Некрасов. — Это не так. Заработок на рынке зависит от его состояния. Если вы любите тренды, то ваш заработок будет связан с какими-то сильными «бычьими» (повышательными) или «медвежьими» (нисходящими) движениями».

Участники рынка напоминают, что для консервативных людей, которые не хотят сильно рисковать, есть рынок облигаций. В портфель можно включить, например, 70% облигаций и 30% акций наиболее качественных эмитентов.

5. Заработать могут только профессиональные участники рынка

По мнению Григория Исаева, чтобы начать торговать на фондовом рынке, желательно обладать специальными экономическими знаниями. «Без знаний и опыта новички становятся «кормовой базой» для профучастников, — полагает Алексей Ищенко. — Может, конечно, повезти в разовом режиме, но финал, как правило, один — грустный взгляд на стремительно снижающийся размер счета и последующие попытки снять стресс в соседнем баре».

Эксперты советуют разбираться в экономическом состоянии стран и компаний, в которые вкладываются деньги. В случае страны необходимо познакомиться с динамикой ВВП, инфляции, состоянием политической системы. Что касается эмитентов, необходимо изучать отчеты компаний о выручке и прибыли, динамике производства и продаж, следить за корпоративными новостями (например, о планах по продаже или покупке доли в компании).

Однако иногда знания и опыт могут привести к потерям. Все дело в излишней самоуверенности при принятии инвестиционных решений. В сентябре прошлого года аналитик Credit Suisse Джонатан Хорлачер опубликовал обзор, в котором отмечалось, что после нескольких успешных сделок у инвестора может сформироваться искаженное восприятие рынка. По словам Григория Исаева, такое явление действительно существует и называется overconfidence bias (необоснованная вера инвестора в собственную интуицию и когнитивные способности). «Но, как правило, все-таки большинство людей, которые на рынке долго, очень осторожны», — отмечает Исаев.

По словам Андрея Кочеткова, часто трейдеры начинают верить в отдельные методики, которые какое-то время помогают им зарабатывать. Однако затем они сталкиваются с хаосом рынка и закрывают счет с убытками. «Между тем есть стратегии с низким риском, которые вполне доступны и для широкого круга неквалифицированных инвесторов», — считает эксперт. По его словам, на рынке достаточно инструментов и возможностей для любого уровня квалификации и вовлеченности — от пяти минут в месяц для домохозяйки до ежеминутных операций матерого спекулянта.

«Если у человека есть понимание того, что такое высокая или низкая цена за какой-либо продукт, то такой человек уже понимает базовый подход к оценке финансовых активов, — пояснил Кочетков. — В конце концов, мы все знаем, что огурцы дешевеют к лету и дорожают к Новому году. Если в этом году неурожай, то подорожание будет более сильным, а если присутствует избыток продукта, цена упадет значительнее, чем в скупой год».

Рынок финансовых активов немногим сложнее, чем эта простая бытовая задача, заключает эксперт.

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу