25 января 2017 QB Finance Иконников Денис
Российский розничный сектор представлен брендами, которые хорошо известны значительной части населения России, такими как «Магнит», «Лента», «О’кей», «М.Видео», «Детский Мир», X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и другими. Проникновение рынка розничных продаж достаточно высокое, на рынке ритейла царит жесткая конкуренция, и некоторые компании начинают вырываться вперед в этой борьбе. Особенно интересна компания «Детский Мир», которая планирует выйти на IPO в I полугодии 2017 года.
Оценка розничного сектора по мультипликаторам Источник: данные компаний, бирж, расчет QBF
Для оценки российского розничного сектора были взяты долговой мультипликатор Чистый долг/EBITDA и стоимостной – EV/EBITDA. Диаметр кружка показывает величину капитализации компании. На первый взгляд сектор ритейла является дорогим по мультипликаторам в российских реалиях. Среди представленных компаний пять ритейлеров: «О’кей», «Дикси», «Лента», «Магнит» и X5 Retail Group являются представителями продовольственного сектора. «М.Видео» предлагает продукцию в сегменте бытовой техники и существенно отличается по мультипликаторам от пяти предыдущих компаний, поскольку воспринимается участниками рынка как медленно растущий бизнес с достаточно высокой для розничного сектора дивидендной доходностью. «Детский Мир», о предстоящем IPO которого было объявлено 16 января 2017 года, функционирует в нише товаров для детей, и его мультипликаторы близки к среднему значению по сектору. Стоит отметить, что точно оценить мультипликаторы «Детского Мира» не представляется возможным, поскольку компания пока что не котируется на бирже. В качестве предполагаемой капитализации были взяты значения 42,2 млрд руб. из оценки компании в конце 2015 года для продажи доли Российско-китайскому инвестиционному фонду, а также оценка стоимости компании банком Sberbank CIB в размере 98-118 млрд руб. при IPO в 2017 году. При оценке 2015 года компания выглядит недооцененной к сектору, в то время как при оценке Sberbank CIB компания переоценена.
Темпы роста выручки г/г, % Источник: данные компаний, расчет QBF
Худшие результаты темпов роста выручки в секторе показывает «О’кей», в то время как наиболее быстрыми темпами роста отмечаются «Детский Мир» и X5 Retail Group: 34% г/г и 31,8% г/г в III квартале 2016 года, соответственно. Стоит отметить, что они не являются прямыми конкурентами друг друга, в связи с чем не должны помешать друг другу на пути к экспансии. Примечательно то, что «Лента» и «Магнит», которые имеют схожие с двумя лидерами мультипликаторы, показывают существенно более скромные темпы роста. Столь значительные колебания темпов роста выручки «М.Видео» объясняются значительной сезонной зависимостью, которая проявляется перед новогодними праздниками, когда потребители принимают решения о покупках товаров длительного пользования.
Количество магазинов, штук (левая шкала) и темпы роста числа магазинов г/г, % (правая шкала) Источник: данные компаний, расчет QBF
Кризис в российской экономике, который начался в 2014 году, существенно поменял расклад в розничном секторе: если в I квартале 2014 года темпы роста числа магазинов были схожие, то к III кварталу 2016 года часть компаний начала выдыхаться. Из года в год количество магазинов рассматриваемых компаний увеличивается, но темпы их роста отличаются. Худшие темпы роста у «Дикси», снижаются темпы роста у «Магнита», а «М.Видео» стабильно показывает низкие темпы роста, которые медленно увеличиваются. Важным отличием также является концепция ведения бизнеса компаниями. «Магнит», X5 Retail Group и «Дикси» представляют собой небольшие магазины. «Детский Мир» и «М.Видео» относятся к магазинам средней величины. «Лента» и «О’кей» – гипермаркеты. Среди небольших магазинов по темпам роста количества магазинов лучше всех выглядит X5 Retail Group, а среди магазинов средней величины – «Детский Мир». Оба гипермаркета, «Лента» и «О’кей» показывают высокие результаты, однако важно отметить, что темпы роста выручки «О’кей» опустились ниже нуля, что свидетельствует о неэффективной политике экспансии.
Средняя торговая площадь магазина в III квартале 2016 года, кв. м. Источник: данные компаний, расчет QBF
Таким образом, лучше других выглядят акции «Детского Мира», X5 Retail Group и «Ленты», причем каждая компания работает в своей нише. Однако в связи с тем, что «Лента» и X5 Retail Group продают в основном продовольственную продукцию, хоть и имеют разные торговые площади, то среди них необходимо выявить фаворита. «Лента» выглядит хуже X5 Retail Group по мультипликаторам, темпам роста выручки и магазинов, в связи с чем в секторе продовольствия стоит обратить внимание больше на X5 Retail Group. В то же время «Детский Мир» напрямую не конкурирует с X5 Retail Group, в связи с чем может и дальше показывать высокие темпы роста, пока не достигнет полного охвата покупателей в своей нише. Оценка «Детского Мира» по мультипликаторам во многом будет зависеть от цены предложения во время IPO. Если принять во внимание оценку стоимости компании годовой давности, то «Детский Мир» недооценен, и акции могут вырасти в цене после IPO. В то же время при размещении в диапазоне оценки Sberbank CIB, который выступает букраннером сделки, акции компании будут переоценены и могут упасть после размещения.
http://www.qbfin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Оценка розничного сектора по мультипликаторам Источник: данные компаний, бирж, расчет QBF
Для оценки российского розничного сектора были взяты долговой мультипликатор Чистый долг/EBITDA и стоимостной – EV/EBITDA. Диаметр кружка показывает величину капитализации компании. На первый взгляд сектор ритейла является дорогим по мультипликаторам в российских реалиях. Среди представленных компаний пять ритейлеров: «О’кей», «Дикси», «Лента», «Магнит» и X5 Retail Group являются представителями продовольственного сектора. «М.Видео» предлагает продукцию в сегменте бытовой техники и существенно отличается по мультипликаторам от пяти предыдущих компаний, поскольку воспринимается участниками рынка как медленно растущий бизнес с достаточно высокой для розничного сектора дивидендной доходностью. «Детский Мир», о предстоящем IPO которого было объявлено 16 января 2017 года, функционирует в нише товаров для детей, и его мультипликаторы близки к среднему значению по сектору. Стоит отметить, что точно оценить мультипликаторы «Детского Мира» не представляется возможным, поскольку компания пока что не котируется на бирже. В качестве предполагаемой капитализации были взяты значения 42,2 млрд руб. из оценки компании в конце 2015 года для продажи доли Российско-китайскому инвестиционному фонду, а также оценка стоимости компании банком Sberbank CIB в размере 98-118 млрд руб. при IPO в 2017 году. При оценке 2015 года компания выглядит недооцененной к сектору, в то время как при оценке Sberbank CIB компания переоценена.
Темпы роста выручки г/г, % Источник: данные компаний, расчет QBF
Худшие результаты темпов роста выручки в секторе показывает «О’кей», в то время как наиболее быстрыми темпами роста отмечаются «Детский Мир» и X5 Retail Group: 34% г/г и 31,8% г/г в III квартале 2016 года, соответственно. Стоит отметить, что они не являются прямыми конкурентами друг друга, в связи с чем не должны помешать друг другу на пути к экспансии. Примечательно то, что «Лента» и «Магнит», которые имеют схожие с двумя лидерами мультипликаторы, показывают существенно более скромные темпы роста. Столь значительные колебания темпов роста выручки «М.Видео» объясняются значительной сезонной зависимостью, которая проявляется перед новогодними праздниками, когда потребители принимают решения о покупках товаров длительного пользования.
Количество магазинов, штук (левая шкала) и темпы роста числа магазинов г/г, % (правая шкала) Источник: данные компаний, расчет QBF
Кризис в российской экономике, который начался в 2014 году, существенно поменял расклад в розничном секторе: если в I квартале 2014 года темпы роста числа магазинов были схожие, то к III кварталу 2016 года часть компаний начала выдыхаться. Из года в год количество магазинов рассматриваемых компаний увеличивается, но темпы их роста отличаются. Худшие темпы роста у «Дикси», снижаются темпы роста у «Магнита», а «М.Видео» стабильно показывает низкие темпы роста, которые медленно увеличиваются. Важным отличием также является концепция ведения бизнеса компаниями. «Магнит», X5 Retail Group и «Дикси» представляют собой небольшие магазины. «Детский Мир» и «М.Видео» относятся к магазинам средней величины. «Лента» и «О’кей» – гипермаркеты. Среди небольших магазинов по темпам роста количества магазинов лучше всех выглядит X5 Retail Group, а среди магазинов средней величины – «Детский Мир». Оба гипермаркета, «Лента» и «О’кей» показывают высокие результаты, однако важно отметить, что темпы роста выручки «О’кей» опустились ниже нуля, что свидетельствует о неэффективной политике экспансии.
Средняя торговая площадь магазина в III квартале 2016 года, кв. м. Источник: данные компаний, расчет QBF
Таким образом, лучше других выглядят акции «Детского Мира», X5 Retail Group и «Ленты», причем каждая компания работает в своей нише. Однако в связи с тем, что «Лента» и X5 Retail Group продают в основном продовольственную продукцию, хоть и имеют разные торговые площади, то среди них необходимо выявить фаворита. «Лента» выглядит хуже X5 Retail Group по мультипликаторам, темпам роста выручки и магазинов, в связи с чем в секторе продовольствия стоит обратить внимание больше на X5 Retail Group. В то же время «Детский Мир» напрямую не конкурирует с X5 Retail Group, в связи с чем может и дальше показывать высокие темпы роста, пока не достигнет полного охвата покупателей в своей нише. Оценка «Детского Мира» по мультипликаторам во многом будет зависеть от цены предложения во время IPO. Если принять во внимание оценку стоимости компании годовой давности, то «Детский Мир» недооценен, и акции могут вырасти в цене после IPO. В то же время при размещении в диапазоне оценки Sberbank CIB, который выступает букраннером сделки, акции компании будут переоценены и могут упасть после размещения.
http://www.qbfin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу