3 февраля 2017 Живой журнал Нальгин Андрей
Многие уже начали радоваться, что стараниями Росстата совокупный спад российского ВВП за два года составил скромные 3%. Для порванной в клочья © экономики это удивительно хороший результат.
Но радость по поводу, пожалуй, преждевременна.
Россия оказалась в группе риска. И расслабляться как-то рано. К сожалению, новый кризис не просто не за горами. Он уже буквально ломится в двери.
Россия попала в группу из 10 крупных экономик с наихудшим соотношением между работающими и пенсионерами. Агентство Bloomberg подчёркивает, что речь идёт о реально работающих. По его подсчётам, в России таковых приходится на одного пенсионера 2,4 человека. Конечно, у французов (2,2 чел.) или братьев-белорусов (2,3 чел.) дела обстоят ещё хуже. Но нам от этого не легче. В том числе по причине довольно низких зарплат в среднем по экономике и, соответственно, скромных отчислений в Пенсионный фонд РФ.
Со временем проблема эта будет лишь обостряться. Демографические тренды обмануть сложно, а исправить ещё сложнее. То есть, напряжение в пенсионной системе будет лишь нарастать, грозя обернуться полноценным и затяжным бюджетным кризисом.
Из этой ситуации просматриваются три выхода.
Первый, вокруг которого ломаются копья сейчас – повышение пенсионного возраста или сокращение льготных пенсий. Политически это очень рискованный шаг. Вот власти и тянут с решением, выдавая совершенно противоположную информацию журналистам и теряя остатки доверия.
Второй заключается в таком повышении производительности труда, которое позволило бы не беспокоиться о сокращении числа работников, приходящихся на одного пенсионера. При правильном подходе к делу оно привело бы к удешевлению потребительской корзины стариков. Это дало бы возможность не индексировать и даже сокращать размеры пенсий, упирая на сохранение их реальной покупательной способности. Но с учётом особенностей российской модернизации – перечисленное из области фантастики.
Третий вариант – просто и незатейливо компенсировать дефицит собственных трудовых ресурсов более активным привлечением мигрантов. В основном из Средней Азии, конечно. И хотя ксенофобия довольно прочно укоренена в современном российском обществе, она никак не влияет на миграционную политику властей. Все регулятивные новации в этой сфере объясняются больше финансовыми мотивами, чем политическими.
Как вы полагаете, какой способ борьбы с надвигающимся пенсионным кризисом в итоге выберут в Кремле?
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу