3 февраля 2017 Живой журнал Лежава Александр
Власти различных стран, в том числе Российской Федерации, любят ссылаться на «успешный» зарубежный опыт, когда он ведет к ухудшению экономического положения широких масс населения. Однако, когда власти той или иной страны предпринимают что-то, что позволяет улучшить его, правительства других стран об этом обычно помалкивают. Тем не менее, такое иногда встречается, и об этом стоит поговорить.
В конце прошлого и начале этого года на страницах данного журнала было довольно много критических статей, посвященных демонетизации в Индии и ее негативным последствиям для граждан этой страны. Чтобы несколько компенсировать их, правительство Индии в бюджете текущего года предприняло ряд мер по смягчению налогового бремени. И это, а точнее величина налогов в Индии, представляет интерес.
Наиболее важным моментом в заявлении министра финансов Индии А.Джетли в эту среду 1 февраля стало то, что для лиц с доходами от 250 до 500 тысяч рупий в год величина подоходного налога снижается вдвое и составит в зависимости от величины дохода (с учетом налогового вычета) от 0 до 5%. Необлагаемая подоходным налогом минимальная сумма в 250 тысяч рупий сохраняется неизменной. С учетом понижения налоговой ставки необлагаемая налогом сумма фактически повышается до 300 тысяч рупий, поскольку министерство финансов для лиц с годовым доходом от 250 до 500 тысяч рупий предусматривает налоговый вычет в размере 5000 рупий. Другие категории налогоплательщиков, зарабатывающие более 500 тысяч рупий в год, получат налоговый вычет в размере 12,5 тысяч рупий.
Негативные изменения в налогообложении затронут лишь тех, чей годовой доход превышает 5 миллионов рупий. Для лиц с доходом от 5 до 10 миллионов вводится дополнительный налог в размере 10%, тогда как для тех, чей годовой доход превышает 10 миллионов, установлена величина дополнительного налога в 15%. Это может позволить властям собрать дополнительно 270 миллиардов рупий налогов.
Может возникнуть вопрос: какой интерес могут представлять какие-то там индийские налоги для граждан России? Представляется, что самый прямой и непосредственный. Стоит напомнить, что население Индии равно примерно 1,3 миллиардам человек, а индийская рупия на момент написания данной заметки примерно равна 1 российскому рублю. Это позволяет довольно легко сравнить индийскую и российскую систему подоходного налога, и сравнение оказывается не в пользу России.
Российское правительство любит с гордостью рассказывать про плоскую шкалу подоходного налога граждан в размере 13%, ссылаясь на то, что она одна из самых низких в мире, приводя в пример США и Западную Европу. Однако в Индии, как выясняется при ближайшем рассмотрении, она была на 3% ниже, при этом малообеспеченные слои населения с доходами до 250 тысяч рупий (или в пересчете примерно 20 тысяч рублей в месяц) никакого подоходного налога вообще не платили.
Теперь, после нового решения правительства Индии, эта категория была фактически расширена до 300 тысяч рупий (эквивалент 25 тысяч рублей в месяц), тогда как для лиц с доходами от 300 до 500 тысяч рупий (эквивалент от 25 до 41,5 тысяч рублей в месяц) ставка подоходного налога была снижена с 10 до 5%. С учетом же налогового вычета в 5000 рупий она оказывается еще меньшей. Даже для лиц с доходом в наибольшую установленную величину в 500 тысяч рупий реальная ставка налога оказывается равной 4%. Здесь уместно вспомнить, что средняя заработная плата по России не превышает 40 тысяч рублей в месяц, а разница в процентных ставках подоходного налога – буквально 9% или, что еще более показательно, в 2,25 раза выше.
Для группы населения с более высокими доходами от 500 тысяч до 5 миллионов рупий введение налогового вычета в размере 12,5 тысяч рупий также означает снижение ставки подоходного налога. В данном случае имеет место снижение с 10% до 9,75% (для лиц с доходом в 5 миллионов рупий в год (415 тысяч рублей в месяц)) и ниже.
Стоит отметить, что из 7,6 миллионов граждан Индии, уплачивавших подоходный налог, и чей доход превышал 500 тысяч рупий в год, 5,6 миллионов являлись государственными служащими, а количество тех, чей задекларированный доход превысил 5 миллионов рупий, равнялось 172 тысячам человек. Поэтому что-то подсказывает, что подавляющее большинство граждан России вряд ли будет сильно волновать величина подоходного налога тех, кто зарабатывает более 5 миллионов рублей в год.
И еще один чрезвычайно интересный момент. В Индии на 1,3 миллиарда человек населения подоходный налог платит всего 1% (дополнительно напишу отдельно текстом – один процент) населения или примерно 13 миллионов человек. В России с населением в 146,54 миллионов человек на начало 2016 года подоходный налог в 2015 году платили 66,35 миллионов человек или более 45% населения страны. При меньшем почти в 10 раз количестве граждан, чем в Индии, подоходный налог платит в 5 раз больше налогоплательщиков, чем там. Вывод из этого напрашивается сам собой: работа правительства и государственного аппарата РФ не просто неэффективна, а, попросту говоря, это катастрофа. При том уровне эффективности, как они работают сейчас, властям никогда не будет хватать никаких налогов.
К сожалению, вместо того, чтобы повышать эффективность своей деятельности (как показывает исторический опыт, они этого не умеют и не хотят), российское правительство и министерство финансов считают своим долгом лишь поднимать налоги все выше и выше, увеличивая налоговое бремя для граждан и предприятий. Поэтому совершенно не стоит удивляться тому, что индийская экономика растет на 7 – 7,5% в год (и даже демонетизация вряд ли сможет снизить темпы ее роста ниже 6%), а российская, по словам властей, топчется на месте, а в реальности успешно деградирует. Но пользоваться таким зарубежным опытом, правительство и министерство финансов РФ почему-то не торопятся.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В конце прошлого и начале этого года на страницах данного журнала было довольно много критических статей, посвященных демонетизации в Индии и ее негативным последствиям для граждан этой страны. Чтобы несколько компенсировать их, правительство Индии в бюджете текущего года предприняло ряд мер по смягчению налогового бремени. И это, а точнее величина налогов в Индии, представляет интерес.
Наиболее важным моментом в заявлении министра финансов Индии А.Джетли в эту среду 1 февраля стало то, что для лиц с доходами от 250 до 500 тысяч рупий в год величина подоходного налога снижается вдвое и составит в зависимости от величины дохода (с учетом налогового вычета) от 0 до 5%. Необлагаемая подоходным налогом минимальная сумма в 250 тысяч рупий сохраняется неизменной. С учетом понижения налоговой ставки необлагаемая налогом сумма фактически повышается до 300 тысяч рупий, поскольку министерство финансов для лиц с годовым доходом от 250 до 500 тысяч рупий предусматривает налоговый вычет в размере 5000 рупий. Другие категории налогоплательщиков, зарабатывающие более 500 тысяч рупий в год, получат налоговый вычет в размере 12,5 тысяч рупий.
Негативные изменения в налогообложении затронут лишь тех, чей годовой доход превышает 5 миллионов рупий. Для лиц с доходом от 5 до 10 миллионов вводится дополнительный налог в размере 10%, тогда как для тех, чей годовой доход превышает 10 миллионов, установлена величина дополнительного налога в 15%. Это может позволить властям собрать дополнительно 270 миллиардов рупий налогов.
Может возникнуть вопрос: какой интерес могут представлять какие-то там индийские налоги для граждан России? Представляется, что самый прямой и непосредственный. Стоит напомнить, что население Индии равно примерно 1,3 миллиардам человек, а индийская рупия на момент написания данной заметки примерно равна 1 российскому рублю. Это позволяет довольно легко сравнить индийскую и российскую систему подоходного налога, и сравнение оказывается не в пользу России.
Российское правительство любит с гордостью рассказывать про плоскую шкалу подоходного налога граждан в размере 13%, ссылаясь на то, что она одна из самых низких в мире, приводя в пример США и Западную Европу. Однако в Индии, как выясняется при ближайшем рассмотрении, она была на 3% ниже, при этом малообеспеченные слои населения с доходами до 250 тысяч рупий (или в пересчете примерно 20 тысяч рублей в месяц) никакого подоходного налога вообще не платили.
Теперь, после нового решения правительства Индии, эта категория была фактически расширена до 300 тысяч рупий (эквивалент 25 тысяч рублей в месяц), тогда как для лиц с доходами от 300 до 500 тысяч рупий (эквивалент от 25 до 41,5 тысяч рублей в месяц) ставка подоходного налога была снижена с 10 до 5%. С учетом же налогового вычета в 5000 рупий она оказывается еще меньшей. Даже для лиц с доходом в наибольшую установленную величину в 500 тысяч рупий реальная ставка налога оказывается равной 4%. Здесь уместно вспомнить, что средняя заработная плата по России не превышает 40 тысяч рублей в месяц, а разница в процентных ставках подоходного налога – буквально 9% или, что еще более показательно, в 2,25 раза выше.
Для группы населения с более высокими доходами от 500 тысяч до 5 миллионов рупий введение налогового вычета в размере 12,5 тысяч рупий также означает снижение ставки подоходного налога. В данном случае имеет место снижение с 10% до 9,75% (для лиц с доходом в 5 миллионов рупий в год (415 тысяч рублей в месяц)) и ниже.
Стоит отметить, что из 7,6 миллионов граждан Индии, уплачивавших подоходный налог, и чей доход превышал 500 тысяч рупий в год, 5,6 миллионов являлись государственными служащими, а количество тех, чей задекларированный доход превысил 5 миллионов рупий, равнялось 172 тысячам человек. Поэтому что-то подсказывает, что подавляющее большинство граждан России вряд ли будет сильно волновать величина подоходного налога тех, кто зарабатывает более 5 миллионов рублей в год.
И еще один чрезвычайно интересный момент. В Индии на 1,3 миллиарда человек населения подоходный налог платит всего 1% (дополнительно напишу отдельно текстом – один процент) населения или примерно 13 миллионов человек. В России с населением в 146,54 миллионов человек на начало 2016 года подоходный налог в 2015 году платили 66,35 миллионов человек или более 45% населения страны. При меньшем почти в 10 раз количестве граждан, чем в Индии, подоходный налог платит в 5 раз больше налогоплательщиков, чем там. Вывод из этого напрашивается сам собой: работа правительства и государственного аппарата РФ не просто неэффективна, а, попросту говоря, это катастрофа. При том уровне эффективности, как они работают сейчас, властям никогда не будет хватать никаких налогов.
К сожалению, вместо того, чтобы повышать эффективность своей деятельности (как показывает исторический опыт, они этого не умеют и не хотят), российское правительство и министерство финансов считают своим долгом лишь поднимать налоги все выше и выше, увеличивая налоговое бремя для граждан и предприятий. Поэтому совершенно не стоит удивляться тому, что индийская экономика растет на 7 – 7,5% в год (и даже демонетизация вряд ли сможет снизить темпы ее роста ниже 6%), а российская, по словам властей, топчется на месте, а в реальности успешно деградирует. Но пользоваться таким зарубежным опытом, правительство и министерство финансов РФ почему-то не торопятся.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу