Ти ж мене підвела » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Ти ж мене підвела

29 марта 2017 banki.ru | Сбербанк (SBER) Осадчий Максим
27 марта Сбербанк сообщил о подписании юридически обязывающего договора по продаже украинского Сбербанка консорциуму международных инвесторов: Norvik Banka (Латвия) и белорусской частной компании. Белорусская компания принадлежит гражданину Великобритании Саиду Гуцериеву, сыну Михаила Гуцериева, владельца «РуссНефти» и Бинбанка.

Norvik Banka — небольшой латвийский банк, на конец февраля его активы составили 0,9 млрд евро (седьмое место среди латвийских банков), капитал — 0,1 млрд евро. Его собственником значится гражданин Великобритании Григорий Гусельников, бывший менеджер Бинбанка, известный общественности как постоянный участник телепередачи «Что? Где? Когда?».

В сообщении Norvik Banka говорится, что мажоритарным акционером консорциума стали Саид Гуцериев и его белорусская компания. Будем надеяться, что эта сделка совершается не за счет средств Сбербанка и не является схемой для вывода «дочки» из-под украинских санкций.

В апреле 2014 года, сразу после крымских событий, Бинбанк приобрел у украинского олигарха Игоря Коломойского Москомприватбанк, который был переименован в «Бинбанк Кредитные Карты». Этот банк до сих пор находится на санации. С 30 сентября 2014 года до 1 сентября 2016 года банк нарушал нормативы достаточности капитала. После 1 сентября 2016 года он перестал раскрывать на сайте ЦБ 123-ю и 135-ю формы («Расчет собственных средств (капитала)» и «Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности»).

В сообщении Сбербанка от 27 марта отмечается, что «ускоренная продажа дочернего банка приведет к фиксации убытка по вложениям в капитал дочернего банка, который отразится в отчетности ПАО Сбербанк по РСБУ». О каком убытке может идти речь?

Для того чтобы оценить потери Сбербанка, посмотрим на историю его украинской «дочки».

Нынешний президент Украины, а тогда глава совета Национального банка Украины (НБУ) Петр Порошенко противодействовал выходу Сбербанка на украинский рынок. Однако в 2007 году Сбербанк, несмотря на противодействие, все же купил небольшой банк «НРБ-Украина» у известного российского предпринимателя Александра Лебедева за 150 млн долларов. В начале 2013 года украинский Сбербанк вошел в топ-10 банков Украины по активам.

В него были закачаны солидные ресурсы — только на пополнение капитала украинского Сбербанка за период с 2008 года по конец III квартала 2016 года российский Сбербанк потратил свыше 0,8 млрд долларов. Причем почти половину этой суммы — после крымских событий, чтобы компенсировать убытки, разрушающие капитал украинского Сбербанка. Вместо того чтобы немедленно продать «бездонную дочку», Сбербанк продолжал заливать в ее капитал сотни миллионов долларов.

Убыток за 2015 год составил 6,3 млрд гривен. Сбербанк в декабре 2015 года выкупил допэмиссию украинской «дочки» на сумму 4,78 млрд гривен.

Убыток за первое полугодие 2016 года составил 3 млрд гривен, Сбербанк во II квартале 2016 года выкупил допэмиссию украинской «дочки» на сумму 4,3 млрд гривен.

Помимо украинского Сбербанка, у российского Сбербанка есть еще один украинский банк — VS Bank (ВиЭс Банк), доставшийся Сбербанку в 2011 году благодаря покупке Volksbank International AG. Однако VS Bank существенно меньше украинского Сбербанка.

24 марта «Коммерсант» сообщил о том, что расстроилась сделка по продаже украинских структур Сбербанка за 680 млн долларов. Совокупный капитал двух украинских банков Сбербанка — около 170 млн долларов. Убыток за 2016 год украинского Сбербанка составил около 100 млн долларов. Прибыль ВиЭс Банка минимальна: около 2 млн долларов. С учетом убыточности украинской группы ее можно оценить максимум в 0,5 капитала — в 85 млн долларов. Цена 680 млн долларов — это 4 капитала. Такой коэффициент был на рынке до кризиса 2008—2009 годов. Частично эту цену можно попытаться объяснить вхождением в контур сделки конфетной фабрики Петра Порошенко в Липецке. Но это в лучшем случае снижает цену украинских структур Сбербанка до 3 капиталов. Возможная причина столь высокой оценки связана с возможным прощением долгов украинских банков Сбербанка перед российским Сбербанком. Вероятно, это средства банков — 24,5 млрд гривен в украинском Сбербанке и 1,7 млрд гривен в ВиЭс Банке, в сумме около 1 млрд долларов. В этом случае капитал украинских банков Сбербанка вырастает до 1,17 млрд долларов, и оценка в 680 млн долларов становится разумной.

Из сообщения Сбербанка следует, что продается только украинский Сбербанк без ВиЭс Банка. Цена сделки не раскрыта.

Итак, на приобретение украинского Сбербанка и на пополнение его капитала российский Сбербанк потратил около 0,95 млрд долларов. Еще около 0,94 млрд долларов составили средства, размещенные российским Сбербанком в украинской «дочке». Итого — 1,91 млрд долларов. Если удастся продать украинский Сбербанк за 0,5 млрд долларов (3,6 капитала), то потери российского Сбербанка могут составить 1,41 млрд долларов. Если же сделка совершается за счет средств самого Сбербанка, то потери составят 1,91 млрд долларов.

Эти цифры могут не отражать потерь российского Сбербанка от кредитования крупных бизнесов на Украине, если сделки велись не через украинский Сбербанк. Также эти цифры не отражают потерь Сбербанка от западных санкций.

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter