10 апреля 2017 Живой журнал Лежава Александр
Находящийся в Вашингтоне Международный валютный фонд опубликовал занятный документ под названием “The Macroeconomics of De-Cashing” (Макроэкономика отказа от наличных) (www.imf.org/~/media/Files/Publications/W?P/2017/wp1771.ashx). Это довольно любопытный документ, по сути обобщающий накопленный опыт по борьбе с наличными и дающий определенные рекомендации о том, как это следует осуществлять на практике. При этом естественно делается оговорка о том, что эта публикация лишь вроде как повод для обсуждения и не более того.
Документ интересен и тем, что содержит довольно редкую и временами достаточно неожиданную информацию о состоянии текущего наличного обращения, если не в мире, то в отдельных странах. И об этом стоит упомянуть отдельно. Обзор привычек населения в Австралии, Австрии, Канаде, Франции, Германии, Нидерландах и США показал, что по количеству транзакций расчеты наличными повсюду, за исключением США, превышают половину всех расчетов. Обзор 2012 года по расчетам в США показал, что если величина платежа менее 20 американских дензнаков, то вероятность расчетов наличными составляет 90%, если она более этой суммы, то вероятность снижается до 57%. В любом случае шансы расчетов наличными превышают вероятность безналичного платежа.
В Еврозоне при всем их развитии пластика и безналичных расчетов сумма находящихся в обращении наличных превышает 1 триллион евро. С момента введения евро в обращение она выросла в четыре раза.
Собственно говоря, удивляться этому нечего. Наличные – это простое и безопасное средство расчетов, позволяющее легко контролировать расходы и планировать бюджет, практически полностью анонимное в современных условиях и не требующее какой-либо дополнительной инфраструктуры. Это наиболее удобная форма денег и в большой степени рассматривается как одно из фундаментальных прав человека.
Поэтому МВФ рекомендует бороться со всем этим неподконтрольным власти безобразием постепенно и стараясь не привлекать к этому процессу особого внимания. По мнению МВФ, это будет довольно длительный процесс, который следует осуществлять, предпринимая такие шаги, которые сложно оспаривать. В их список входят постепенный вывод из обращения банкнот с крупными номиналами, установление ограничений на расчеты наличными, установление контроля за трансграничными перевозками наличности и обязательно извещение властей об этом. С другой стороны, требуется упростить открытие и использование счетов для безналичных расчетов и создать привлекательные условия для их использования. Одним из шагов в этом направлении должна стать дальнейшая компьютеризация банковской системы.
Желательно, чтобы этот процесс продвигал частный сектор, чем государство, поскольку в этом случае население может выдвигать вполне резонные возражения. В любом случае властям следует избегать вывода наличных из обращения законодательным путем из-за приверженности населения к наличным. Появление в этом документе подобного пассажа явно свидетельствует о том, что проведенная в конце прошлого года в Индии именно таким путем демонетизация оказалась далеко не такой удачной, как ее стремились представить индийские власти и сам МВФ. Поэтому были внесены соответствующие изменения и теперь рекомендуется использовать целенаправленные правительственные программы, чтобы убедить население, что прекращение использования наличных никак не связано с попытками властей контролировать все аспекты жизни людей, включая использование их средств и сбережений, или загнать все сбережения населения на счета в банки.
Вместе с тем официально декларируемые и столь привлекательные для правительств цели предельно просты: повысить собираемость налогов, нанести удар по серому сектору экономики, в большой степени попытаться подавить противоправную, по мнению властей, деятельность. Для банков – конвертировать наличные в банковские депозиты, за счет этого увеличить депозитную базу банковской системы, что теоретически должно снизить процентные ставки и расширить объемы кредитования.
Последний момент особенно интересен. Капитализм, в какой бы форме они ни существовал, невозможен не просто без кредита, а без кредитной экспансии, позволяющей за счет вовлечения новых участников закрывать ранее возникшие в результате плохих долгов дыры. Если достигнут потолок, и новых участников больше нет, долговой «пузырь» достиг своего предельного значения и должен лопнуть. Именно этот процесс начался в 2008 году, но так и не был окончательно разрешен. Сейчас он, похоже, окончательно достиг своего предельного значения, и, хотя об этом в записке не говорится, ее авторы рассматривают изложенные в ней шаги как возможную попытку спасти финансово-банковскую систему. Вряд ли этот подход окажется удачным в силу довольно длительного промежутка времени, необходимого, чтобы существенно изменить человеческую психологию и существующие взгляды.
Основная идея документа МВФ заключается в том, чтобы не силой загонять население в подготовленный для него электронный концлагерь, а сделать его столь внешне привлекательным, чтобы оно само по доброй воле пришло туда и разместилось по баракам. Уверен ли в этом исходе МВФ? Не до конца, поскольку в тексте четко сказано, что даже в полностью безналичном обществе население всегда может прибегнуть к использованию наличных, выпускаемых другими странами, а также к использованию в качестве наличных разнообразных денежных суррогатов, различных товаров или золота.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Документ интересен и тем, что содержит довольно редкую и временами достаточно неожиданную информацию о состоянии текущего наличного обращения, если не в мире, то в отдельных странах. И об этом стоит упомянуть отдельно. Обзор привычек населения в Австралии, Австрии, Канаде, Франции, Германии, Нидерландах и США показал, что по количеству транзакций расчеты наличными повсюду, за исключением США, превышают половину всех расчетов. Обзор 2012 года по расчетам в США показал, что если величина платежа менее 20 американских дензнаков, то вероятность расчетов наличными составляет 90%, если она более этой суммы, то вероятность снижается до 57%. В любом случае шансы расчетов наличными превышают вероятность безналичного платежа.
В Еврозоне при всем их развитии пластика и безналичных расчетов сумма находящихся в обращении наличных превышает 1 триллион евро. С момента введения евро в обращение она выросла в четыре раза.
Собственно говоря, удивляться этому нечего. Наличные – это простое и безопасное средство расчетов, позволяющее легко контролировать расходы и планировать бюджет, практически полностью анонимное в современных условиях и не требующее какой-либо дополнительной инфраструктуры. Это наиболее удобная форма денег и в большой степени рассматривается как одно из фундаментальных прав человека.
Поэтому МВФ рекомендует бороться со всем этим неподконтрольным власти безобразием постепенно и стараясь не привлекать к этому процессу особого внимания. По мнению МВФ, это будет довольно длительный процесс, который следует осуществлять, предпринимая такие шаги, которые сложно оспаривать. В их список входят постепенный вывод из обращения банкнот с крупными номиналами, установление ограничений на расчеты наличными, установление контроля за трансграничными перевозками наличности и обязательно извещение властей об этом. С другой стороны, требуется упростить открытие и использование счетов для безналичных расчетов и создать привлекательные условия для их использования. Одним из шагов в этом направлении должна стать дальнейшая компьютеризация банковской системы.
Желательно, чтобы этот процесс продвигал частный сектор, чем государство, поскольку в этом случае население может выдвигать вполне резонные возражения. В любом случае властям следует избегать вывода наличных из обращения законодательным путем из-за приверженности населения к наличным. Появление в этом документе подобного пассажа явно свидетельствует о том, что проведенная в конце прошлого года в Индии именно таким путем демонетизация оказалась далеко не такой удачной, как ее стремились представить индийские власти и сам МВФ. Поэтому были внесены соответствующие изменения и теперь рекомендуется использовать целенаправленные правительственные программы, чтобы убедить население, что прекращение использования наличных никак не связано с попытками властей контролировать все аспекты жизни людей, включая использование их средств и сбережений, или загнать все сбережения населения на счета в банки.
Вместе с тем официально декларируемые и столь привлекательные для правительств цели предельно просты: повысить собираемость налогов, нанести удар по серому сектору экономики, в большой степени попытаться подавить противоправную, по мнению властей, деятельность. Для банков – конвертировать наличные в банковские депозиты, за счет этого увеличить депозитную базу банковской системы, что теоретически должно снизить процентные ставки и расширить объемы кредитования.
Последний момент особенно интересен. Капитализм, в какой бы форме они ни существовал, невозможен не просто без кредита, а без кредитной экспансии, позволяющей за счет вовлечения новых участников закрывать ранее возникшие в результате плохих долгов дыры. Если достигнут потолок, и новых участников больше нет, долговой «пузырь» достиг своего предельного значения и должен лопнуть. Именно этот процесс начался в 2008 году, но так и не был окончательно разрешен. Сейчас он, похоже, окончательно достиг своего предельного значения, и, хотя об этом в записке не говорится, ее авторы рассматривают изложенные в ней шаги как возможную попытку спасти финансово-банковскую систему. Вряд ли этот подход окажется удачным в силу довольно длительного промежутка времени, необходимого, чтобы существенно изменить человеческую психологию и существующие взгляды.
Основная идея документа МВФ заключается в том, чтобы не силой загонять население в подготовленный для него электронный концлагерь, а сделать его столь внешне привлекательным, чтобы оно само по доброй воле пришло туда и разместилось по баракам. Уверен ли в этом исходе МВФ? Не до конца, поскольку в тексте четко сказано, что даже в полностью безналичном обществе население всегда может прибегнуть к использованию наличных, выпускаемых другими странами, а также к использованию в качестве наличных разнообразных денежных суррогатов, различных товаров или золота.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу