Как лопаются долговые пузыри в активах: Модель сверхновой звезды для финансового коллапса » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Как лопаются долговые пузыри в активах: Модель сверхновой звезды для финансового коллапса

1 июня 2017 Архив
Когда долговые пузыри в активах расширяются темпом, который значительно превосходит темпы увеличения доходов и производительных богатств реального мира, то коллапс этих пузырей становится неизбежным. Модель сверхновой звезды для финансового коллапса очень подходит для понимания этого процесса.

Как я отмечал вчера в заметке “Придет ли когда-нибудь конец этому безумному глобальному долговому пузырю?”, я использую аналогию со сверхновой звездой уже много лет. Но я не объяснил толком, почему эта аналогия очень хорошо поясняет динамику лопания финансовых пузырей.

Согласно Wikipedia, “Сверхновая звезда – это астрономическое событие, происходящее на последней стадии эволюции звезды, которое сопровождается катастрофическим разрушением этой звезды в процессе финального сверхмощного взрыва.”

Ключевой особенностью супер-массивной звезды, находящейся в фазе, предшествующей взрыву, является ее быстрое расширение. По мере того, как эта звезда потребляет доступную энергию через термоядерный синтез, внешний ее слой расширяется. Как только топливо иссякает и синтез прекращается, гравитация берет свое, и звезда сжимается.

Коллапс сопровождается сбросом внешних оболочек звезды, и этот процесс имеет беспрецедентную силу.

Аналогию с финансовым миром легко понять: когда потребление доходов (топлива) со стороны быстро расширяющегося долга достигает порогового значения, эквивалент гравитации (дефолты, неспособность обслуживать грандиозный долг) вызывает коллапс всей долговой/зависимой от левериджа системы.

Как я пояснял в прошлой статье, если доходы стагнируют или снижаются в то время, как долговые уровни увеличиваются, в конечном счете доходов перестает хватать на обслуживание долга, и дефолт становится неизбежностью. Другая проблема, которая произрастает из того факта, что все большая доля доходов начинает тратится на обслуживание долга, заключается в том, что доля доходов, направляемая на потребительские траты, снижается, а потребительские траты – это кровь глобальной экономики.

Как только обслуживание долга начинает забирать значительную долю доходов домохозяйств, наступает неизбежная рецессия, которая является логичным результатом коллапса потребительских расходов в условиях невозможности дальнейшего увеличения долгового бремени. Другими словами, долг ограничен доходами. Если доходы идут на спад, или они растут медленнее, чем увеличивается долг, то в конце концов заемщики лишаются возможности увеличивать свою долговую нагрузку, либо они просто отказываются от новых заимствований.

В этот момент времени, когда потребительские расходы снижаются, рецессия запускает самоусиливающийся цикл снижающихся доходов и прибылей компаний, после чего следует сокращение занятости и уменьшение зарплат. Рецессия еще больше отбивает аппетит к новым заимствованиям, и этот процесс работает подобно “гравитации” супер-массивной долговой звезды.

Коллапс финансовой сверхновой звезды может разыгрываться по двум сценариям: по дефляционному и инфляционному. Но ключевое значение этого процесса заключается в том, что оба эти сценарии ведут к одному и тому же результату: коллапсу финансовой системы.

В дефляционной сверхновой звезде дефолты – и отказ от увеличения долгов – это гравитация, которая пересиливает мощь расширяющегося долга. Как только перспективы потерь и финансовые риски становятся очевидны участникам рынка, психология толпы меняется, и в этот момент каждый перестает верить в то, что центральные банки обладают “безграничной властью в этой вселенной.”

Центральные банки могут создавать валюту и кредит, но они не умеют создавать доходы и производительное богатство реального мира. И эти вещи ограничивают возможности систем, зависимых от долга.

Распространены фантазии, что бесплатные деньги, т.е. неограниченный кредит корпорациям и Всеобщий Базовый Доход для долговых рабов, могут волшебным образом создать доходы и увеличить производительность труда. Но такое королевство фантазий может существовать лишь в воспаленном воображении: в реальном мире бесплатный кредит используется для обратного выкупа акций и для других трюков финансализации, а не для увеличения производительности труда.

Другой путь к сжатию лежит через печать большого объема новых денег так, чтобы должники смогли обсуживать свои долги. Эмиссия больших объемов новых бесплатных денег, призванных погасить в ином случае неоплачиваемые долги, разрушает покупательную способность валюты – и такой коллапс сверхновой звезды имеет небольшие различия с дефляционным сжатием. Инфляционный сценарий, который сопровождается разрушением валюты, приводит к тому, что каждый, кто владеет этой валютой, превращается в нищего.

Хотя идея долгового юбилея кажется приемлемой для каждого, кто не имеет основанных на долге активов (ипотеки, автокредитов, студенческих ссуд и т.д.), но для тех, кто является владельцем большей части таких активов, и кто по стечению обстоятельств оказался богатым и могущественным управляющим нашей плати-и-пользуй “демократии,” такая идея представляется анафемой.

Если предположить, что история помогает увидеть будущее, то можно с уверенностью сказать, что богатые и могущественные управляющие нашей плати-и-пользуй “демократии” никогда не откажутся от своего богатства. Только финансовый коллапс может перезагрузить систему.

Финансовый коллапс вызывает социальные и политические потрясения, поскольку долги одного человека всегда являются активами другого человека. Когда долги начинают разрушаться в результате дефляционного или инфляционного взрыва, все “богатство,” представленное долгом, также начинает исчезать.

Так какие активы переживут эту финансовую сверхновую звезду? Существует три класса вещей, которые функционируют за пределами долговой, основанной на фиатной валюте сверхновой звезды: инструменты/производственные активы из реального мира, которые не являются залоговым имуществом, а также не относящиеся к фиатной валюте финансовые активы, кража/экспроприация которых центральными банками и правительствами осложнена.

Третий класс – это человеческий/социальный капитал, т.е. знания и опыт, которые хранятся в вашей голове.

Сторонники драгоценных металлов и криптовалют смотрят на эти активы, полагая, что их трудно своровать/экспроприировать. Очень сложно предсказать, какова будет степень отчаяния институтов Статус-Кво, когда их основанное на долге/фиатных валютах “богатство” и “могущество” начнет испаряться, но мы с уверенностью можем предположить, что они очень постараются своровать/экспроприировать все то, до чего дотянутся их руки, прежде чем отлив истории смоет их в небытие.

Венесуэльский боливар представляет модель коллапса валюты: и это не какая-то история из прошлого – это наши дни:

Как лопаются долговые пузыри в активах: Модель сверхновой звезды для финансового коллапса


Насколько расширяющийся долг увеличивает производительность труда? Упс! Быстро расширяющийся долг – это преграда для роста производительности труда.



Расширяющийся долг поправит ситуацию! Именно так думают монетарные регуляторы прямо накануне взрыва долговой сверхновой звезды.



Федеральный долг утроился – нет проблем, давайте утроим его опять, а потом вновь утроим. Верхних пределов заимствований не существует, верно? Мы – величайшая сила во вселенной и т.д.



Гравитация в конечном счете перевешивает финансовые махинации. Центральные банки могут прибавлять нолики к валюте, а супербогатые могут использовать свои безлимитные кредитные линии для того, чтобы покупать все то, на что падает их взгляд, но, когда империя рушится, основанные на долге активы, принадлежащие супербогатым, взрываются вместе с сверхновой звездой, прихватив с собой все остальные искусственные конструкции нашей коррумпированной, хищнической, эксплуататорской системы.

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter