Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Китаи?ская программа экономическои? экспансии «Один пояс — один путь» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Китаи?ская программа экономическои? экспансии «Один пояс — один путь»

26 июня 2017 QB Finance Жданов Александр
В 2013 году председатель Китаи?скои? Народнои? Республики Си Цзиньпин выступил с инициативои? «Один пояс – один путь» («One belt – one road», OBOR), в рамках которои? было предложено создать так называемые «Экономическии? пояс Шелкового пути» и «Морскои? Шелковыи? путь XXI века». В результате масштабного проекта планируется создать льготныи? торговыи? коридор прямых поставок товаров с Востока на Запад, а также обеспечить страны, через которые прои?дет торговыи? коридор, соответствующеи? инфраструктурои?: высокоскоростными дорожными и ж/д магистралями, высокотехнологичными морскими портами, современными распределительными энергетическими сетями и т.д. Однако вместе с очевидными перспективами, реализация данного проекта сопровождается существенными экономическими и политическими рисками.

На текущии? момент более 40 стран подписали соглашения о сотрудничестве с Китаем в рамках заявленнои? программы. Среди них Германия, Индия, Россия, Нидерланды, Польша, Пакистан и другие. В рамках «Экономического пояса Шелкового пути» будут созданы 3 торговых коридора: северныи? (Китаи? – Монголия – Россия – Европа), центральныи? (Китаи? – Центральная Азия – Западная Азия – Персидскии? залив – Средиземное море) и южныи? (Китаи? – Мьянма – Бангладеш – Индия – Пакистан). В свою очередь концепция «Морского Шелкового пути XXI века» предполагает создание 3-х торговых коридоров по направлениям Китаи? – Индии?скии? океан – Африка – Средиземное море, Китаи? – Океания – южная акватория Тихого океана, Китаи? – Северныи? Ледовитыи? океан – Европа. Оценить масштаб планируемых Китаем перемен достаточно просто – на территории стран, через которые прои?дут упомянутые торговые пути, проживает примерно 63% населения всеи? планеты. При этом проект уже интегрирован с рядом наиболее масштабных местных инициатив, таких как Евразии?скии? экономическии? союз, турецкои? программои? «Центральныи? коридор», программами в Казахстане, Вьетнаме, Монголии, а также с британскои? стратегиеи? развития севера «Northern Powerhouse».

Сеи?час OBOR является не просто «бумажным» проектом. С 2013 года на его реализацию было потрачено уже $50 млрд., в то время как по прогнозам общая стоимость затрат на данныи? проект может достигнуть $900 млрд. Главным кредитором инициативы должен стать Китаи?.


С даннои? целью было создано две финансовые организации – «Азиатскии? банк инфраструктурных инвестиции?» (АБИИ) и «Фонд Шелкового пути» (ФШП). Соучредителями АБИИ, которыи? начал работу в январе 2016 года, стали 57 стран (в том числе 37 стран Азии). Капитал банка составляет $100 млрд., а его целью является финансирование инфраструктурных проектов стран-учредителеи? банка. Крупнеи?шими учредителями банка по объему вложении? являются Китаи?, Индия, Россия, Германия и Республика Корея. В свою очередь, весь капитал ФШП принадлежит Китаю – в середине мая 2017 года председатель КНР Си Цзиньпин заявил о намерении увеличить капитал фонда с $40 млрд. до $54,5 млрд. Основная цель фонда – поиск инвестиционных возможностеи? в странах, через которые прои?дут «новые» торговые коридоры.

Среди основных достижении? 4-х летнеи? реализации инициативы – участие в проекте строительства высокоскоростнои? железнои? дороги в Индонезии, строительство железных дорог, связывающих Китаи? и Лаос, Эфиопию и Джибути в Африке, венгерскую столицу Будапешт и сербскии? Берг. Строительство железнои? дороги из Эфиопии в Джибути, находящуюся на берегу Аденского залива, должно предоставить странам центральнои? и южнои? Африки выход к морскому торговому коридору, проходящему через Красное море. Всего же китаи?ские корпорации приступили к строительству 56 зон экономического сотрудничества в 20 странах мира, за сче?т чего было создано 180 тыс. рабочих мест. Для реализации проектов в рамках программы «Азиатскии? банк инфраструктурных инвестиции?» уже выделили $1,7 млрд., в то время как инвестиции китаи?ского «Фонда Шелкового пути» достигли $4 млрд.

Осуществление «китаи?скои? мечты» предоставляет большие возможности и мультинациональным американским и европеи?ским компаниям, которые уже имеют большое влияние в Азии. Наибольшую выгоду от масштабных проектов могут извлечь представители промышленнои? отрасли – по итогам I квартала 2017 года 38% выручки промышленных компании? из индекса S&P 500 были сгенерированы за пределами Соединенных Штатов. Так представители корпорации? Honeywell International Inc (производитель электронных систем управления и автоматизации здании? и промышленных сооружении?), Caterpillar Inc (производитель специальнои? строительнои? техники), General Electric Company (производитель промышленного оборудования), а также Siemens AG (производитель промышленного оборудования) заявили о желании участвовать в реализации ряда проектов в рамках OBOR. Caterpillar Inc функционирует в 20-и странах, которые участвуют в проекте. Знание национальных особенностеи? реализации крупных проектов, а также возможность обеспечения постояннои? консультации и техническои? поддержки, дают существенное преимущество европеи?ским и американским промышленным корпорациям перед их азиатскими конкурентами.

Стоит отметить, что далеко не все довольны новои? инициативои? Китая. По их мнению, данныи? проект направлен на усиление гегемонии Китая на рынке международнои? торговли за сче?т более мелких стран, а также на укрепление политического влияния страны на своих соседеи?. Вместе с этим, стратегия OBOR может рассматриваться как попытка экспортировать избыточные производственные мощности за пределы страны и, тем самым, поддержать темпы экономического роста региона.

В 2016 году китаи?ская компания China COSCO Shipping выкупила крупнеи?шии? морскои? порт в Греции – Пиреи?, ранее в 2013 году власти Пакистана передали в управление Китая глубоководныи? порт Гвадар, а в середине 2016 года КНР приступила к строительству первои? зарубежнои? военно- морскои? базы в Джибути (Африка). Станут ли проекты OBOR преследовать чисто коммерческие интересы или приобретут оттенок военно-политического влияния пока неизвестно.


Скорее всего, страна будет преследовать обе цели одновременно – по мнению международного реи?тингового агентства Fitch Ratings, многие проекты в рамках инициативы имеют высокии? уровень риска и просто могут являться нерентабельными с коммерческои? точки зрения. В даннои? связи реализация инфраструктурных проектов в странах «третьего мира» за сче?т средств китаи?ских банков и фондов сопряжена со значительными кредитными рисками, так как многие их этих стран имеют спекулятивныи? кредитныи? реи?тинг. Можно обратиться к случаю Пакистана, чеи? кредитныи? реи?тинг B от Fitch Ratings (в высокои? степени спекулятивныи?) не позволяет стране привлекать достаточно средств для реализации крупных инфраструктурных проектов.

По итогам 2016 года ВВП Пакистана вырос на 5,3% г/г. В рамках инициативы OBOR Китаи? намерен профинансировать целыи? ряд проектов в Пакистане на общую сумму в $55 млрд., что, по прогнозам, позволит ускорить темпы роста экономики страны на 3 п.п. ежегодно в ближаи?шие 5 лет. При этом $35 млрд. будет направлено на совершенствование энергетическои? отрасли, в том числе построи?ку 21 энергетическои? станции совокупнои? мощностью 16 ГВт. Стоит отметить, что почти все станции планируется сделать угольными, а пиковыи? дефицит электроэнергии в стране на текущии? момент достигает только 6 ГВт. С однои? стороны, Китаи? насыщает местнои? рынок необходимои? энергиеи?, а с другои? – делает это за сче?т угольнои? промышленности, в которои? наблюдается перепроизводство на местном рынке.

По нашему мнению, подобную двои?ственность интересов КНР можно будет наблюдать в целом ряде проектов в рамках программы «Один пояс – один путь». В даннои? связи ее реализация не будет такои? гладкои?, так как расширение влияния Китая на международных рынках ставит под угрозу интересы других крупных экономических держав. Несмотря на данныи? факт, мы считаем, что запущенныи? процесс уже не остановить, так как дешевое китаи?ское финансирование является слишком привлекательным для стран, которые не могут развиваться за сче?т собственных средств. Чего будут стоить подобные инвестиции кредитному рынку Китая покажет время.

http://www.qbfin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу