6 июля 2017 banki.ru
Россия в последнее время все активнее ориентируется на международные стандарты регулирования финансовых рынков. Но так было не всегда. Сами эти стандарты появились относительно недавно. Зачем они понадобились и почему свой финансовый рынок любой стране трудно защитить в одиночку?
Гром грянул — «мужики перекрестились»
В современном мире национальное регулирование финансовых рынков все в большей степени начинает подчиняться глобальным правилам игры. Практически во всех сегментах финансовой системы, от банковского рынка до пенсионных фондов и бирж, выработаны международные стандарты лучшей практики, которым стремятся соответствовать практически все страны, включая Россию. При этом международные стандарты формировались не спонтанно, а под влиянием объективных процессов, происходивших в глобальной финансовой системе, в том числе глобального экономического кризиса 2008—2009 годов.
Система наднационального финансового регулирования стала активно развиваться с 70-х годов прошлого столетия: по мере глобализации деятельности финансовых институтов, увеличения масштабов трансграничных потоков капитала и рынков финансовых инструментов. Постепенно стандарты наднационального регулирования охватили деятельность банковского сектора, страховых организаций, платежных и расчетных систем, фондов коллективных инвестиций, рынка ценных бумаг и даже практику страхования вкладов и организации финансовой отчетности. Эти стандарты преимущественно касались вопросов регулирования деятельности отдельных финансовых институтов для защиты интересов индивидуальных кредиторов, вкладчиков и инвесторов.
Однако грянул гром: глобальный финансовый кризис конца 2000-х годов привел к фундаментальному переосмыслению подходов к финансовому регулированию и его роли в государственной политике. Институты наднационального регулирования, такие как Совет по финансовой стабильности (международная организация, созданная странами «большой двадцатки» на саммите в Лондоне в апреле 2009 года на базе Форума финансовой стабильности, существовавшего с 1999 года. — Прим. Банки.ру), во взаимодействии с национальными регуляторами и академическим сообществом приложили значительные усилия для анализа причин и последствий глобального финансового кризиса, разработки и имплементации новых подходов к регулированию. Особое внимание стало уделяться политике, ориентированной на снижение системного риска и поддержание стабильного функционирования финансовой системы в целом. Так как именно провалы в регулировании на глобальном уровне стали одной из важных причин возникших в мировой экономике проблем.
От чего защищают регуляторы
Можно выделить две ключевые задачи в области финансового регулирования и надзора: защита интересов участников финансовых отношений и ограничение негативных эффектов, порождаемых финансовой системой. На стадии инвестирования средств в условиях отсутствия полной информации о деятельности финансовых институтов инвесторы сталкиваются с риском выбора «плохого» с точки зрения финансового положения института. Кроме того, неполнота информации не позволяет инвесторам достоверно оценивать эффективность деятельности финансовых институтов, качество внутренних систем управления рисками. И, как следствие, «поощрять» недобросовестных участников финансового рынка и «штрафовать» недобросовестных.
В этой связи вмешательство государства для решения указанных проблем представляется необходимым. Другой существенной и остро обсуждаемой сегодня проблемой является наличие негативных эффектов функционирования финансовой системы, в том числе для реального сектора экономики. Глобальный кризис конца 2000-х годов показал, что конкретные «узкие» проблемы финансового сектора могут перерастать в полномасштабный экономический кризис с падением темпов промышленного производства и торговли.
Национальное — хорошо, а международное — лучше
В условиях бурно развивающихся финансовых рынков две главные задачи финансового регулирования — защищать интересы участников финансовых отношений и ограничивать негативные эффекты работы финансовой системы — сложно решать исключительно на национальном уровне. Есть две ключевые причины важности международного взаимодействия в сфере финансового регулирования: необходимость противостоять глобальным финансовым угрозам, решение которых требует коллективных усилий и кооперации, а также организация площадок для обмена опытом и информацией в области финансового регулирования и продвижение «лучших практик».
Хорошим примером проблемы финансового регулирования, решение которой требует кооперации национальных регуляторов, является оздоровление трансграничных финансовых групп, действующих одновременно в нескольких странах. Задача обмена опытом и анализа передовых подходов к регулированию представляется не менее важной. Анализ и применение «лучших практик» регулирования позволяет использовать весь накопленный регуляторами разных стран опыт. В частности, страны с менее развитой системой регулирования приобретают возможность адаптации опыта стран с передовыми подходами.
Анализ практики регулирования финансовых отношений в России позволяет сделать вывод о существенном прогрессе в части приведения российских подходов в соответствие с международными стандартами. Предпринимаемые Банком России действия в данной области свидетельствуют о высокой степени готовности российского регулятора использовать лучшие международные практики регулирования. Однако необходимо отметить, что успешная имплементация наднациональных стандартов и рекомендаций регулирования, разработанных международными институтами, является необходимым, но не достаточным условием обеспечения качественного функционирования системы регулирования и надзора.
В этой области необходимо провести тщательную работу над уменьшением числа недобросовестных институтов в финансовой системе, улучшением качества раскрываемой информации и внешнего аудита, усилением эффективности надзора за деятельностью финансовых институтов. А также повышать квалификацию кадров в финансовой сфере, улучшать качество образования и финансовой грамотности всех экономических агентов в целом.
http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Гром грянул — «мужики перекрестились»
В современном мире национальное регулирование финансовых рынков все в большей степени начинает подчиняться глобальным правилам игры. Практически во всех сегментах финансовой системы, от банковского рынка до пенсионных фондов и бирж, выработаны международные стандарты лучшей практики, которым стремятся соответствовать практически все страны, включая Россию. При этом международные стандарты формировались не спонтанно, а под влиянием объективных процессов, происходивших в глобальной финансовой системе, в том числе глобального экономического кризиса 2008—2009 годов.
Система наднационального финансового регулирования стала активно развиваться с 70-х годов прошлого столетия: по мере глобализации деятельности финансовых институтов, увеличения масштабов трансграничных потоков капитала и рынков финансовых инструментов. Постепенно стандарты наднационального регулирования охватили деятельность банковского сектора, страховых организаций, платежных и расчетных систем, фондов коллективных инвестиций, рынка ценных бумаг и даже практику страхования вкладов и организации финансовой отчетности. Эти стандарты преимущественно касались вопросов регулирования деятельности отдельных финансовых институтов для защиты интересов индивидуальных кредиторов, вкладчиков и инвесторов.
Однако грянул гром: глобальный финансовый кризис конца 2000-х годов привел к фундаментальному переосмыслению подходов к финансовому регулированию и его роли в государственной политике. Институты наднационального регулирования, такие как Совет по финансовой стабильности (международная организация, созданная странами «большой двадцатки» на саммите в Лондоне в апреле 2009 года на базе Форума финансовой стабильности, существовавшего с 1999 года. — Прим. Банки.ру), во взаимодействии с национальными регуляторами и академическим сообществом приложили значительные усилия для анализа причин и последствий глобального финансового кризиса, разработки и имплементации новых подходов к регулированию. Особое внимание стало уделяться политике, ориентированной на снижение системного риска и поддержание стабильного функционирования финансовой системы в целом. Так как именно провалы в регулировании на глобальном уровне стали одной из важных причин возникших в мировой экономике проблем.
От чего защищают регуляторы
Можно выделить две ключевые задачи в области финансового регулирования и надзора: защита интересов участников финансовых отношений и ограничение негативных эффектов, порождаемых финансовой системой. На стадии инвестирования средств в условиях отсутствия полной информации о деятельности финансовых институтов инвесторы сталкиваются с риском выбора «плохого» с точки зрения финансового положения института. Кроме того, неполнота информации не позволяет инвесторам достоверно оценивать эффективность деятельности финансовых институтов, качество внутренних систем управления рисками. И, как следствие, «поощрять» недобросовестных участников финансового рынка и «штрафовать» недобросовестных.
В этой связи вмешательство государства для решения указанных проблем представляется необходимым. Другой существенной и остро обсуждаемой сегодня проблемой является наличие негативных эффектов функционирования финансовой системы, в том числе для реального сектора экономики. Глобальный кризис конца 2000-х годов показал, что конкретные «узкие» проблемы финансового сектора могут перерастать в полномасштабный экономический кризис с падением темпов промышленного производства и торговли.
Национальное — хорошо, а международное — лучше
В условиях бурно развивающихся финансовых рынков две главные задачи финансового регулирования — защищать интересы участников финансовых отношений и ограничивать негативные эффекты работы финансовой системы — сложно решать исключительно на национальном уровне. Есть две ключевые причины важности международного взаимодействия в сфере финансового регулирования: необходимость противостоять глобальным финансовым угрозам, решение которых требует коллективных усилий и кооперации, а также организация площадок для обмена опытом и информацией в области финансового регулирования и продвижение «лучших практик».
Хорошим примером проблемы финансового регулирования, решение которой требует кооперации национальных регуляторов, является оздоровление трансграничных финансовых групп, действующих одновременно в нескольких странах. Задача обмена опытом и анализа передовых подходов к регулированию представляется не менее важной. Анализ и применение «лучших практик» регулирования позволяет использовать весь накопленный регуляторами разных стран опыт. В частности, страны с менее развитой системой регулирования приобретают возможность адаптации опыта стран с передовыми подходами.
Анализ практики регулирования финансовых отношений в России позволяет сделать вывод о существенном прогрессе в части приведения российских подходов в соответствие с международными стандартами. Предпринимаемые Банком России действия в данной области свидетельствуют о высокой степени готовности российского регулятора использовать лучшие международные практики регулирования. Однако необходимо отметить, что успешная имплементация наднациональных стандартов и рекомендаций регулирования, разработанных международными институтами, является необходимым, но не достаточным условием обеспечения качественного функционирования системы регулирования и надзора.
В этой области необходимо провести тщательную работу над уменьшением числа недобросовестных институтов в финансовой системе, улучшением качества раскрываемой информации и внешнего аудита, усилением эффективности надзора за деятельностью финансовых институтов. А также повышать квалификацию кадров в финансовой сфере, улучшать качество образования и финансовой грамотности всех экономических агентов в целом.
http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу