3 октября 2017 Живой журнал Лежава Александр
Для начала стоить вспомнить немного физику. Под термином «черная дыра» обычно понимается такая область пространства-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света, в том числе и кванты самого света. Казалось бы, какое отношение может иметь это понятие и российский «мегарегулятор» - Банк России? Представляется, что самое прямое.
В понедельник 2 октября 2017 года Банк России заявил о возможности консолидации санируемых Банком России Бинбанка и банка «ФК Открытие». Это заявление вызвало массу различных и по большей части справедливых оценок и комментариев в средствах массовой информации, однако есть и несколько моментов, которых либо никто не коснулся, либо они просто не попались на глаза, но о которых стоит поговорить.
Прежде всего стоит остановиться на том, что по своей экономической сути представляет собой слияние этих двух банков. Для любого человека, обладающего обычным здравым смыслом, вполне очевидно, что если взять две дыры и объединить их, то получится еще большая по своим масштабам дыра. В случае с Бинбанком (для доформирования резервов, по оценкам ЦБ, потребуется 250 – 350 млрд.руб.) и «ФК Открытием» («дыра», по оценкам ЦБ, 250 – 400 млрд.руб.) речь идет уже не просто о большой, а о гигантской дыре. Ее вполне можно назвать мегадырой.
Исторический опыт свидетельствует, что обычно стартовые оценки «мегарегулятором» размеров дыр в банковских балансах оказываются существенно заниженными по сравнению с реальным положением дел. Нет никаких оснований считать, что в этот раз что-то будет иначе. Поэтому опасения депутатов, что выделенных на санацию этих двух фактических банкротов 1,35 триллионов рублей может не хватить, выглядели вполне обоснованными. Однако эта обеспокоенность высказывалась за десять дней до того, как Банк России заявил о возможном слиянии этих двух лавочек, и когда Бинбанк и «ФК Открытие» представляли собой две отдельные проблемы. Теперь же Банк России намерен слить их воедино, что в результате синергии резко увеличит масштабы объединенной проблемы, а также размеры требуемых средств для их разрешения.
Одновременно и параллельно друг с другом будут происходить как процессы «оптимизации» и экономии операционных затрат, связанные с уменьшением числа рабочих мест и существенным сокращением персонала, что позволит объединенному банку несколько сэкономить, так и резкий рост расходов на интеграцию этих двух заведений. При этом если об экономии на издержках вроде оплаты труда можно говорить лишь на перспективу, то тратить средства на слияние потребуется сразу. Но, как известно, когда речь идет об экономии, то на это никаких средств не жалко. Поэтому затраты в 1,35 триллиона рублей, запланированные на реанимацию двух отдельных зомби-банков, стоит рассматривать лишь как некую стартовую величину, реальный размер которой скорее всего окажется в итоге значительно превышен.
Другим важным моментом в этом слиянии является также и то, что это позволит убрать из разорившихся банков сотрудников, знавших реальную ситуацию в том и другом банке и их подоплеку, и организовать в делопроизводстве объединенного банка такой хаос, что выяснить истинную картину происходившего в его предшественниках и объективных причин их банкротства станет попросту невозможно. Это позволит Банку России направлять практически любые необходимые ему средства на «борьбу» с организованным им самим бедствием. При этом крайними оказывается не сам Банк России, а депутаты Государственной думы, выделившие сперва 1,35 триллиона рублей на затыкание первоначальных дыр Бинбанка и «ФК Открытия», а затем поставленные перед необходимостью тратить все новые средства на спасение объединенного с подачи «мегарегулятора» монструозного зомби. Это спасение может напоминать чемодан без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко. Вот так легко и непринужденно «мегарегулятор» оказывается способным на ровном месте создать черную дыру, из которой уже не вылетит наружу ни один попавший в нее рубль.
Обещания Банка России продать потом кому-то реанимированного монстра так и останутся пустыми словами. Для этого достаточно вспомнить разорившиеся в 2008 году и затем санированные Банком России «Российский капитал», Связь-банк или принадлежавший в то время А.Мотылеву банк «Глобэкс». (Да, кстати. Было удивительно, что Банк России не стал санировать в 2015 году принадлежавший А.Мотылеву и также разорившийся банк «Российский кредит».)
Подобный подход Банка России вполне вписывается в общую для центрального банка стратегию на ликвидацию частных банков и постановку под свой абсолютный контроль в позднем советском духе, хотя и на современном более высоком качественном уровне, всей финансово-банковской системы России. Она и раньше была ему полностью подконтрольна, но то, что он делает теперь, убирая частные коммерческие банки и заменяя их банковскими структурами, в которых ему принадлежит контрольный пакет, уже выходит за грани обычной коммерции.
Помимо кредитно-денежной политики, эмиссии, регулирования, надзора и прочего он хочет знать всё о каждом человеке, его поступлениях и тратах. Имея такие рычаги воздействия, государственные структуры и все три ветви власти становятся полностью подконтрольными центральному банку и его истинным хозяевам. Если, конечно, народные избранники и исполнительная власть своевременно не приведут «мегарегулятора» в чувство. Если же этого не произойдет, то вскоре можно будет сказать всем гражданам нашей страны: «Добро пожаловать в мир черной дыры!»
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В понедельник 2 октября 2017 года Банк России заявил о возможности консолидации санируемых Банком России Бинбанка и банка «ФК Открытие». Это заявление вызвало массу различных и по большей части справедливых оценок и комментариев в средствах массовой информации, однако есть и несколько моментов, которых либо никто не коснулся, либо они просто не попались на глаза, но о которых стоит поговорить.
Прежде всего стоит остановиться на том, что по своей экономической сути представляет собой слияние этих двух банков. Для любого человека, обладающего обычным здравым смыслом, вполне очевидно, что если взять две дыры и объединить их, то получится еще большая по своим масштабам дыра. В случае с Бинбанком (для доформирования резервов, по оценкам ЦБ, потребуется 250 – 350 млрд.руб.) и «ФК Открытием» («дыра», по оценкам ЦБ, 250 – 400 млрд.руб.) речь идет уже не просто о большой, а о гигантской дыре. Ее вполне можно назвать мегадырой.
Исторический опыт свидетельствует, что обычно стартовые оценки «мегарегулятором» размеров дыр в банковских балансах оказываются существенно заниженными по сравнению с реальным положением дел. Нет никаких оснований считать, что в этот раз что-то будет иначе. Поэтому опасения депутатов, что выделенных на санацию этих двух фактических банкротов 1,35 триллионов рублей может не хватить, выглядели вполне обоснованными. Однако эта обеспокоенность высказывалась за десять дней до того, как Банк России заявил о возможном слиянии этих двух лавочек, и когда Бинбанк и «ФК Открытие» представляли собой две отдельные проблемы. Теперь же Банк России намерен слить их воедино, что в результате синергии резко увеличит масштабы объединенной проблемы, а также размеры требуемых средств для их разрешения.
Одновременно и параллельно друг с другом будут происходить как процессы «оптимизации» и экономии операционных затрат, связанные с уменьшением числа рабочих мест и существенным сокращением персонала, что позволит объединенному банку несколько сэкономить, так и резкий рост расходов на интеграцию этих двух заведений. При этом если об экономии на издержках вроде оплаты труда можно говорить лишь на перспективу, то тратить средства на слияние потребуется сразу. Но, как известно, когда речь идет об экономии, то на это никаких средств не жалко. Поэтому затраты в 1,35 триллиона рублей, запланированные на реанимацию двух отдельных зомби-банков, стоит рассматривать лишь как некую стартовую величину, реальный размер которой скорее всего окажется в итоге значительно превышен.
Другим важным моментом в этом слиянии является также и то, что это позволит убрать из разорившихся банков сотрудников, знавших реальную ситуацию в том и другом банке и их подоплеку, и организовать в делопроизводстве объединенного банка такой хаос, что выяснить истинную картину происходившего в его предшественниках и объективных причин их банкротства станет попросту невозможно. Это позволит Банку России направлять практически любые необходимые ему средства на «борьбу» с организованным им самим бедствием. При этом крайними оказывается не сам Банк России, а депутаты Государственной думы, выделившие сперва 1,35 триллиона рублей на затыкание первоначальных дыр Бинбанка и «ФК Открытия», а затем поставленные перед необходимостью тратить все новые средства на спасение объединенного с подачи «мегарегулятора» монструозного зомби. Это спасение может напоминать чемодан без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко. Вот так легко и непринужденно «мегарегулятор» оказывается способным на ровном месте создать черную дыру, из которой уже не вылетит наружу ни один попавший в нее рубль.
Обещания Банка России продать потом кому-то реанимированного монстра так и останутся пустыми словами. Для этого достаточно вспомнить разорившиеся в 2008 году и затем санированные Банком России «Российский капитал», Связь-банк или принадлежавший в то время А.Мотылеву банк «Глобэкс». (Да, кстати. Было удивительно, что Банк России не стал санировать в 2015 году принадлежавший А.Мотылеву и также разорившийся банк «Российский кредит».)
Подобный подход Банка России вполне вписывается в общую для центрального банка стратегию на ликвидацию частных банков и постановку под свой абсолютный контроль в позднем советском духе, хотя и на современном более высоком качественном уровне, всей финансово-банковской системы России. Она и раньше была ему полностью подконтрольна, но то, что он делает теперь, убирая частные коммерческие банки и заменяя их банковскими структурами, в которых ему принадлежит контрольный пакет, уже выходит за грани обычной коммерции.
Помимо кредитно-денежной политики, эмиссии, регулирования, надзора и прочего он хочет знать всё о каждом человеке, его поступлениях и тратах. Имея такие рычаги воздействия, государственные структуры и все три ветви власти становятся полностью подконтрольными центральному банку и его истинным хозяевам. Если, конечно, народные избранники и исполнительная власть своевременно не приведут «мегарегулятора» в чувство. Если же этого не произойдет, то вскоре можно будет сказать всем гражданам нашей страны: «Добро пожаловать в мир черной дыры!»
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу