18 октября 2017 Finanz.ru
(Bloomberg) -- Российские потребители - недостающий фрагмент в мозаике восстановления экономики - возможно, все это время были вполне активны. В интернете.
Электронные торговые площадки, набирающие популярность среди россиян, все сильнее теснят традиционные магазины, что отчасти объясняет наблюдающееся на протяжении нескольких месяцев расхождение между растущими доходами населения и пробуксовывающей розничной торговлей. Это несоответствие, одна из главных экономических загадок в условиях восстановления валового внутреннего продукта РФ после самой продолжительной в этом столетии рецессии, может по крайней мере частично оказаться иллюзией: Росстат учитывает лишь небольшую часть интернет-транзакций при расчете показателей розничных продаж.
"Наметившиеся тенденции указывают на возможное возникновение новой покупательской модели в России, с более высокой долей онлайн-торговли, которая не учитывается в данных о розничных продажах, - говорится в обзоре экономистов Ренессанс Капитала Олега Кузьмина и Чарльза Робертсона. - Потребительский спрос в РФ может быть лучше, чем кажется, с учетом формирующейся модели".
Продолжая тренд, сформировавшийся еще в начале 2015 года, данные в среду могут показать, что реальные зарплаты в РФ в сентябре выросли 14-й месяц подряд - на 3,7 процента год к году, вновь демонстрируя динамику лучше, чем у розничных продаж, свидетельствует медианный прогноз 14 экономистов, опрошенных агентством Блумберг. Оборот розничной торговли, согласно другому опросу, мог увеличиться на 2,1 процента в годовом выражении после роста всего лишь на 0,2 процента за первые восемь месяцев года.
Онлайн-ретейлеры, предлагающие товары по сверхнизким ценам, привлекают потребителей, напуганных худшим валютным кризисом в стране со времен суверенного дефолта в 1998 году. Расцвет интернет-торговли и сайтов, позволяющих сравнивать цены на различных площадках, также может сдерживать инфляцию, которая уже опустилась до минимума в современной истории РФ.
Эффект Amazon
Глобально этот феномен получил название "эффект Amazon", хотя в России проводниками изменений стали, в частности, торговая платформа AliExpress, принадлежащая Alibaba Group Holding Ltd., портал Avito, основным акционером которого является Naspers Ltd., и сервис Яндекс.Маркет от Yandex NV. Традиционные продавцы электроники теперь устанавливают столь низкие цены, что предлагают потребителям сравнить предложения в интернете прежде, чем приходить в магазин.
Хотя, согласно официальной статистике, розничные продажи падали на протяжении рекордных 27 месяцев подряд и возобновили рост только в апреле, онлайн-торговля выросла в 2016 году на 21 процент после увеличения почти на 7 процентов годом ранее, показывают данные Ассоциации компаний интернет-торговли. АКИТ прогнозирует рост онлайн-торговли на 25 процентов в этом году, в результате чего рынок составит 1,15 триллиона рублей ($20 миллиардов), или около 7 процентов от всей розничной торговли без учета продовольственного сегмента.
М.Видео, крупнейший российский ретейлер электроники, в среду отчитался о росте интернет-продаж в 3 квартале на 55 процентов в годовом выражении по сравнению с общим ростом чистой выручки на 9,3 процента.
Для председателя ЦБР Эльвиры Набиуллиной новый феномен еще не набрал критическую массу, чтобы поменять "качественные оценки тенденций в экономике".
"Действительно, есть некоторое расхождение показателей роста розничной торговли, динамики доходов, динамики потребительской активности. Мы видим эти показатели, пытаемся посмотреть, чем вызвано такое расхождение, - говорила Набиуллина в сентябре. - На наш взгляд, конечно, есть и влияние электронной торговли, которое растет, и ее доли, которая растет. Будем обсуждать, как мы будем дальше это учитывать".
Зарубежные интернет-покупки становятся важными для экономики, влияя на волатильность импорта, говорит экономист Sberbank CIB Антон Струченевский. Импорт становится более чувствительным, потому что потребители могут выбирать между покупками онлайн за рубежом и у российских продавцов, в зависимости от валютного курса.
"Розничные продажи больше не являются надежным индикатором потребления, - пишет Струченевский в обзоре, - Необходимы также другие индикаторы, которые отражают трансграничную онлайн-торговлю".
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Электронные торговые площадки, набирающие популярность среди россиян, все сильнее теснят традиционные магазины, что отчасти объясняет наблюдающееся на протяжении нескольких месяцев расхождение между растущими доходами населения и пробуксовывающей розничной торговлей. Это несоответствие, одна из главных экономических загадок в условиях восстановления валового внутреннего продукта РФ после самой продолжительной в этом столетии рецессии, может по крайней мере частично оказаться иллюзией: Росстат учитывает лишь небольшую часть интернет-транзакций при расчете показателей розничных продаж.
"Наметившиеся тенденции указывают на возможное возникновение новой покупательской модели в России, с более высокой долей онлайн-торговли, которая не учитывается в данных о розничных продажах, - говорится в обзоре экономистов Ренессанс Капитала Олега Кузьмина и Чарльза Робертсона. - Потребительский спрос в РФ может быть лучше, чем кажется, с учетом формирующейся модели".
Продолжая тренд, сформировавшийся еще в начале 2015 года, данные в среду могут показать, что реальные зарплаты в РФ в сентябре выросли 14-й месяц подряд - на 3,7 процента год к году, вновь демонстрируя динамику лучше, чем у розничных продаж, свидетельствует медианный прогноз 14 экономистов, опрошенных агентством Блумберг. Оборот розничной торговли, согласно другому опросу, мог увеличиться на 2,1 процента в годовом выражении после роста всего лишь на 0,2 процента за первые восемь месяцев года.
Онлайн-ретейлеры, предлагающие товары по сверхнизким ценам, привлекают потребителей, напуганных худшим валютным кризисом в стране со времен суверенного дефолта в 1998 году. Расцвет интернет-торговли и сайтов, позволяющих сравнивать цены на различных площадках, также может сдерживать инфляцию, которая уже опустилась до минимума в современной истории РФ.
Эффект Amazon
Глобально этот феномен получил название "эффект Amazon", хотя в России проводниками изменений стали, в частности, торговая платформа AliExpress, принадлежащая Alibaba Group Holding Ltd., портал Avito, основным акционером которого является Naspers Ltd., и сервис Яндекс.Маркет от Yandex NV. Традиционные продавцы электроники теперь устанавливают столь низкие цены, что предлагают потребителям сравнить предложения в интернете прежде, чем приходить в магазин.
Хотя, согласно официальной статистике, розничные продажи падали на протяжении рекордных 27 месяцев подряд и возобновили рост только в апреле, онлайн-торговля выросла в 2016 году на 21 процент после увеличения почти на 7 процентов годом ранее, показывают данные Ассоциации компаний интернет-торговли. АКИТ прогнозирует рост онлайн-торговли на 25 процентов в этом году, в результате чего рынок составит 1,15 триллиона рублей ($20 миллиардов), или около 7 процентов от всей розничной торговли без учета продовольственного сегмента.
М.Видео, крупнейший российский ретейлер электроники, в среду отчитался о росте интернет-продаж в 3 квартале на 55 процентов в годовом выражении по сравнению с общим ростом чистой выручки на 9,3 процента.
Для председателя ЦБР Эльвиры Набиуллиной новый феномен еще не набрал критическую массу, чтобы поменять "качественные оценки тенденций в экономике".
"Действительно, есть некоторое расхождение показателей роста розничной торговли, динамики доходов, динамики потребительской активности. Мы видим эти показатели, пытаемся посмотреть, чем вызвано такое расхождение, - говорила Набиуллина в сентябре. - На наш взгляд, конечно, есть и влияние электронной торговли, которое растет, и ее доли, которая растет. Будем обсуждать, как мы будем дальше это учитывать".
Зарубежные интернет-покупки становятся важными для экономики, влияя на волатильность импорта, говорит экономист Sberbank CIB Антон Струченевский. Импорт становится более чувствительным, потому что потребители могут выбирать между покупками онлайн за рубежом и у российских продавцов, в зависимости от валютного курса.
"Розничные продажи больше не являются надежным индикатором потребления, - пишет Струченевский в обзоре, - Необходимы также другие индикаторы, которые отражают трансграничную онлайн-торговлю".
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу