Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
О жидком золоте » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

О жидком золоте

3 ноября 2017 Живой журнал Лежава Александр
Эта заметка будет вновь посвящена золоту. Однако речь пойдет не о желтом драгоценном металле, а о гораздо более знакомом и любимым многими жидком золоте - пиве. Пятьсот лет назад 31 октября 1517 года монах-августинец из Германии, которого звали Мартин Лютер, направил своему архиепископу документ, в котором выражал определенную озабоченность в связи с некоторыми практиками официальных представителей католической церкви. Так было положено начало процессу, получившему название Реформации. Она была связана не только с изменениями в мировоззрении значительной части населения нашей планеты, но и в том, что они ели и пили. Прежде всего это относилось к такому распространенному в мире и особенно любимому в родной для Лютера Германии продукту – пиву.

В те годы пить воду было опасно, и вместо нее все пили пиво. Оно было естественной и общей чертой для всех домохозяйств. Пиво варили не столько ради удовольствия, сколько исходя из медицинских соображений, так как при его изготовлении использовались различные растения и травы, и в качестве непосредственного питания. Пиво было источником калорий и полезных веществ для бедных слоев населения, не имевших доступа к богатому полезными веществами продовольствию.

В начале XVI века католическая церковь держала производство пива под своим жестким контролем. У нее была монополия на gruit – смесь трав, растений и специй (медоносы, полынь, тысячелистник, будра плющевидная или собачья мята, вереск, розмарин, ягоды можжевельника, имбирь, корица), используемых для придания пиву вкуса и аромата и в качестве его консерванта.
Изменения в производство пива принесло широко распространенное зеленое растение – хмель. Оно имело непосредственную взаимосвязь с религиозным восстанием. Лютер и его последователи пропагандировали использование хмеля в пиве в качестве акта неповиновения католической церкви.

К тому же на хмель не распространялось налогообложение. Его считали сорным растением, и оно росло совершенно свободно. Одной из причин этого могло быть мнение, высказанное немецкой аббатисой и мистиком XII века Хильдегард. Она провозгласила, что хмель не подходит человеку, поскольку «печалит душу человека и давит на его внутренние органы».

Шаги по использованию хмеля в пивоварении предпринимались и чуть ранее официального начала Реформации. Так в 1516 году в Баварии был принят закон, согласно которому должно было производить пиво с использованием исключительно хмеля, воды и ячменя. Однако лишь бунт Лютера придал существенное ускорение использованию хмеля. Если ты был пивоваром-протестантом и хотел продемонстрировать свое отношение к католической церкви, ты использовал хмель вместо церковного набора растений.

То, что хмель не подпадал под налогообложение, было лишь частью картины. Не менее, если не еще более важным свойством хмеля для нового движения были его великолепные свойства как консерванта. Все применявшиеся ранее травы и специи обладали этими свойствами, но применение хмеля позволяло транспортировать пиво на дальние расстояния. Это превращало его в единицу международной торговли, расширяя товарообмен и тем самым символизируя растущий класс торговцев, непосредственно связанных с капитализмом и протестантской деловой этикой.

Другой характерной чертой были седативные свойства, присущие хмелю. Это могло бы выглядеть как недостаток, но на деле предлагало удачную альтернативу, поскольку многие травы и специи, использовавшиеся церковью в приготовлении пива, обладали галлюциногенными свойствами и были афродизиаками. Результат их употребления мог быть столь же буйным, как и немецкие традиции в отношении пития. Поэтому, чтобы дистанцироваться от папских крайностей, протестанты предпочитали употреблять пиво, содержавшее хмель. К тому же это естественным образом наносило удар по финансам церкви и пополняло казну реформатов.

Жена Лютера, беглая монахиня Катарина фон Бора, также открыла свою пивоварню, ежегодно производившую тысячи пинт пива, к бесконечному восторгу ее мужа.

Появление печатного станка лишило католическую церковь контроля над печатным словом, что позволило развернуть широкомасштабную пропаганду идей реформации, а применение в пивоварении хмеля лишило ее контроля над этой отраслью экономики, нанесло удар по ее финансам и перенаправило значительные финансовые потоки из рук слабеющей церкви в карманы набирающих силу пивоваров и торговцев.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу