3 ноября 2017 banki.ru
Живущим в России давно пора привыкнуть к тому, что главное правило нашей жизни — никаких правил. Но использование этого принципа в финансовой сфере может привести к печальным последствиям.
На уходящей неделе государство активно поучаствовало в двух новостях финансового рынка, которые в нормальной ситуации могли бы стать по-настоящему скандальными, а у нас как бы в порядке вещей.
Новость первая. Находящийся на санации банк «ФК Открытие» не выплатил купон по субординированному выпуску евробондов с погашением в 2019 году. Пресс-служба банка объяснила это так: «В соответствии со статьей 25.1 закона «О банках и банковской деятельности» проценты по субординированным инструментам не выплачиваются в случае снижения норматива достаточности капитала ниже определенного уровня. Так как этот триггер ранее сработал, выплата купона не осуществлялась». Объем данного выпуска бумаг — 500 миллионов долларов, дата его погашения — 26 апреля 2019 года. Выплата купона должна была состояться на прошлой неделе.
Казалось бы, все логично и даже законно: есть статья закона, у банка действительно нарушен норматив достаточности капитала — вот и не платят по евробондам. Более того, в сентябре, вскоре после того как ЦБ взял «Открытие» на санацию через Фонд консолидации банковского сектора, заместитель председателя Банка России Василий Поздышев честно говорил, что регулятор намерен списать все субординированные евробонды «Открытия». Что же не так? В чем фокус? В том, что евробонды «Открытия» были выпущены до принятых в 2014 году поправок, позволяющих списывать долги в случае санации. А закон обратной силы не имеет. Если уж в санацию банка закачиваются сотни миллиардов рублей, наверное, можно было найти куда меньшие деньги на выплату купона по евробондам. Если ЦБ (читай: государство) начинает санацию бывшей крупнейшей частной банковской группы с прямого нарушения ее финансовых обязательств, почему, спрашивается, мы как финансовые агенты (компании и граждане) должны доверять такому государству? И где гарантии, что ничего подобного не случится с ценными бумагами других крупнейших российских банков?
Тут мы плавно переходим ко второй новости — она о том, как наше государство относится к надежности и сохранности государственных средств, а также наших с вами взносов в социальные фонды.
Как сообщили «Ведомости», премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому находящиеся под международными санкциями СМП Банк братьев Ротенбергов и банк «Россия» Юрия Ковальчука получат доступ к дополнительным финансовым ресурсам за счет средств российских налогоплательщиков. СМП Банк сможет хранить на своих счетах свободные средства госкорпораций, а также резервы Федерального фонда социального страхования, в который работодатели отчисляют за граждан РФ 2,9% от зарплаты. А банк «Россия» также получит доступ к деньгам Федерального фонда социального страхования и, кроме того, к свободным средствам федерального бюджета, которые Минфин регулярно размещает на банковских депозитах.
А тут в чем фокус? Доступ к таким операциям и деньгам имеют лишь небольшое число кредитных организаций, а нормативы этого допуска последовательно ужесточаются. Последний из них — наличие рейтинга агентства АКРА не ниже «А-». Собственно, в июле 2017 года такой рейтинг не удалось получить на тот момент крупнейшему в стране «ФК Открытие». С этого момента и началась официальная история его падения, закончившаяся экстренной санацией.
Конечно, банки считающихся близкими к власти российских миллиардеров трудно назвать ненадежными. Надежнее личных связей с сильными мира сего в российской экономике, видимо, не осталось ничего. К тому же вскоре после объявления санкций против банка «Россия» о том, что имеют там личные счета, заявляли Владимир Путин и Рамзан Кадыров. И все-таки не очень понятно, зачем хранить резервы Фонда социального страхования и свободные средства федерального бюджета в не самых крупных, да еще и санкционных кредитных организациях. Неужели больше негде?
Размещение госденег фактически «по блату» (будем называть вещи своими именами) и отказ санируемых государством банков исполнять финансовые обязательства, которые точно не являются непосильными, — верные признаки того, что монетарные власти не отдают себе отчет в опасности кризиса доверия на банковском рынке. На каком основании банки в России реально получают доступ к деньгам госбюджета и налогоплательщиков? Почему санация даже крупных системно значимых банков государством не является гарантией исполнения ими финансовых обязательств? Почему у имеющих сопоставимые размеры активов и «дыры» в балансах банков может быть принципиально разная судьба: кого-то санируют, а кого-то лишают лицензии?
Сами эти вопросы на фоне очевидных проблем банковского сектора, проявившихся в относительно благополучном для российской экономики 2017 году, подрывают доверие к системе. Потому что в сложившихся условиях доверять можно вроде бы только государству, но оно само не прочь наказать нас за такую доверчивость.
http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
На уходящей неделе государство активно поучаствовало в двух новостях финансового рынка, которые в нормальной ситуации могли бы стать по-настоящему скандальными, а у нас как бы в порядке вещей.
Новость первая. Находящийся на санации банк «ФК Открытие» не выплатил купон по субординированному выпуску евробондов с погашением в 2019 году. Пресс-служба банка объяснила это так: «В соответствии со статьей 25.1 закона «О банках и банковской деятельности» проценты по субординированным инструментам не выплачиваются в случае снижения норматива достаточности капитала ниже определенного уровня. Так как этот триггер ранее сработал, выплата купона не осуществлялась». Объем данного выпуска бумаг — 500 миллионов долларов, дата его погашения — 26 апреля 2019 года. Выплата купона должна была состояться на прошлой неделе.
Казалось бы, все логично и даже законно: есть статья закона, у банка действительно нарушен норматив достаточности капитала — вот и не платят по евробондам. Более того, в сентябре, вскоре после того как ЦБ взял «Открытие» на санацию через Фонд консолидации банковского сектора, заместитель председателя Банка России Василий Поздышев честно говорил, что регулятор намерен списать все субординированные евробонды «Открытия». Что же не так? В чем фокус? В том, что евробонды «Открытия» были выпущены до принятых в 2014 году поправок, позволяющих списывать долги в случае санации. А закон обратной силы не имеет. Если уж в санацию банка закачиваются сотни миллиардов рублей, наверное, можно было найти куда меньшие деньги на выплату купона по евробондам. Если ЦБ (читай: государство) начинает санацию бывшей крупнейшей частной банковской группы с прямого нарушения ее финансовых обязательств, почему, спрашивается, мы как финансовые агенты (компании и граждане) должны доверять такому государству? И где гарантии, что ничего подобного не случится с ценными бумагами других крупнейших российских банков?
Тут мы плавно переходим ко второй новости — она о том, как наше государство относится к надежности и сохранности государственных средств, а также наших с вами взносов в социальные фонды.
Как сообщили «Ведомости», премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому находящиеся под международными санкциями СМП Банк братьев Ротенбергов и банк «Россия» Юрия Ковальчука получат доступ к дополнительным финансовым ресурсам за счет средств российских налогоплательщиков. СМП Банк сможет хранить на своих счетах свободные средства госкорпораций, а также резервы Федерального фонда социального страхования, в который работодатели отчисляют за граждан РФ 2,9% от зарплаты. А банк «Россия» также получит доступ к деньгам Федерального фонда социального страхования и, кроме того, к свободным средствам федерального бюджета, которые Минфин регулярно размещает на банковских депозитах.
А тут в чем фокус? Доступ к таким операциям и деньгам имеют лишь небольшое число кредитных организаций, а нормативы этого допуска последовательно ужесточаются. Последний из них — наличие рейтинга агентства АКРА не ниже «А-». Собственно, в июле 2017 года такой рейтинг не удалось получить на тот момент крупнейшему в стране «ФК Открытие». С этого момента и началась официальная история его падения, закончившаяся экстренной санацией.
Конечно, банки считающихся близкими к власти российских миллиардеров трудно назвать ненадежными. Надежнее личных связей с сильными мира сего в российской экономике, видимо, не осталось ничего. К тому же вскоре после объявления санкций против банка «Россия» о том, что имеют там личные счета, заявляли Владимир Путин и Рамзан Кадыров. И все-таки не очень понятно, зачем хранить резервы Фонда социального страхования и свободные средства федерального бюджета в не самых крупных, да еще и санкционных кредитных организациях. Неужели больше негде?
Размещение госденег фактически «по блату» (будем называть вещи своими именами) и отказ санируемых государством банков исполнять финансовые обязательства, которые точно не являются непосильными, — верные признаки того, что монетарные власти не отдают себе отчет в опасности кризиса доверия на банковском рынке. На каком основании банки в России реально получают доступ к деньгам госбюджета и налогоплательщиков? Почему санация даже крупных системно значимых банков государством не является гарантией исполнения ими финансовых обязательств? Почему у имеющих сопоставимые размеры активов и «дыры» в балансах банков может быть принципиально разная судьба: кого-то санируют, а кого-то лишают лицензии?
Сами эти вопросы на фоне очевидных проблем банковского сектора, проявившихся в относительно благополучном для российской экономики 2017 году, подрывают доверие к системе. Потому что в сложившихся условиях доверять можно вроде бы только государству, но оно само не прочь наказать нас за такую доверчивость.
http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу