Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Первый сигнал начала краха или просто нормализация огромного дисбаланса? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Первый сигнал начала краха или просто нормализация огромного дисбаланса?

11 ноября 2017 MarketWatch
В последнее время все чаще звучат предостережения о перегретости активов и грядущих потрясениях, но до сих пор рынки были к ним глухи. Однако на одном из них уже началось снижение. И главный вопрос заключается в том, является ли это всего лишь нормализацией огромного дисбаланса, либо это начало лавинообразного движения, которое затронет все рынки.

Если вы относитесь к достаточно осторожному и беспокойному типу инвестора, коих в наши дни, кажется, становится все меньше и меньше, тогда не нужно смотреть далеко в будущее или выискивать сложные незаметные сигналы и закономерности. Важные события разворачиваются прямо перед нами и сейчас.

Речь и идет о начавшемся сокращении спреда между доходностями так называемых «мусорных» облигаций и сопоставимыми с ними государственным. Эта разница, составляющая сейчас 3,5% процентных пункта (п. п.), означает, что покупатели высокорискованных (или высокодоходных, «мусорных») облигаций в среднем требуют, чтобы им выплачивалась доходность всего на 3,5 п. п. больше, чем если бы они инвестировали в гособлигации США с теми же сроками погашения.

Первый сигнал начала краха или просто нормализация огромного дисбаланса?


Подобная компенсация является слишком маленькой за существенно более высокий риск, связанный с инвестициями в высокорискованные облигации. В конце концов, облигации называются «мусорными» не просто так! Нет большой уверенности, что их эмитенты выживут, если все экономические факторы не сложатся нужным образом.

Экономический спад был бы фатальным для многих из них, и в этом случае владельцы высокорискованных облигаций не просто потеряют процентные платежи, – они потеряют основную сумму вложений.

Средний спред между «мусорными» и государственными облигациями за последние 20 лет составил 5,7 процентных пункта. И зачастую предвестником больших экономических проблем было снижение данного спреда до уровней, близких к тем, где он находится сегодня.

Рекордный минимум этого показателя (по крайней мере, с 1996 года) был достигнут летом 2007 года, когда он упал до 2,4 п. п. В ретроспективе, конечно, это кажется невероятным, поскольку финансовый кризис 2008 года был не за горами. В мрачные дни того кризиса высокодоходный спред взлетал выше 20 п. п.!

Более того, как любит говорить бывший менеджер хедж-фондов Даг Касс, «риск реализуется быстро». Поэтому у нас может и не быть достаточно времени, чтобы своевременно среагировать, когда «мусорный» спред начнет расширяться. А, похоже, это уже началось…

Биржевой фонд высокодоходных облигаций SPDR Bloomberg Barclays High Yield Bond ETF достиг самого низкого уровня с 24 марта. Еще один известный «мусорный» ETF iShares iBoxx $ High Yield Corporate Bond также показал худшие результаты с марта этого года.



В начале ноября оба ETF упали ниже своих 200-дневных скользящих средних, сигнализируя, что импульс в продуктах с фиксированным доходом стал «медвежьим». В то же время американские индексы на фоне этого продолжают уверенный рост, периодически обновляя исторические максимумы.

Как правило, «мусорные» облигации имеют высокую позитивную корреляцию с акциями, т.е. движутся в одном направлении, поскольку высокодоходные облигации считаются хорошим индикатором «аппетита» к риску на рынке. Они привлекали большой интерес со стороны инвесторов, особенно в условиях сверхнизких доходностей надежных облигаций, даже когда ФРС приступила к повышению ставки и сворачиванию монетарных стимулов.

Джордж Путнам согласен с тем, что сейчас на рынках присутствует чудовищный дисбаланс. Джорж является редактором «The Turnaround Letter» службы, которая заинтересована в «мусорных» облигациях только тогда, когда они чрезвычайно недооценены. Конечно, это прямо противоположно тому, что мы видим сейчас.

Путнам – один из немногих, кто опередил фондовый рынок в долгосрочной перспективе. Его модельные портфели в среднем приносят годовой доход в 11,7%, по сравнению с доходностью индекса S&P 500 в 10,7% с конца 1980-х годов, включая дивиденды.

Недавно Путнам писал в электронном письме: «Я считаю, что нынешние очень узкие спреды не дают адекватной компенсации инвесторам за уровень риска, который они берут на себя, покупая сегодня высокодоходные облигации. Я думаю, что мы увидим повышение дефолтной ставки (премия за возможный дефолт по облигации – ред.), возможно, резко, в недалеком будущем».



Один из главных источников беспокойства Путнама связан со следующим: «В ближайшие несколько лет ожидается огромный объем задолженности более низкого качества. Даже если долговые рынки останутся спокойными, не все эмитенты этого долга смогут рефинансировать его, и некоторые объявят дефолт».

Это само по себе приведет к расширению спреда между «мусорными» и надежными облигациями, но что будет, если произойдет экономический спад? «Рецессия действительно повысит дефолтные ставки», добавляет Путнам.

Разумеется, низкий уровень высокорискованного спреда не означает немедленную реализацию наихудшего сценария. Из графика видно, что он уже был примерно на том же уровне, что и сейчас, летом 2014 года, но на ранке акций медвежий тренд не начался. Тем не менее, фондовый рынок в течение последующих 18 месяцев был несколько ниже.

В любом случае, мы должны следить за расширением спреда между «мусорными» и высоконадежными облигациями, подчеркивает Даг Касс. Он прогнозирует, что такое расширение станет ранним предупреждением о неизбежном падении рынка акций.