Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Спасительная санация » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Спасительная санация

4 декабря 2017 banki.ru
Санация крупнейших российских банков справилась с первостепенной для рынка задачей – регулятору с помощью этой меры удалось избежать кризиса доверия к банковской системе, паники вкладчиков. А также масштабного финансового кризиса, в который были бы вовлечены и многие банки, и население, и бизнес.

ЦБ в свежем обзоре «Системные риски финансового сектора за II–III квартал» оценил размер возможного влияния (точнее, потерь) на финансовую систему в случае отзыва лицензии или введения моратория на удовлетворение требований кредиторов санируемых Бинбанка и «Открытия» в сумму более 1 трлн рублей. Это около 1% ВВП, или почти 10% от капитала всей банковской системы. Первый заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева также уточнила, что последствия крушения банков могли бы стать очень серьезными для широкого круга организаций и выразились бы в системных рисках для всего финансового сектора. Потери понесли бы многие финансовые структуры: и НПФ, и страховые компании, и инвестиционные и управляющие компании, не говоря уже о клиентах — розничных, корпоративных, госструктурах. Такой ущерб мог бы привести к необратимым последствиям для финансового рынка и разрушению доверия к финансовой системе. А это уже не только гигантские прямые денежные потери, но и откат назад для всей финансовой системы.

Очевидно, что расходы на санацию (именно «расходы», то есть докапитализация и закрытие убытков, а не предоставление временной ликвидности для компенсации оттоков) на порядок меньше масштаба потенциальных потерь при негативном сценарии.

Про факторы, которые привели к необходимости санации, сказано и написано так много, что повторять их не имеет смысла. Стоит отметить, что на этот раз даже по сравнению с прошлыми «кризисами доверия» негативный информационный фон был мощнее, информация распространялась быстрее и шире, отток средств со счетов клиентов — и физлиц, и юрлиц — был интенсивнее. Отток вкладов и негативные новости стали главными триггерами для «Открытия» и Бинбанка. Плюс к этому добавились несбыточный оптимизм по поводу пенсионных денег как источника фондирования и проявившиеся недостатки старой модели санации (в которой обе кредитные организации принимали активное участие как банки-санаторы).

Вообще, 10—15-процентный отток средств из банка уже является критическим, это критерий стресс-тестирования для развитых рынков. Полагаю, что российские банки в этом смысле отличаются и не могут выдержать без внешней поддержки такой отток. Крупный банк поддержать может либо еще более крупный холдинг, имеющий огромный источник ликвидности, либо — регулятор. В нашем случае второй вариант оказался фактически единственно возможным: собственники банков обратились к регулятору с просьбой о санации.

Именно быстрая реакция на развивающиеся события, проблемы двух крупных банков, и способность регулятора оперативно снимать негативный информационный фон стали ключевыми для решения глобальной проблемы. И вот уж за что несправедливо критиковать регулятор — это как раз за быстрое принятие решения по санациям.

Для проведения эффективного оздоровления очень важны два момента. Во-первых, скорость. Оперативные действия. Во-вторых, взаимодействие ЦБ, акционеров проблемных банков и топ-менеджмента. Для России это вообще больная тема: как правило, акционеры проблемных кредитных организаций, как только возникает риск утраты ликвидности и/или действий регулятора, быстро оказываются за рубежом. Никто от подобных действий не выигрывает, а нормальная санация в таком случае маловероятна: ЦБ и АСВ получают не просто содействие, а обратный процесс — противодействие, препятствие любым действиям, способным уменьшить потери кредиторов и вкладчиков.

Пример того же Бинбанка показывает, что все-таки бывает по-другому: как минимум собственник добровольно обратился за помощью для оздоровления банка и предложил свое содействие, а в ходе процесса санации акционер передал ряд активов — ценные бумаги «Интеко», «А101», ряд производственных и инфраструктурных активов. «За год, два или три — сколько потребуется — я буду все делать, как скажет Центробанк. И, если потребуется, буду рядом с Бинбанком при новых собственниках промышленными активами заниматься», — заявил владелец Бинбанка Микаил Шишханов.

«Ситуация с Бинбанком очень сильно отличается от того, что мы наблюдали много раз за последнее время. Мы видим очень ответственное поведение хозяина банка, его менеджмента, в отличие от того, что мы видели у других банков. Я обратил внимание, что господин Шишханов сам обратился к ЦБ за помощью. Он беспокоится о репутации соучредителей и за свою собственную, что, очевидно, для него достаточно важно. Его поведение как владельца бизнеса у меня лично вызывает только огромное уважение», — объяснил президент инвестиционной группы «Московские партнеры» Евгений Коган.

В результате санации банки должны в среднесрочной перспективе восстановить капитал и стать прибыльными: новая модель санации предполагает именно такой результат. Тогда расходы, которые ЦБ понес на спасение банков, будут сокращаться. Санация может быть эффективной и для общества с той точки зрения, что государство в сложный момент берет на себя риски и убытки, но потом может разделить и прибыль. Примеры санаций банков и финансовых структур в других странах показывают, что для этого нужно несколько лет, но это реальный сценарий.

Как минимум пока регулятор загасил панику, которая совсем не нужна рынку в условиях и без того большого числа внешних шоков и геополитических проблем. Отток розничных средств, как показывает опубликованная отчетность на 1 ноября, предотвращен. Отток корпоративных клиентов — логичный процесс в связи с тем, что многие из клиентов работали именно с прежним менеджментом и акционерами. Но и этот отток тоже должен скоро прекратиться. Начинают появляться новые клиенты — то есть начинается уже новая история и «Открытия», и Бинбанка.

Обновление клиентской базы постепенно приведет к запуску нового бизнеса. На первом этапе главное — выйти на операционную прибыль, на втором — начать наращивать капитал за счет прибыли. Скептики считают это невозможным. Мне же кажется, что как раз банки, санируемые по новой модели, имеют гораздо больше шансов быть рентабельными, чем многие «здоровые» частные банки. Это, конечно, не комплимент российской банковской системе, но явный аргумент в пользу высоких шансов на эффективную санацию.

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу