18 декабря 2017 Живой журнал Журавлев Сергей
1. Пока ученые спорят, кто виноват - то ли монетарная власть, переусердствовавшая в борьбе с инфляцией, то ли крепчающий маразм в стране, по опыту 2-х предыдущих стабильностей в неоперабельной стадии – сталинской и брежневской - плохо сочетающийся с производственным энтузиазмом хозяйствующих субъектов, статведомство выдает на-гора все менее лицеприятные цифры.
Индекс промышленного производства, практически монотонно сжимающегося последние 6 мес. после мая 2017г., в ноябре первый раз за полтора года спустился ниже среднегодового показателя «докризисного» 2014г. И это притом, что сам выход объемов промышленной продукции на докризисные уровни в прошлом году стал результатом мощной работы статистиков, включавшей в себя смену номенклатуры и характеристик индексообразующих продуктов, пересчет в сторону уменьшения дефляторов для продуктов, изначально учитываемых не в натуре, а по стоимости выпуска, а также «улучшенный» досчет на результаты деятельности малой (другими словами, «теневой») экономики.
2. Поскольку выпуск обрабатывающей промышленности - процикличен, то для неё объяснения стагнации из серии: «недостаточный спрос», «отклонение вниз от потенциала», «пережатые реальные ставки, выросшие за последний год с 4 с ? до 5 с ?%, как причина всего этого» в принципе проходят. Правда – другие процикличные сектора – торговля, транспортировка и аренда недвижимости – продолжают восстанавливаться, невзирая на губительные ставки. Но здесь как двигатель восстановления может рассматриваться прочный рубль/цена нефти, стимулирующие расширение импорта.
Для добычи, никак не связанной с внутренним циклом, а целиком завязанной на состояние конъюнктуры в Европе и Китае, монетарная политика по большому счету безразлична. Спад второй половины нынешнего года здесь скорее объясняется просто эффектом базы. Не затронутые кризисом 2015-16гг. майнеры полезных ископаемых до середины года нынешнего были главными творцами восстановления ВВП в целом. В ноябре добыча нефти и газа оказались ниже прошлогодних (на 1.9% и 2.3% соотв.), что для нефти можно объяснить ещё и соглашением о «заморозке» (суммарная добычи за 11 мес. остается на прошлогоднем рекордном уровне). Это, наряду с продолжающим ростом добычи угля и отдельных видов промсырья, и дало -1% в добыче в ноябре yoy.
3. Обработка сжалась сразу 4.7% yoy, опустившись почти к нижним точкам рецессии начала 2015г. Из обнародованной Росстатом разбивки видны продолжающийся спад в нефтеперерабатывающей промышленности, что опять так можно отнести на высокий базовый эффект 2016г. Динамика выпуска строительных и отделочных материалов также остается неустойчивой, выпуск рядя их видов в ноябре сжимался. Сжимался и выпуск большинства видов бытовой электроники и техники (кроме телевизоров, +7,2% yoy).
Целенаправленный пакет стимулов продолжает поддерживать рост выпуска легковых автомобилей, правда в ноябре он замедлился до +16.1% yoy, после рекордно высокого темпа октября (+36,5% в годовом исчислении), а также и по сравнению с сентябрём (+21.9% yoy). Рост выпуска грузовых автомобилей также быстрый +16.9%, но производство большинства других видов транспортной техники сжималось (автобусов, электро- и тепловозов и т.п.).
4. Ну и наконец, кое-какой вклад в снижение общепромышленного выпуска в ноябре внесло сокращение потребления электро-и тепло- энергии против прошлогоднего. Начало зимы в этом году было существенно мягче.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу