22 декабря 2017 banki.ru Кошкаров Альберт
Банк России сократит число бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам. Из списка уберут акции и корпоративные облигации. Что это означает и как повлияет решение ЦБ на фондовый рынок, разбирался Банки.ру.
Опасный профицит
Центробанк в условиях профицита ликвидности активно сокращает число бумаг в ломбардном списке и продолжит это делать в будущем, сообщил первый заместитель председателя ЦБ Сергей Швецов, выступая на РЕПО-форуме в Москве. «Чем ситуация более напряженная, коэффициент утилизации обеспечения выше, тем Банк России будет больше повышать свою собственную толерантность к принятию рисков. Поэтому мы снизили не только количество выпусков, но и классов ценных бумаг, сегодня мы не принимаем акции, мы практически отказались от приема ценных бумаг, выпущенных кредитными организациями, и до минимума снизили ценные бумаги — облигации — корпоративных эмитентов, в перспективе предполагая, что у нас останутся ОФЗ и государственные ценные бумаги», — цитирует его слова агентство Reuters.
Остальные бумаги регулятор намерен принимать в залог только в рамках механизма экстренного предоставления ликвидности (МЭПЛ) и на «индивидуальной основе». Этот механизм ЦБ запустил в сентябре 2017 года для системно значимых банков, финансовая устойчивость которых вызывает у него вопросы. Деньги предоставляются на срок до трех месяцев по увеличенной на 1,75 процентного пункта текущей ключевой ставке. Швецов пояснил, что если кредитная организация обратится за поддержкой, то регулятор готов предоставлять ликвидность «под целесообразное обеспечение».
Таким способом регулятор пытается бороться в проблемой профицита ликвидности в банковской системе. В обзоре ЦБ приводятся данные на 1 октября: структурный профицит ликвидности в банковском секторе РФ достиг 0,8 трлн рублей. Основной вклад в его прирост обеспечили вливания в санируемые банк «ФК Открытие» и Бинбанк. По словам Швецова, профицит ликвидности банковского сектора в 2018 году может удвоиться.
ЦБ беспокоит эта ситуация, поскольку есть риски, что банковская система может оказаться в ситуации структурного профицита ликвидности. Это приведет к тому, что банки перестанут привлекать заемные средства у регулятора и начнут больше размещать свободную ликвидность на депозитах ЦБ. Предпосылки к этому уже есть. Банки все реже обращаются за финансированием в ЦБ. «Объем задолженности банков перед регулятором по рублевым операциям РЕПО с начала года сократился в сотни раз», — указывает аналитик «Альпари» Наталья Мильчакова. Она приводит следующие данные: на начало года задолженность банков перед ЦБ по операциям РЕПО составляла почти 594 млрд рублей, а на сегодняшний день ее объем упал до 1,79 млрд. В то же время кредитные организации разместили на депозитах в Банке России почти 2 трлн рублей.
В ситуации переизбытка ликвидности процентные ставки и на рынке межбанковского кредитования пойдут вниз, и это удешевит стоимость кредитов. А как раз подобный сценарий не устраивает регулятора, ведь в этом случае есть опасность, что доступные кредиты стимулируют спрос населения на товары и приведут к раскручиванию инфляции.
Спасители бюджета
Есть еще одна версия, зачем ЦБ потребовалось сокращать ломбардный список. В феврале 2018 года ожидается новый пакет санкций со стороны США, которые могут коснуться суверенного долга России. Иначе говоря, Минфин при размещении ОФЗ больше не сможет рассчитывать на иностранных инвесторов, доля которых в этом сегменте сейчас составляет около 30%. По расчетам аналитиков, из 1,4 трлн рублей, которые Минфин занял на рынке за два года, нерезиденты обеспечили 1,1 трлн, или почти 78%.
В этих условиях чуть ли не единственным серьезным покупателем, на которого могут рассчитывать чиновники, остаются банки. Об этом в конце ноября говорила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Комментируя вопрос о возможных последствиях новых санкций, глава регулятора сказала, что благодаря спросу на облигации со стороны банковского сектора «серьезных» негативных последствий от возможных санкций не ожидается. «У нас хотя и значительная доля иностранцев на рынке ОФЗ, но тем не менее их доля ограничена и есть всегда спрос на ОФЗ со стороны нашего банковского сектора, заинтересованного в высоколиквидных активах. Мы это видим и не видим, что будет серьезное изменение в доходности этих бумаг. Мы делали оценку: может доходность отскочить кратковременно, но, скорее всего, потом повышение общее будет не очень большое — 0,3—0,4 процентного пункта, коллеги наши считали. Точно это подсчитать невозможно», — приводит слова Набиуллиной агентство Reuters.
Крупнейшие банки — инвесторы в ценные бумаги
Для покупки госбумаг банки смогут использовать те деньги, которые сейчас находятся на депозитах ЦБ. Этого как раз хватит, чтобы выкупить весь новый объем ОФЗ: согласно решению правительства, Минфин в следующем году сможет выпустить государственные ценные бумаги не более чем на 1,48 трлн рублей, в иностранной валюте — не более чем на 7 млрд долларов. Кроме того, другими покупателями бумаг могут выступить НПФ, активы которых только за девять месяцев выросли с 3,42 трлн до 3,75 трлн рублей. «Новые рейтинговые требования стимулируют НПФ к увеличению доли ОФЗ в своих активах, при этом недавние санации крупных банков ускорили этот процесс: НПФ реинвестировали в ОФЗ свои вложения, обесценившиеся из-за проблем в банковской системе и восстановленные в результате санаций», — говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Напомним, что в рамках санации «ФК Открытие» регулятор выдели трем НПФ, аффилированным с банком, около 43 млрд рублей. По-видимому, это пошло на покрытие убытков от вложений в долевые ценные бумаги, предполагает Порывай.
Впрочем, аналитики и участники рынка, опрошенные Банки.ру, не считают, что сокращение ломбардного списка напрямую связано с подготовкой к возможному ужесточению санкций в отношении России. Заместитель директора инвестиционно-торгового департамента Абсолют Банка Андрей Зайцев полагает, что ЦБ рассматривает операции РЕПО с негосударственными облигациями как антикризисный инструмент. «Учитывая нормализацию ситуации с ликвидностью банковской системы в последние месяцы, Банк России последовательно сокращает ломбардный список. Так, сначала из списка исключались облигации кредитных организаций, а теперь планируется оставить там только госбумаги», — отмечает банкир.
По мнению аналитика ИФК «Солид» Олега Шагова, растущий профицит рублевой ликвидности на фоне снижающихся рублевых процентных ставок может, с одной стороны, спровоцировать чрезмерный интерес банков к рискованным операциям, а с другой — способствовать росту инфляции. «Ни то ни другое не в интересах российского регулятора, который уже длительное время постепенно ужесточает требования к попаданию облигаций в свой ломбардный список, чтобы помешать образованию излишней рублевой ликвидности», — говорит он. Сейчас банки совместно с другими участниками рынка могут выпускать облигации, покупать их друг у друга, затем закладывать эти бонды в ломбард ЦБ, фактически получая под это финансирование регулятора. «Постепенное сокращение ломбардного списка будет стимулировать банки к кредитованию реальной экономики вместо упражнений в сомнительных операциях», — полагает аналитик.
Очистка рынка
Для инвесторов сокращение ломбардного списка — новость неоднозначная. С одной стороны, как считает заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова, она может быть негативной для кэрри-трейдеров и инвесторов в корпоративные и банковские облигации. «Потенциальное исключение облигаций всех банков из ломбардного списка, возможно, говорит о том, что ЦБ РФ не слишком высоко оценивает надежность всей банковской системы России», — написала она в своем обзоре. С точки зрения Мильчаковой, это может вызвать краткосрочные спекулятивные движения вниз по ценам корпоративных, в том числе банковских, облигаций и рост их доходности.
О возможном росте доходностей по корпоративным бумагам говорят и другие участники рынка. «Не исключено, что доходность некоторых бумаг вырастет, но для инвесторов это может оказаться не столь чувствительным, поскольку ключевая ставка продолжает падать. Кроме того, ЦБ пока не планирует выводить из ломбардного списка бумаги эмитентов с высоким рейтингом», — указывает начальник отдела торговли облигациями «Атон» Константин Глазов.
Как считает Андрей Зайцев из Абсолют Банка, в долгосрочной перспективе действия регулятора должны привести к оздоровлению рынка облигаций. «В идеале рынок должен самостоятельно оценивать кредитные риски эмитентов, возможности рефинансирования и ликвидации позиций в бумаге. Ведь то, что регулятор принимает крайне широкий спектр бумаг в качестве обеспечения, искажает рыночные сигналы и может в конечном итоге привести к неконтролируемому росту риска в целом на рынке», — рассуждает он. По словам эксперта, в результате действий ЦБ в долгосрочной перспективе должно улучшиться качество эмитентов, которые выпускают облигации. «Вероятно, для эмитентов второго-третьего эшелона сократятся возможности привлечения средств и увеличится цена бумаг относительно высококачественных эмитентов», — предполагает Зайцев.
По мнению Дениса Порывая, исключение бондов компаний и банков из списка залоговых бумаг снизит их привлекательность для инвесторов. «Это приведет к тому, что в условиях снижения ключевой ставки доходности по корпоративным бумагам будут снижаться медленнее, чем по ОФЗ. Эмитенты должны будут учитывать этот фактор в своих ставках», — говорит он.
http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Опасный профицит
Центробанк в условиях профицита ликвидности активно сокращает число бумаг в ломбардном списке и продолжит это делать в будущем, сообщил первый заместитель председателя ЦБ Сергей Швецов, выступая на РЕПО-форуме в Москве. «Чем ситуация более напряженная, коэффициент утилизации обеспечения выше, тем Банк России будет больше повышать свою собственную толерантность к принятию рисков. Поэтому мы снизили не только количество выпусков, но и классов ценных бумаг, сегодня мы не принимаем акции, мы практически отказались от приема ценных бумаг, выпущенных кредитными организациями, и до минимума снизили ценные бумаги — облигации — корпоративных эмитентов, в перспективе предполагая, что у нас останутся ОФЗ и государственные ценные бумаги», — цитирует его слова агентство Reuters.
Остальные бумаги регулятор намерен принимать в залог только в рамках механизма экстренного предоставления ликвидности (МЭПЛ) и на «индивидуальной основе». Этот механизм ЦБ запустил в сентябре 2017 года для системно значимых банков, финансовая устойчивость которых вызывает у него вопросы. Деньги предоставляются на срок до трех месяцев по увеличенной на 1,75 процентного пункта текущей ключевой ставке. Швецов пояснил, что если кредитная организация обратится за поддержкой, то регулятор готов предоставлять ликвидность «под целесообразное обеспечение».
Таким способом регулятор пытается бороться в проблемой профицита ликвидности в банковской системе. В обзоре ЦБ приводятся данные на 1 октября: структурный профицит ликвидности в банковском секторе РФ достиг 0,8 трлн рублей. Основной вклад в его прирост обеспечили вливания в санируемые банк «ФК Открытие» и Бинбанк. По словам Швецова, профицит ликвидности банковского сектора в 2018 году может удвоиться.
ЦБ беспокоит эта ситуация, поскольку есть риски, что банковская система может оказаться в ситуации структурного профицита ликвидности. Это приведет к тому, что банки перестанут привлекать заемные средства у регулятора и начнут больше размещать свободную ликвидность на депозитах ЦБ. Предпосылки к этому уже есть. Банки все реже обращаются за финансированием в ЦБ. «Объем задолженности банков перед регулятором по рублевым операциям РЕПО с начала года сократился в сотни раз», — указывает аналитик «Альпари» Наталья Мильчакова. Она приводит следующие данные: на начало года задолженность банков перед ЦБ по операциям РЕПО составляла почти 594 млрд рублей, а на сегодняшний день ее объем упал до 1,79 млрд. В то же время кредитные организации разместили на депозитах в Банке России почти 2 трлн рублей.
В ситуации переизбытка ликвидности процентные ставки и на рынке межбанковского кредитования пойдут вниз, и это удешевит стоимость кредитов. А как раз подобный сценарий не устраивает регулятора, ведь в этом случае есть опасность, что доступные кредиты стимулируют спрос населения на товары и приведут к раскручиванию инфляции.
Спасители бюджета
Есть еще одна версия, зачем ЦБ потребовалось сокращать ломбардный список. В феврале 2018 года ожидается новый пакет санкций со стороны США, которые могут коснуться суверенного долга России. Иначе говоря, Минфин при размещении ОФЗ больше не сможет рассчитывать на иностранных инвесторов, доля которых в этом сегменте сейчас составляет около 30%. По расчетам аналитиков, из 1,4 трлн рублей, которые Минфин занял на рынке за два года, нерезиденты обеспечили 1,1 трлн, или почти 78%.
В этих условиях чуть ли не единственным серьезным покупателем, на которого могут рассчитывать чиновники, остаются банки. Об этом в конце ноября говорила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Комментируя вопрос о возможных последствиях новых санкций, глава регулятора сказала, что благодаря спросу на облигации со стороны банковского сектора «серьезных» негативных последствий от возможных санкций не ожидается. «У нас хотя и значительная доля иностранцев на рынке ОФЗ, но тем не менее их доля ограничена и есть всегда спрос на ОФЗ со стороны нашего банковского сектора, заинтересованного в высоколиквидных активах. Мы это видим и не видим, что будет серьезное изменение в доходности этих бумаг. Мы делали оценку: может доходность отскочить кратковременно, но, скорее всего, потом повышение общее будет не очень большое — 0,3—0,4 процентного пункта, коллеги наши считали. Точно это подсчитать невозможно», — приводит слова Набиуллиной агентство Reuters.
Крупнейшие банки — инвесторы в ценные бумаги
Для покупки госбумаг банки смогут использовать те деньги, которые сейчас находятся на депозитах ЦБ. Этого как раз хватит, чтобы выкупить весь новый объем ОФЗ: согласно решению правительства, Минфин в следующем году сможет выпустить государственные ценные бумаги не более чем на 1,48 трлн рублей, в иностранной валюте — не более чем на 7 млрд долларов. Кроме того, другими покупателями бумаг могут выступить НПФ, активы которых только за девять месяцев выросли с 3,42 трлн до 3,75 трлн рублей. «Новые рейтинговые требования стимулируют НПФ к увеличению доли ОФЗ в своих активах, при этом недавние санации крупных банков ускорили этот процесс: НПФ реинвестировали в ОФЗ свои вложения, обесценившиеся из-за проблем в банковской системе и восстановленные в результате санаций», — говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Напомним, что в рамках санации «ФК Открытие» регулятор выдели трем НПФ, аффилированным с банком, около 43 млрд рублей. По-видимому, это пошло на покрытие убытков от вложений в долевые ценные бумаги, предполагает Порывай.
Впрочем, аналитики и участники рынка, опрошенные Банки.ру, не считают, что сокращение ломбардного списка напрямую связано с подготовкой к возможному ужесточению санкций в отношении России. Заместитель директора инвестиционно-торгового департамента Абсолют Банка Андрей Зайцев полагает, что ЦБ рассматривает операции РЕПО с негосударственными облигациями как антикризисный инструмент. «Учитывая нормализацию ситуации с ликвидностью банковской системы в последние месяцы, Банк России последовательно сокращает ломбардный список. Так, сначала из списка исключались облигации кредитных организаций, а теперь планируется оставить там только госбумаги», — отмечает банкир.
По мнению аналитика ИФК «Солид» Олега Шагова, растущий профицит рублевой ликвидности на фоне снижающихся рублевых процентных ставок может, с одной стороны, спровоцировать чрезмерный интерес банков к рискованным операциям, а с другой — способствовать росту инфляции. «Ни то ни другое не в интересах российского регулятора, который уже длительное время постепенно ужесточает требования к попаданию облигаций в свой ломбардный список, чтобы помешать образованию излишней рублевой ликвидности», — говорит он. Сейчас банки совместно с другими участниками рынка могут выпускать облигации, покупать их друг у друга, затем закладывать эти бонды в ломбард ЦБ, фактически получая под это финансирование регулятора. «Постепенное сокращение ломбардного списка будет стимулировать банки к кредитованию реальной экономики вместо упражнений в сомнительных операциях», — полагает аналитик.
Очистка рынка
Для инвесторов сокращение ломбардного списка — новость неоднозначная. С одной стороны, как считает заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова, она может быть негативной для кэрри-трейдеров и инвесторов в корпоративные и банковские облигации. «Потенциальное исключение облигаций всех банков из ломбардного списка, возможно, говорит о том, что ЦБ РФ не слишком высоко оценивает надежность всей банковской системы России», — написала она в своем обзоре. С точки зрения Мильчаковой, это может вызвать краткосрочные спекулятивные движения вниз по ценам корпоративных, в том числе банковских, облигаций и рост их доходности.
О возможном росте доходностей по корпоративным бумагам говорят и другие участники рынка. «Не исключено, что доходность некоторых бумаг вырастет, но для инвесторов это может оказаться не столь чувствительным, поскольку ключевая ставка продолжает падать. Кроме того, ЦБ пока не планирует выводить из ломбардного списка бумаги эмитентов с высоким рейтингом», — указывает начальник отдела торговли облигациями «Атон» Константин Глазов.
Как считает Андрей Зайцев из Абсолют Банка, в долгосрочной перспективе действия регулятора должны привести к оздоровлению рынка облигаций. «В идеале рынок должен самостоятельно оценивать кредитные риски эмитентов, возможности рефинансирования и ликвидации позиций в бумаге. Ведь то, что регулятор принимает крайне широкий спектр бумаг в качестве обеспечения, искажает рыночные сигналы и может в конечном итоге привести к неконтролируемому росту риска в целом на рынке», — рассуждает он. По словам эксперта, в результате действий ЦБ в долгосрочной перспективе должно улучшиться качество эмитентов, которые выпускают облигации. «Вероятно, для эмитентов второго-третьего эшелона сократятся возможности привлечения средств и увеличится цена бумаг относительно высококачественных эмитентов», — предполагает Зайцев.
По мнению Дениса Порывая, исключение бондов компаний и банков из списка залоговых бумаг снизит их привлекательность для инвесторов. «Это приведет к тому, что в условиях снижения ключевой ставки доходности по корпоративным бумагам будут снижаться медленнее, чем по ОФЗ. Эмитенты должны будут учитывать этот фактор в своих ставках», — говорит он.
http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу