Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Крупнейшие провалы IT-компаний в 2017-м году » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Крупнейшие провалы IT-компаний в 2017-м году

2 января 2018 Вести Экономика
Не у всех компаний, работающих в выскотехнологическом секторе было всё гладко в 2017-м. Вспомним наиболее крупные разочарования, которыми отметился прошлый год для IT-сектора.

IPO Snap

IPO Snap стало крупнейшим размещением технологической компании США со времен публичного размещения Facebook в 2012 г. Snap привлекла $3,4 млрд, при этом оценка компании составила $24 млрд. Цена акции в первый день торгов на 44% превысила цену размещения, и рыночная капитализация компании составила $28 млрд. После IPO стоимость акций Snap заметно колебалась.

В документах, поданных перед выходом на биржу, говорилось об убыточности Snap: в 2016 году компания потеряла $514,6 млн при выручке в $404,5 млн. При этом рост количества активных пользователей Snapchat к концу 2016 года замедлился. С тех пор как Snap вышла на IPO, цена акций компании упала почти на 40%.

Но, наверное, самым печальным событием для Snap стал тот момент, когда Facebook добавила в приложение новые фильтры для фотографий, похожие на фильтры Snapchat. А около года назад Instagram воспроизвела функцию «Истории», и сейчас число пользователей Instagram, записывающих «Истории», превосходит общее число пользователей Snapchat.

Tesla Model 3

Проблема с медленными темпами производства преследует компанию Tesla на всем протяжении существования компании. Запущенная в массовое производство в 2017 г. Tesla Model 3 не стала исключением.

Еще в начале августа Илон Маск уверял, что в III квартале этого года Tesla выпустит 1,5 тыс. новых Model 3, к концу 2017 г. нарастит объем производства до 5 тыс. шт. в неделю, а в 2018 г. еженедельно будет выпускать по 10 тыс. электромобилей этой модели.

По результатам квартала оказалось, что из 26150 произведенных Tesla машин большую часть составили модели Model S и Model X, а Model 3 была изготовлена в количестве всего 220 шт. – почти в 7 раз меньше запланированного показателя. Более того, выяснилось, что и это небольшое количество Model 3 работники Tesla собирали практически вручную, в стороне от автоматизированной сборочной линии, и обнародование этого факта привело к падению стоимости акций компании сразу на 4%.

Tesla потребуются значительные инвестиции, а потому Илон Маск заставляет своих клиентов приобретать Model 3 по предоплате. При этом выпуск заветных электромобилей может задержаться на многие годы. Так, покупатели, которые хотят стать обладателем новой модели спорткара Roadster, должны будут заплатить первоначальный платеж в размере $250 тыс. Это несмотря на то, что автомобиль появится на рынке как минимум через 2 года. Всего для заказа доступна 1 тыс. авто, это $250 млн. Компании также могут заплатить за оформление заказа на новую модель электрогрузовика Semi $5 тыс., хотя производство стартует лишь в 2019 г.

Кроме того, компания Tesla испытывает серьезные проблемы с качеством конвейерной сборкой производимых автомобилей. По заявлениям бывших и действующих сотрудников компании, проблемы с качеством сборки сохраняются с 2012 г. В интервью агентству Reuters 9 действующих и ряд бывших сотрудников Tesla заявили о том, что контроль качества конвейерной сборки Tesla Model S и Model X регулярно выявлял дефекты, которые присутствуют в "более 90% произведенных автомобилей".

Сотрудники Tesla в интервью Reuters заявили о том, что компания испытывает хронические проблемы с качеством конвейерной сборки своих автомобилей и на устранение дефектов после конвейерной сборки затрачивается большое количество времени и денег. Сотрудники, работавшие над сборкой Model S и Model X, заявили о том, что "в Tesla сохранялся упор на продолжении работы конвейера, даже при выявлении проблем". Часть машин покидала сборочный конвейер без определенных запчастей – лобовых стекол, бамперов, потому что их не было в наличии. Многие из дефектов сборки устранялись потом.

Juicero

Стартап Juicero привлек $120 млн. инвестиций, среди акционеров была даже корпорация Alphabet (материнская компания Google), а к краху компанию привели журналисты в ходе простейшего эксперимента. Juicero выпускала соковыжималку, которая, по словам разработчиков, развивает огромное давление, с тем, чтобы выдавить из пакета со специально подготовленной смесью фруктов или овощей максимальное количество свежего сока. На старте продаж стоимость умной соковыжималки достигала $699. С течением времени цена упала до $399, но для соковыжималки это все равно многовато.

Агентство Bloomberg решило проверить, можно ли выдавить напиток из фирменных пакетов без использования дорогой соковыжималки. Оказалось, что нет никакой разницы: за две минуты девушка выдавила такое же количество сока, что и Juicero за $399. После этого дела компании ожидаемо пошли на спад: поднялся скандал, начались обвинения в мошенничестве, после чего стартап быстро свернул свою деятельность.

Essential Phone

Essential Phone, дебютный флагман одноименного стартапа Энди Рубина, призван был составить жесткую конкуренцию флагманам 2017 года вроде Samsung Galaxy S8, iPhone X и Google Pixel 2. Компанию еще до выхода смартфона оценивали более чем в миллиард долларов. Но дела пошли неважно.

В чём причина неудачного старта? Смартфон вышел с сильным запозданием, журналисты отмечали проблемы с камерой, а продавался гаджет лишь на территории США и Канады. Многие купившие смартфон, до сих пор не могут получить его на руки из-за задержек поставок и проблем с таможней.

За три недели сентября в странах Северной Америки было продано лишь пять тысяч единиц Essential Phone. При его средней цене в $699, такой показатель является наиболее провальным за последние пять лет.

Facebook

Создатель Facebook Марк Цукерберг назвал безумной идею о том, что эти новости повлияли на решение американцев при выборе нового президента. «Мысль о том, что фейковые новости на Facebook каким-то образом повлияли на исход выборов, довольно безумна», — сказал он на конференции Technonomy в Калифорнии.

Однако тон его заявлений быстро изменился, как и отношение компании к ситуации. Серьезно о распространении фейковых новостей в социальных сетях заговорили во время президентской кампании в США в этом году. Несколько американских журналистов работающих в сфере IT заявили, что победа на президентских выборах в США Дональду Трампу досталась благодаря Facebook.

По их мнению, на сайте зарегистрировано 156 миллионов американцев, причем две трети из них узнают новости именно в ленте соцсети. Она фильтруется на основе количества «лайков» под постами, таким образом, многие американцы видели в новостях в основном статьи из непроверенных источников, которые могли повлиять на их оценку действительности, так как распространялись быстрее, чем их опровержения.

Например, в Facebook распространялись статьи о том, что Барак Обама является мусульманином, а Хиллари и Билл Клинтоны причастны к убийству советника Белого дома Винса Фостера.

Сначала представители соцсети заявляли, что не могут раскрывать информацию о рекламодателях, но потом компания добровольно передала властям сведения о трех тысячах рекламных объявлений.

Uber

Хакерам удалось получить доступ к данным 57 млн клиентов и водителей онлайн-сервиса по заказу такси Uber. Кража была совершена в октябре 2016 г., но более года компания скрывала случившееся.

Как сообщает агентство Bloomberg, инцидент произошел в 2016 г. Во время кибератаки были украдены имена, электронные адреса и номера мобильных телефонов 50 млн пользователей Uber в разных странах мира.

В руках злоумышленников оказались также данные о 7 млн таксистах, включая номера водительских удостоверений. При этом представители Uber заверили, что информация о кредитных картах и маршрутах поездок осталась засекреченной.

Сначала хакеры получили доступ к репозиторию Uber на GitHub. Затем злоумышленники с помощью учетных данных сотрудников компании вошли в Amazon Web Services, который Uber использовала для обработки вычислительных задач. В хранилище хакеры обнаружили архив с информацией о пассажирах и водителях. После этого они направили в Uber письмо с требованием денежного выкупа, пишет Bloomberg.

По данным агентства, в компании согласились заплатить при условии удаления полученных данных и неразглашении информации о случившемся. Трэвис Каланик, занимавший на тот момент пост гендиректора Uber, узнал об инциденте через месяц, в ноябре 2016 г. Однако он также не обнародовал эту информацию и не обратился в правоохранительные органы.

Apple

IPhone 8 — это продукт, которым, похоже, просто заткнули дыру в модельной линейке. Среди обновлений - лишь процессор и беспроводная зарядка (которая еще и заряжает устройство дольше). По сути это упакованный в стеклянный корпус iPhone 7.

Спрос на iPhone 8 на старте оказался слабым из-за высокого интереса к юбилейной модели iPhone X, считает аналитик KGI Securities Мин-Чи Куо, известный публикацией инсайдерских данных об Apple. Эксперты отмечают, что вина за слабый интерес к iPhone 8 и iPhone 8 Plus целиком и полностью лежит на Apple, выпустившей одновременно с "восьмеркой" iPhone X, который обходит 4,7-дюймовый и 5,5-дюймовый флагманы по многим характеристикам.

На старте "восьмёрка" стоила дороже, чем iPhone 7, но значительно дешевле, чем iPhone X. Из-за этого люди, размышлявшие над покупкой нового смартфона, но имевшие ограниченный бюджет, либо продолжали ходить со старым девайсом, либо просто покупали "семёрку" из соображений экономии и рациональности.

После поступления iPhone X в продажу про iPhone 8 окончательно забыли. Низкий спрос на смартфоны iPhone 8 привел к серьезным финансовым потерям как для самой компании, так и для ее иностранных поставщиков. По оценкам портала MarketWatch, с учетом снижения котировок Apple на 1% 25 сентября, общее снижение акций компании на бирже Nasdaq с 11 сентября, за день до старта продаж в различных странах мира, составило 6,8%. Тем самым Apple потеряла около $56,6 млрд рыночной капитализации из-за слабого спроса на iPhone 8.