Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Розница рознице рознь » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Розница рознице рознь

27 января 2018 ITI Capital Лакейчук Анна
Прежде чем обсуждать результаты отдельных компаний, давайте посмотрим на прошлогоднюю динамику основных макроэкономических показателей, влияющих на потребительский сектор.

Инфляция к декабрю снизилась сильнее, чем ожидалось: индекс потребительских цен вырос на 2,5% при целевом уровне в 4%.

При этом цены на продукты питания росли медленнее (кроме июня 2017 г.), и в ноябре-декабре продовольственная инфляция составляла 1,1% по сравнению с 4,6% в декабре 2016 г. и 4,4% в июне 2017 г.

Располагаемые доходы населения выросли в январе 2017 г. на 8,8% г/г в реальном выражении в связи с различными индексациями и единовременными пенсионными выплатами.

Розница рознице рознь


В апреле 2017 г. сократились даже номинальные доходы, в остальные месяцы наблюдался небольшой номинальный рост. Однако реальные доходы с учетом инфляции по итогам года сократились на 1,7%, продолжив негативный тренд предыдущих трех лет.



Как это отразилось на розничных продажах? Согласно данным Росстата общий оборот розничной торговли вырос на 1,2% в 2017 г. по сравнению с падением на 4,6% в 2016 г. При этом в начале года динамика была негативной, рост объемов продаж непродовольственных товаров возобновился в марте, а продовольствия – только во втором полугодии. В целом по году прирост в сегменте продовольствия составил 0,5% г/г в реальном выражении, в сегменте непродовольственных товаров - 1,9%.



Таким образом, у потребителей не было особых поводов для оптимизма, и ситуация в розничном секторе в целом была не слишком благоприятной для продавцов. Теперь посмотрим на результаты компаний. Самый большой рост выручки в 2017 г. показала компания Х5 Retail Group – 25,5% г/г благодаря значительному увеличению количества магазинов. Рост сопоставимых продаж (LFL) на 5,4% был обусловлен позитивной динамикой как трафика, так и среднего чека, чего не удалось достичь другим компаниям продовольственной розницы.

Результаты "Ленты" в целом повторяли динамику X5: рост выручки на 19,2% при увеличении торговых площадей на 20,6%. Сопоставимые продажи выросли незначительно (+0,9% г/г) в связи с небольшим сокращением трафика в магазинах. Следует отметить, что результаты IV квартала у "Ленты" были немного лучше: LFL продажи выросли на 5,2% против 3,5% у X5, динамика выручки у обеих компаний была одинаковой (+23% г/г).



"Лента" является крупнейшим игроком в сегменте гипермаркетов, при этом прирост количества магазинов формата супермаркет в 2017 г. у компании превысил количество новых гипермаркетов. В ноябре 2017 г. "Лента" объявила о покупке еще 22 супермаркетов группы "Холидей" в Сибири, магазины планируется открыть после реконструкции и ребрендинга в феврале-марте 2018 г.

Х5 Retail Group также продолжает наращивать торговые площади. В декабре компания объявила о покупке у ритейлера "О'Кей" 32 супермаркетов (в том числе 18 в Санкт-Петербурге и 4 в Москве), одобрение сделки от ФАС уже получено. X5 также рассматривает возможность приобретения 100 магазинов компании "Уфимский гастроном", расположенных в Башкортостане. В данный момент компания ожидает от ответа антимонопольного ведомства на соответствующее ходатайство.

"Магнит" сохранил лидерство по общему количеству магазинов, прирост за 2017 г. составил 2291 магазин. Компания продолжала развивать непродовольственные форматы: сеть "Магнит Косметик" выросла за год на 667 до 3,8 тыс. магазинов, компания также открыла 51 аптеку (в основном на Кубани) и планирует увеличить количество аптек в текущем году. Выручка "Магнита" выросла на 6,4%, что является достаточно слабым показателем при росте торговых площадей на 13,6%. Сопоставимые продажи снизились в IV квартале на 4,2% г/г, за год – на 3,4% за счет сокращения трафика и, в меньшей степени, уменьшения среднего чека. Наиболее сильное падение LFL продаж наблюдалось в сегменте гипермаркетов (-10,2% за год), а в сегменте дрогери (к которому относится "Магнит Косметик") компании удалось сохранить LFL-продажи на прошлогоднем уровне.

Неаудированные финансовые данные "Магнита" продемонстрировали снижение рентабельности по EBITDA до 8% (в 2016 г. - 10%) и падение чистой прибыли на 35% (чистая маржа снизилась с 5,1% в 2016 г. до 3,1% в 2017 г.). Менеджмент компании пока не прокомментировал годовые результаты, однако результаты оказались слабее ожиданий большинства аналитиков. Прирост выручки не достиг ожидаемых 8-10%, которые сама компания прогнозировала в октябре.

"O’КЕЙ" отчитался о незначительном росте выручки в 2017 г. (+1,1% г/г) на фоне сокращения торговых площадей и LFL-продаж. Небольшую позитивную динамику на уровне группы продемонстрировал только средний размер чека (+0,8% за год и +1,3% г/г в IV квартале). Основная причина увеличения чистой выручки – существенный рост показателей сегмента дискаутеров: годовая выручка +82%, сопоставимые продажи +52% г/г, хотя доля сегмента в совокупной годовой выручке пока остается невысокой – 6%. Менеджмент компании ранее пояснял, что продажа части супермаркетов своему конкуренту Х5 Retail Group позволит компании сосредоточиться на основных стратегических приоритетах – улучшении эффективности компактных городских гипермаркетов и ускорении роста бизнеса дискаунтеров (в 2018 г. планируется открытие более 30 магазинов).

Таким образом, O’KEY и "Лента" придерживаются противоположных позиций относительно перспективности сочетания гипермаркетов и супермаркетов. Посмотрим, чья стратегия принесет лучшие результаты в 2018 г. "Дикси" в 2017 г. стала аутсайдером сектора, все основные операционные показатели компании снизились по сравнению с предыдущим годом. Компания на протяжении года занималась оптимизацией операционной модели, включая полный пересмотр ассортиментной политики. Менеджмент ожидает, что обновление бизнес-модели позволит "Дикси" возобновить рост выручки и LFL-продаж в 2018 г. При этом акционеры "Дикси" на внеочередном собрании 25 декабря одобрили предложение о делистинге акций компании и выкупе акций у несогласных акционеров. Вероятно, инвестиционное сообщество после делистинга уже не узнает, какие результаты дала оптимизация компании по итогам следующего года.

Подводя итоги, можно отметить, что лидерами роста в продовольственной рознице стали Х5 Retail Group и "Лента", которые не только увеличили количество магазинов, но и добились прироста LFL-продаж, несмотря на слабую динамику потребительского спроса. Слабые результаты "Магнита" и "Дикси" показывают, что добиться операционной эффективности в текущих рыночных условиях нелегко, и жизнеспособность стратегия обеих компаний все еще нуждается в подтверждении.

Теперь перейдем к непродовольственным сетям – "Детскому миру" и "М.Видео".

"Детский мир" остается крупнейшим российским игроком на рынке товаров для детей и продолжает укреплять свои позиции. В IV квартале компания добавила к своей сети 62 новых магазина из 104, открытых за весь 2017 г. Годовая выручка увеличилась на 22% относительно 2016 г., а выручка интернет-магазина выросла на 67,0% до 4,6 млрд руб. (в IV квартале - на 79,5% г/г до 2,0 млрд руб.). Сопоставимые продажи выросли на 7,2% за счет существенного прироста числа чеков при сокращении суммы среднего чека на 4,4% за год и на 6% в IV квартале. "Детский мир" также усилил свое присутствие в Казахстане, практически удвоив количество магазинов (до 22) и увеличив LFL продажи в тенге на 25% за 2017 г.

Компания также объявила, что рост скорректированного показателя EBITDA в 2017 г., по предварительной оценке, составил более 26%, что означает повышение рентабельности бизнеса. Цель компании на ближайшие три года - открыть еще не менее 200 магазинов и продолжить реализацию многоканальной стратегии, включающей увеличение онлайн-продаж.

Операционные результаты "М.Видео" также показали позитивную динамику: выручка компании увеличилась на 18,6% г/г в IV квартале и на 8,2% г/г по итогам года. В IV квартале на рост в большей степени повлияло увеличение LFL-продаж, годовой прирост примерно в равной степени был обеспечен увеличением LFL-продаж и количества магазинов. При этом онлайн-продажи в последнем квартале выросли на рекордные 68,5% до 14,2 млрд руб., а по итогам года достигли 36,7 млрд руб (+41,3%. г/г), то есть около 16% от общей выручки.

В ноябре 2017 г. "М.Видео" объявила о возможном партнерстве с Alibaba Group, компании обсуждают создание СП для развитие совместного бизнеса в России. Это свидетельствует как о перспективности российского рынка с точки зрения лидирующего китайского ритейлера, так и о дальнейших возможностях роста бизнеса "М.Видео".

Хорошие результаты "Детского мира" и "М.Видео" свидетельствуют о некотором оживлении потребительского спроса в IV квартале прошлого года и укреплении рыночных позиций обеих компаний. К сожалению, это не дает нам оснований судить о состоянии других игроков в сегментах детских товаров и электроники в силу отсутствия у них публичной отчетности. Динамика розничных продаж в непродовольственных сегментах за прошлый год нуждается в дальнейшем анализе, а консервативные прогнозы по розничному рынку на текущий год, по нашим ожиданиям, пока сохранятся.

https://iticapital.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу