27 февраля 2018 Finanz.ru
Российская банковская система продолжает функционировать в режиме недостатка резервов.
Каждый седьмой рубль выданных банками кредитов повис на балансе в виде проблемных активов, сообщает АКРА в обзоре-прогнозе по банковскому сектору до 2021 года.
Их доля в общих активах банковской системы достигает 15%, или 8,4 триллиона рублей в денежном выражении.
При этом резервами покрыто лишь две трети этой потенциальной "дыры". "Уровень недорезервированности мы оцениваем примерно на уровне 2,7 трлн рублей. Это очень серьезное бремя, которое лежит на банковской системе", - заявила глава АКРА Екатерина Трофимова.
На рынке дефицит качественных заемщиков, которые могли бы обслуживать кредиты в срок, и с учетом низких темпов экономического роста эта проблема сохранится в ближайшие годы, прогнозирует агентство: чистая прибыль банковского сектора будет стагнировать в период до 2021 года, а рентабельность активов не превысит 1,2% в год.
Стагнация экономики порождает низкий спрос на кредиты со стороны бизнеса, и зарабатывать банкам придется на кредитовании физлиц. Его объемы в ближайшие 4 года будут расти двузначными темпами (10,8-11,6%), а доля в ВВП вырастет с 13% до 16%.
Рост корпоративного кредитования составит лишь 4,4-4,8% в год в номинальном выражении, а в реальном (с поправкой на инфляцию) "будет близок к нулю", говорится в прогнозе.
"Усиление регуляторного давления в отношении качества активов будет сдерживать готовность банков ослаблять стандарты андеррайтинга, прежде всего, в отношении кредитования нефинансовых организаций", - считает агентство.
Банки, не входящие в топ-50, продолжат терять клиентскую базу в пользу государственных кредитных организаций, доля которых в среднем по рынку уже достигла 70%, а если оценивать только первую двадцатку - превысила 80%.
Усиление доминирования государства останется ключевой тенденцией на рынке: санация и начало поэтапной приватизации банков, национализированных через фонд консолидации ЦБ, займет три-четыре года, а в случае объединения "Отрытия" и Бинбанка - 5 и более лет, что "означает консервацию сложившейся структуры банковской системы на длительный срок", прогнозирует АКРА.
Это, в свою очередь, создает риски неэффективности и повышает чувствительность банковской системы к рискам.
Во-первых, государство склонно поддерживать не наиболее эффективные банки, а те, которым по тем или иными причинам нельзя дать упасть.
Сами же госбанки реализуют практики "директивного кредитования" - ресурсы предоставляются компаниям с заведомо слабым финансовым положением и неясными перспективами своевременного обслуживания своих обязательств
"В случае государственных компаний-заемщиков де-факто происходит замещение бюджетных механизмов поддержки банковскими, что негативно влияет на собственную кредитоспособность банков и обуславливает потребность в дополнительной государственной поддержке", - говорится в докладе.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Каждый седьмой рубль выданных банками кредитов повис на балансе в виде проблемных активов, сообщает АКРА в обзоре-прогнозе по банковскому сектору до 2021 года.
Их доля в общих активах банковской системы достигает 15%, или 8,4 триллиона рублей в денежном выражении.
При этом резервами покрыто лишь две трети этой потенциальной "дыры". "Уровень недорезервированности мы оцениваем примерно на уровне 2,7 трлн рублей. Это очень серьезное бремя, которое лежит на банковской системе", - заявила глава АКРА Екатерина Трофимова.
На рынке дефицит качественных заемщиков, которые могли бы обслуживать кредиты в срок, и с учетом низких темпов экономического роста эта проблема сохранится в ближайшие годы, прогнозирует агентство: чистая прибыль банковского сектора будет стагнировать в период до 2021 года, а рентабельность активов не превысит 1,2% в год.
Стагнация экономики порождает низкий спрос на кредиты со стороны бизнеса, и зарабатывать банкам придется на кредитовании физлиц. Его объемы в ближайшие 4 года будут расти двузначными темпами (10,8-11,6%), а доля в ВВП вырастет с 13% до 16%.
Рост корпоративного кредитования составит лишь 4,4-4,8% в год в номинальном выражении, а в реальном (с поправкой на инфляцию) "будет близок к нулю", говорится в прогнозе.
"Усиление регуляторного давления в отношении качества активов будет сдерживать готовность банков ослаблять стандарты андеррайтинга, прежде всего, в отношении кредитования нефинансовых организаций", - считает агентство.
Банки, не входящие в топ-50, продолжат терять клиентскую базу в пользу государственных кредитных организаций, доля которых в среднем по рынку уже достигла 70%, а если оценивать только первую двадцатку - превысила 80%.
Усиление доминирования государства останется ключевой тенденцией на рынке: санация и начало поэтапной приватизации банков, национализированных через фонд консолидации ЦБ, займет три-четыре года, а в случае объединения "Отрытия" и Бинбанка - 5 и более лет, что "означает консервацию сложившейся структуры банковской системы на длительный срок", прогнозирует АКРА.
Это, в свою очередь, создает риски неэффективности и повышает чувствительность банковской системы к рискам.
Во-первых, государство склонно поддерживать не наиболее эффективные банки, а те, которым по тем или иными причинам нельзя дать упасть.
Сами же госбанки реализуют практики "директивного кредитования" - ресурсы предоставляются компаниям с заведомо слабым финансовым положением и неясными перспективами своевременного обслуживания своих обязательств
"В случае государственных компаний-заемщиков де-факто происходит замещение бюджетных механизмов поддержки банковскими, что негативно влияет на собственную кредитоспособность банков и обуславливает потребность в дополнительной государственной поддержке", - говорится в докладе.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу