27 марта 2018 Живой журнал Лежава Александр
Латвийские власти требуют от своих банков все более активно принимать участие в борьбе с облюбовавшими финансовые учреждения этой страны разнообразными офшорными компаниями, владельцами и руководителями которых являются нерезиденты. Латвийские банки замораживают счета и требуют у своих клиентов-нерезидентов разнообразные документы, подтверждающие как источники происхождения появившихся на этих счетах средств, так и подробнейшей информации об их владельцах и контрагентах.
Шаг этот в большой степени со стороны латвийских властей вынужденный. Более двадцати пяти лет латвийские банки служили каналом для перевода средств из стран бывшего Советского Союза за их рубежи, а власти этой страны получали хорошие доходы в виде налогов, взимаемых с этих банков. Но, как известно, всему хорошему рано или поздно приходит конец. Когда старшие партнеры указывают младшему партнеру (к тому же глухонемому), что тот должен прикрыть эту столь доходную лавочку, тому ничего не остается, как взять под козырек и рысью метнуться исполнять распоряжение своего начальника. В данном случае в роли старшего партнера выступило подразделение министерства финансов США FinCEN, а младшего – правительство Латвии и прежде всего его министерство финансов. Ему не оставалось ничего иного, как донести волю хозяина до своих подопечных банков.
В активную фазу этот процесс вступил в конце февраля – начале марта историей с одним из крупнейших банков Латвии ABLV, который американцы заподозрили в отмывании средств, полученных преступным путем и тому подобных грехах. Доказательств, естественно, по обыкновению не предъявили, но сказали, что они у них точно есть, и этого для латвийских властей было вполне достаточно, чтобы предпринять ряд ограничительных действий в отношении своего банка, что привело к его ликвидации.
Однако, ABLV в Латвии не один, таких как он, специализирующихся на обслуживании нерезидентов, в стране наберется еще десяток, и действия министерства финансов Латвии в большой степени похожи даже не на выстрел себе в ногу, а куда-то в гораздо более жизненно важный орган. Но… возразить они не могут, а новые проблемы младшего партнера вроде снижения доходов бюджета и дальнейшего ухудшения экономического положения местного населения старшего партнера совершенно не волнуют. У него гораздо более серьезное противостояние в мире, так что, как говорится, лес рубят, щепки летят.
Что же касается пострадавших (или тех, кто еще пострадает) владельцев офшорных компаний, то в российских средствах массовой информации можно увидеть мнения о том, что, дескать, счета в латвийских банках – это прошлый век. Сейчас уже работают по-другому. Представляется, что это излишне оптимистичные взгляды. Хозяева офшорных компаний не учитывают всего один принципиально важный момент. Подобное развитие событий может произойти в любой европейской стране, поскольку никто, за крайне редким исключением, не станет спорить со своим старшим партнером и хозяином. Все просто возьмут под козырек и отправятся исполнять американские указания. Не будет иметь значения, будет ли это Польша, Чехия, Нидерланды или кто-то еще.
Хотя среди российских граждан наверняка найдутся желающие обойти подобные ограничения и, вероятно, кому-то из них это удастся, хотя содержание подобных структур будет стоить существенно дороже, чем ранее, все это не снимает одного существенного ограничения: поступающие на эти вновь созданные компании платежи будут всё так же приходить из России. Использование Казахстана или какой-либо иной страны СНГ может на какое-то короткое время и сработать, но вряд ли это будет продолжаться долго. Платежи из офшорных юрисдикций не проходят уже давно. Поэтому предоставление иностранной компанией информации о своем российском контрагенте останется важнейшим ключевым моментом для того, чтобы ее деятельность могла продолжаться. В противном случае она и ее участник или участники попадают в такие же черные списки, которые летом прошлого года ввел в обращение у нас в стране Банк России. Отличие лишь в том, что они будут охватывать весь Евросоюз.
Не стоит думать, что подобные ограничения затрагивают исключительно офшорные компании. Проблема гораздо шире. Даже если иностранная компания является резидентом той или иной европейской страны, но ее бенефициарными владельцами (выгодоприобретателями) являются граждане стран, на которые Запад наложил санкции, в данном случае речь идет прежде всего о России, то это является для европейских банков дополнительным фактором риска, на который они, согласно указаниям Европейского центрального банка, обязаны реагировать, подробно выясняя, кто, кому, за что и почему платит, а их клиенты обязаны доказывать, что они ничего противозаконного не делают.
Однако и этим дело не ограничивается. Если российская компания совершила платеж в адрес полностью иностранной компании-резидента той или иной страны Евросоюза, то и в этом случае банк заблокирует платеж, что называется, до выяснения. Он потребует от зарубежной компании предоставить подробную информацию как о самом характере данной сделки, так и о ее российском контрагенте. Но и это не все. Западный банк захочет узнать, откуда эта российская организация получила свои средства, иными словами, он затребует столь же подробную информацию о контрагенте российской компании, перечислившей средства за границу. Кроме того, потребуется как-то доказать банку, что никто из этих российских организаций никак не связан с российскими лицами или организациями, находящимися под санкциями, что товар, за который перечислены средства, не находится в списках товаров двойного назначения и ответить еще на массу вопросов. Если не смогут, то возврат платежа (пока еще) и попадание в общеевропейский черный список.
Любой платеж пришедший из Российской Федерации в адрес любого резидента ЕС автоматически становится имеющим повышенный фактор риска. На сегодняшний день это касается всех европейских банков. Об этом просто еще не так много говорят, но это совсем не означает, что такая проблема отсутствует.
Поскольку конфисковать имеющиеся на счетах компаний по очевидным причинам (пока) нельзя, но и нельзя в одностороннем порядке не подчиниться требованиям финансового регулятора, всем банкам было предписано разработать процедуры блокировки счетов, углубленной проверки бенифициарных владельцев, ликвидации остатков с переводом этих средств по реквизитам, указанным владельцами этих счетов, с последующей проверкой фирм-получателей данных платежей.
Из достоверных источников известно, что местные бизнесмены уже в шоке. Какого-то эффективного «плана Б» у них нет. Самые разворотливые подсуетились и открыли счета в других юрисдикциях, но и там приход платежей из РФ блокируется с повторением всего того, о чем говорилось выше.
Следующей сложностью, которая через некоторое время наверняка появится, станут уже расчеты для физических лиц-нерезидентов. Им также придется подробно доказывать, кто они такие, и откуда у них в наличии есть те или иные средства и поступления. А уж как на это будут смотреть европейские банки опять же будет зависеть от мнения старшего партнера. Если же нерезиденты будут лишены возможности проводить свои расчеты вне зависимости от того, кто конкретно это решил, сам банк или директива поступила сверху, то у них могут возникнуть серьезные проблемы как с имеющимися за рубежом счетами и вкладами, платежами за недвижимость или с обслуживанием кредитов. Расчеты российских граждан за рубежом и имеющиеся у них средства - это отдельная тема, о которой стоит поговорить особо.
Проблемы для нерезидентов в Латвии – это лишь начало гораздо более широкой кампании, первый звоночек которой прозвенел несколько лет назад на Кипре. И хотя там ситуация была и несколько иной, но она вполне наглядно показала, в каком направлении будут действовать европейские власти. И если вы уже столкнулись с подобными проблемами или находитесь в зоне подобных рисков, то вам стоит обратиться к специалистам, которым удастся предложить варианты возможных решений возникших проблем. Для этого можно порекомендовать, например, заглянуть на сайт http://antelex.ru.
В завершение же этой заметки стоит отметить, что происходящее в Латвии или, если смотреть несколько шире, во всей Западной Европе и США, о чем говорилось выше, это лишь один из фронтов гибридной мировой войны властных кругов Запада против России. Ее цель изоляция России, смена действующего руководства и т.д. Санкции Запада и ужесточение требований к работающим с Россией компаниям и введение под лозунгами борьбы с терроризмом и отмыванием доходов, полученных преступным путем, разнообразных ограничений - это ее финансово-экономический фронт. Он лишь дополняет и существенно усиливает другие уже ранее развернутые против нашей страны фронты в спортивной и юридических сферах. Запад пытается давить по нарастающей – сначала спорт, затем суды, теперь к ним добавились экономика и дипломатические отношения.
Российским предпринимателям, ведущим торговлю с Западом, необходимо четко понимать, что в подобной обстановке и по мере дальнейшего нагнетания напряженности давление западных властей на них и их зарубежных партнеров будет только возрастать. Если же она достигнет критического уровня, то в плен никого брать не будут. Это означает, что их средства, имущество и бизнесы, находящиеся за рубежом, в любой момент могут быть заблокированы и затем конфискованы по произволу иностранных властей. Существовавшие ранее возможности быстро сокращаются в своих размерах, и с полной уверенностью владельцам счетов за рубежом можно сказать: «Осторожно, двери закрываются!»
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Шаг этот в большой степени со стороны латвийских властей вынужденный. Более двадцати пяти лет латвийские банки служили каналом для перевода средств из стран бывшего Советского Союза за их рубежи, а власти этой страны получали хорошие доходы в виде налогов, взимаемых с этих банков. Но, как известно, всему хорошему рано или поздно приходит конец. Когда старшие партнеры указывают младшему партнеру (к тому же глухонемому), что тот должен прикрыть эту столь доходную лавочку, тому ничего не остается, как взять под козырек и рысью метнуться исполнять распоряжение своего начальника. В данном случае в роли старшего партнера выступило подразделение министерства финансов США FinCEN, а младшего – правительство Латвии и прежде всего его министерство финансов. Ему не оставалось ничего иного, как донести волю хозяина до своих подопечных банков.
В активную фазу этот процесс вступил в конце февраля – начале марта историей с одним из крупнейших банков Латвии ABLV, который американцы заподозрили в отмывании средств, полученных преступным путем и тому подобных грехах. Доказательств, естественно, по обыкновению не предъявили, но сказали, что они у них точно есть, и этого для латвийских властей было вполне достаточно, чтобы предпринять ряд ограничительных действий в отношении своего банка, что привело к его ликвидации.
Однако, ABLV в Латвии не один, таких как он, специализирующихся на обслуживании нерезидентов, в стране наберется еще десяток, и действия министерства финансов Латвии в большой степени похожи даже не на выстрел себе в ногу, а куда-то в гораздо более жизненно важный орган. Но… возразить они не могут, а новые проблемы младшего партнера вроде снижения доходов бюджета и дальнейшего ухудшения экономического положения местного населения старшего партнера совершенно не волнуют. У него гораздо более серьезное противостояние в мире, так что, как говорится, лес рубят, щепки летят.
Что же касается пострадавших (или тех, кто еще пострадает) владельцев офшорных компаний, то в российских средствах массовой информации можно увидеть мнения о том, что, дескать, счета в латвийских банках – это прошлый век. Сейчас уже работают по-другому. Представляется, что это излишне оптимистичные взгляды. Хозяева офшорных компаний не учитывают всего один принципиально важный момент. Подобное развитие событий может произойти в любой европейской стране, поскольку никто, за крайне редким исключением, не станет спорить со своим старшим партнером и хозяином. Все просто возьмут под козырек и отправятся исполнять американские указания. Не будет иметь значения, будет ли это Польша, Чехия, Нидерланды или кто-то еще.
Хотя среди российских граждан наверняка найдутся желающие обойти подобные ограничения и, вероятно, кому-то из них это удастся, хотя содержание подобных структур будет стоить существенно дороже, чем ранее, все это не снимает одного существенного ограничения: поступающие на эти вновь созданные компании платежи будут всё так же приходить из России. Использование Казахстана или какой-либо иной страны СНГ может на какое-то короткое время и сработать, но вряд ли это будет продолжаться долго. Платежи из офшорных юрисдикций не проходят уже давно. Поэтому предоставление иностранной компанией информации о своем российском контрагенте останется важнейшим ключевым моментом для того, чтобы ее деятельность могла продолжаться. В противном случае она и ее участник или участники попадают в такие же черные списки, которые летом прошлого года ввел в обращение у нас в стране Банк России. Отличие лишь в том, что они будут охватывать весь Евросоюз.
Не стоит думать, что подобные ограничения затрагивают исключительно офшорные компании. Проблема гораздо шире. Даже если иностранная компания является резидентом той или иной европейской страны, но ее бенефициарными владельцами (выгодоприобретателями) являются граждане стран, на которые Запад наложил санкции, в данном случае речь идет прежде всего о России, то это является для европейских банков дополнительным фактором риска, на который они, согласно указаниям Европейского центрального банка, обязаны реагировать, подробно выясняя, кто, кому, за что и почему платит, а их клиенты обязаны доказывать, что они ничего противозаконного не делают.
Однако и этим дело не ограничивается. Если российская компания совершила платеж в адрес полностью иностранной компании-резидента той или иной страны Евросоюза, то и в этом случае банк заблокирует платеж, что называется, до выяснения. Он потребует от зарубежной компании предоставить подробную информацию как о самом характере данной сделки, так и о ее российском контрагенте. Но и это не все. Западный банк захочет узнать, откуда эта российская организация получила свои средства, иными словами, он затребует столь же подробную информацию о контрагенте российской компании, перечислившей средства за границу. Кроме того, потребуется как-то доказать банку, что никто из этих российских организаций никак не связан с российскими лицами или организациями, находящимися под санкциями, что товар, за который перечислены средства, не находится в списках товаров двойного назначения и ответить еще на массу вопросов. Если не смогут, то возврат платежа (пока еще) и попадание в общеевропейский черный список.
Любой платеж пришедший из Российской Федерации в адрес любого резидента ЕС автоматически становится имеющим повышенный фактор риска. На сегодняшний день это касается всех европейских банков. Об этом просто еще не так много говорят, но это совсем не означает, что такая проблема отсутствует.
Поскольку конфисковать имеющиеся на счетах компаний по очевидным причинам (пока) нельзя, но и нельзя в одностороннем порядке не подчиниться требованиям финансового регулятора, всем банкам было предписано разработать процедуры блокировки счетов, углубленной проверки бенифициарных владельцев, ликвидации остатков с переводом этих средств по реквизитам, указанным владельцами этих счетов, с последующей проверкой фирм-получателей данных платежей.
Из достоверных источников известно, что местные бизнесмены уже в шоке. Какого-то эффективного «плана Б» у них нет. Самые разворотливые подсуетились и открыли счета в других юрисдикциях, но и там приход платежей из РФ блокируется с повторением всего того, о чем говорилось выше.
Следующей сложностью, которая через некоторое время наверняка появится, станут уже расчеты для физических лиц-нерезидентов. Им также придется подробно доказывать, кто они такие, и откуда у них в наличии есть те или иные средства и поступления. А уж как на это будут смотреть европейские банки опять же будет зависеть от мнения старшего партнера. Если же нерезиденты будут лишены возможности проводить свои расчеты вне зависимости от того, кто конкретно это решил, сам банк или директива поступила сверху, то у них могут возникнуть серьезные проблемы как с имеющимися за рубежом счетами и вкладами, платежами за недвижимость или с обслуживанием кредитов. Расчеты российских граждан за рубежом и имеющиеся у них средства - это отдельная тема, о которой стоит поговорить особо.
Проблемы для нерезидентов в Латвии – это лишь начало гораздо более широкой кампании, первый звоночек которой прозвенел несколько лет назад на Кипре. И хотя там ситуация была и несколько иной, но она вполне наглядно показала, в каком направлении будут действовать европейские власти. И если вы уже столкнулись с подобными проблемами или находитесь в зоне подобных рисков, то вам стоит обратиться к специалистам, которым удастся предложить варианты возможных решений возникших проблем. Для этого можно порекомендовать, например, заглянуть на сайт http://antelex.ru.
В завершение же этой заметки стоит отметить, что происходящее в Латвии или, если смотреть несколько шире, во всей Западной Европе и США, о чем говорилось выше, это лишь один из фронтов гибридной мировой войны властных кругов Запада против России. Ее цель изоляция России, смена действующего руководства и т.д. Санкции Запада и ужесточение требований к работающим с Россией компаниям и введение под лозунгами борьбы с терроризмом и отмыванием доходов, полученных преступным путем, разнообразных ограничений - это ее финансово-экономический фронт. Он лишь дополняет и существенно усиливает другие уже ранее развернутые против нашей страны фронты в спортивной и юридических сферах. Запад пытается давить по нарастающей – сначала спорт, затем суды, теперь к ним добавились экономика и дипломатические отношения.
Российским предпринимателям, ведущим торговлю с Западом, необходимо четко понимать, что в подобной обстановке и по мере дальнейшего нагнетания напряженности давление западных властей на них и их зарубежных партнеров будет только возрастать. Если же она достигнет критического уровня, то в плен никого брать не будут. Это означает, что их средства, имущество и бизнесы, находящиеся за рубежом, в любой момент могут быть заблокированы и затем конфискованы по произволу иностранных властей. Существовавшие ранее возможности быстро сокращаются в своих размерах, и с полной уверенностью владельцам счетов за рубежом можно сказать: «Осторожно, двери закрываются!»
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу