Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Бойтесь данайцев, дары приносящих » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Бойтесь данайцев, дары приносящих

Чак Принц - не первый руководитель Citibank, умудрившийся сесть в лужу. Задолго до того, как бывший босс крупного американского банка сообщил о своем желании "играть с огнем" в период кредитного бума, Уолтер Ристон, бывший генеральный директор, заявил, что "страны не банкротятся"
26 января 2009 Архив
Чак Принц - не первый руководитель Citibank, умудрившийся сесть в лужу. Задолго до того, как бывший босс крупного американского банка сообщил о своем желании "играть с огнем" в период кредитного бума, Уолтер Ристон, бывший генеральный директор, заявил, что "страны не банкротятся". Спустя какое-то время Citibank пал жертвой долгового кризиса в странах третьего мира. Фактически, правительства взяли за правило оставлять иностранных кредиторов с носом. Начало традиции было положено королем Англии Эдвардом III, который отказался от долгов перед флорентийскими банкирами в 1339 году. Советская власть в России отказалась от царских долгов, что дорого обошлось французским инвесторам, а южно-американские страны так и вовсе стали серийными банкротами - последний пример - Эквадор.


Однако сейчас в центре внимания оказались не развивающиеся страны, а вполне себе развитые. В частности, некоторые страны Еврозон. Рейтинговые агентства уже понизили суверенные рейтинги Греции, Испании и Португалии. На очереди Ирландия. Всему виной рецессии, в особенности, финансовый кризис. Пакеты антикризисных мер, направленные на помощь банкам, подразумевают смещение рисков с частного сектора на государственный. Это оправдано в краткосрочной перспективе, поскольку интерес к государственным ценным бумагам велик, особенно, в период кризиса. Правительства обладают неоспоримым преимуществом - они могут позволить себе выплачивать свои долги в течение долгого времени, при этом зарекомендовали себя с положительной стороны, показав свою способность выбираться из послевоенных долговых ям. Кроме того, они делают деньги и всегда могут выплатить долги в собственной валюте, пусть и ценой инфляции. Именно поэтому ГКО считаются безрисковыми активами, хотя на самом деле, под это определение подходя только облигации, привязанные к уровню инфляции.


Другое дело - долг в иностранной валюте. Страны с устойчивым дефицитом текущего счета, как правило, заканчивают кризисом. Проверенное временем решение проблемы - девальвировать или обесценить свою валюту так, чтобы экспорт стал более конкурентоспособным и компенсировал дефицит (похоже, что Британия сейчас идет как раз таким путем, осознанно или нет). Для иностранных кредиторов такая девальвация является частичным дефолтом (также как инфляция считается медленным дефолтом для внутренних инвесторов в традиционные облигации). Поэтому инвесторы на рынке облигаций возрадовались появлению евро; угроза девальвации исчезла, поэтому они охотно покупали долговые активы мелких европейских стран.


За последние 12 месяцев все изменилось. Греция сейчас платит 5.6% по 10-летним облигациям, что на 2.5% больше, чем в Германии и на 0.4% больше, чем в Польше, которая еще даже не входит в Еврозону. По прогнозам Deutsche Bank, размер государственного долга в Греции в этом году превысит 100% от ВВП. Выше показатель только в Италии. Между тем ситуация ухудшается пугающими темпами. В Австралии, Греции Ирландии и Испании соотношение государственного долга к ВВП вырастет на 10%. Эти страны попали в замкнутый круг; высокая стоимость финансирования угнетает экономическую активность, что, в свою очередь, увеличивает размер дефицита и стоимость его финансирования. Девальвация - не выход. Отказ от евро - тоже не выход, потому что это лишь усугубит ситуацию. Также члены Еврозоны не могут обесценить свой долг инфляцией, поскольку не контролируют монетарную политику.


Единственная реальная альтернатива - это тяжелое и долгое восстановление. Долги частного сектора можно уменьшить путем профицитов - иными словами, повышением налогов или снижением государственных расходов. Внешнюю конкурентоспособность страны можно повысить путем поддержания темпов роста реальной заработной платы ниже стран-партнеров. Тоже не самый оптимальный вариант. А, между тем, стоимость гарантирования банковских депозитов очень высока. В случае с Ирландией, долги составляют 230% ВВП. Исландия уже всем показала, как банковская система может перекрыть все ресурсы страны. Конечно, трудно представить дефолт страны в Еврозоне. Даже после понижения рейтинга, в Испании он все еще составляет АА+ - этому позавидовали бы многие компании. Страны Еврозоны еще нескоро дойдут до того состояния, когда их государственные облигации получат статус бросовых. И, как бы там ни было, ЕС найдет способ спасти маленькую страну, поскольку последствия дефолта могут сильно ударить по остальным. Тем не менее, расширение спрэдов по гос. облигациям вполне оправдано. Государственные финансы показывают нехорошую динамику и, несмотря на возможность спасения слабых стран, кризиса и нестабильности не миновать. Страны умеют пытать своих кредиторов и без банкротства.


По материалам The Economist

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу