25 мая 2018 Живой журнал Лежава Александр
В четверг 24 мая открылся очередной «Петербургский международный экономический форум», о котором с большой помпой рассказывалось на всех основных телевизионных каналах, на новостных информационных сайтах и в прочих средствах массовой информации. Стоит и нам уделить ему некоторое внимание.
Началось это мероприятие с дискуссии под звучным названием «Российская экономика на траектории роста: вызовы и решения», в которой участвовали все лучшие люди из финансово-экономического блока российского правительства – министр финансов А.Силуанов, министр экономического развития М.Орешкин, глава ЦБ Э.Набиуллина, руководитель Счетной платы и бывший министр финансов А.Кудрин – и их зарубежный куратор, глава Международного валютного фонда К.Лагард, высоко оценившая, что неудивительно, работу всей этой публики.
Ответы на вопросы ведущего процентов на 90, а то и больше представляли собой не более чем обычный информационный шум, но были и отдельные довольно интересные моменты, наглядно демонстрирующие итоги работы российского правительства, которое с теми или иными незначительными перестановками в своем составе функционирует уже 18 лет, и перспективы его деятельности для самых широких масс населения. И на этих моментах стоит остановиться более подробно.
Сначала об итогах. Даже по самым оптимистичным оценкам министерства экономического развития, темпы роста российской экономики составляют 1,7% в год. Вроде бы здорово – вроде бы рост. Но есть маленькая проблема: темпы экономического роста в мире в среднем составляют 3,8 – 3,9%. Или более чем в 2 раза больше, чем в России. Про китайские темпы роста и говорить не приходится.
Более того, по мнению главы все того же ведомства, официальные темпы роста экономики могут снизиться до 1% в год.
Другой не менее важный итог работы правительства заключается в том, что трудоспособное население сокращается на 0,5 – 1 миллион человек в год. Это самые плохие показатели не только среди промышленно развитых стран, но и среди стран «большой двадцатки».
Третий итог заключается в том, что правительство не считает нужным выполнять поставленные перед ним президентом задачи. Об этом на данном мероприятии говорилось вполне открыто. В 2008 году правительству в рамках «программы 2020» была поставлена задача добиться того, чтобы доля компаний, осуществляющих инновационную деятельность, выросла с 8% от общей численности компаний до 40%. За прошедшие 10 лет доля таких компаний так и осталась на уровне 8%. С учетом же того, что за это время количество работающих на рынке компаний по разным причинам сократилось, можно, как следствие, говорить о том, что число организаций, занимающихся инновационными проектами, также сократилось в абсолютном выражении.
Здесь стоит напомнить о том, что еще до этого, в начале 2000-ых, президент ставил перед правительством задачу об удвоении экономики. Результат в итоге достигнут так и не был, и об «удвоении» тихо забыли. Реальные же показатели составили рост в размере 40%, а еще 50% роста были нарисованы с помощью инфляции.
Исходя из этого, ожидать, что поставленная в этом году перед правительством задача – достичь через шесть лет числа компаний, занимающихся инновациями, в 50% от общего числа компаний – будет выполнена, бессмысленно. Нынешняя законодательная и исполнительная власть на это не способна. Делать же одно и то же и ожидать от этого различных результатов, обычно называют безумием.
Вот такие вкратце итоги работы правительства, о которых чистосердечно рассказали все эти уважаемые люди. О том, как и за чей счет они собираются решать поставленные перед ними задачи, мы поговорим в следующей заметке.
Что же предлагается руководителями финансово-экономического блока для того, чтобы обеспечить рост российской экономики? Надо провести реформы. Что же под ними понимают эти лучшие люди? Это концессии, стимулы для экспорта, еще большее повышение производительности труда для работающих и, конечно, организовать специальный фонд для вложений в инфраструктуру. Без такого фонда правительству, ну, никак не обойтись.
Возникает вопрос: откуда же могут найтись средства для этого фонда и прочих правительственных инициатив? Прежде всего это налоги. В частности, надо обложить налогами всех, кто работает в «сером» секторе экономики.
Второй рецепт, поскольку осуществить первое может оказаться довольно проблематично, это занять. И желательно побольше. Сейчас государственный долг составляет 13%, и увеличить его процентов на пять, по мнению этих лучших людей, можно было бы совершенно безболезненно. Ну, а дальше дело пойдет. Достаточно вспомнить мультфильм про поход Винни-Пуха в гости: «Потом они посидели еще чуть-чуть, и еще… пока совсем ничего не осталось.»
С учетом того, что около 6 триллионов рублей размещено министерством финансов в американских казначейских облигациях, занять 3 триллиона было бы поистине мудрым шагом государственных мужей. Размещаем за дешево, занимаем за дорого, на эти 3% и живем. Вот и глава МВФ Лагард это поддерживает. «Правильным путем идете, товарищи, - говорит, - молодцы, мы с удовольствием вас вашими средствами и прокредитуем. Это же всем выгодно. Только за лимиты не высовывайтесь.»
Третий рецепт – это еще растрясти и так нищее и продолжающее нищать население, вынужденное все больше (темпы роста потребительских кредитов в 2 раза больше, чем в корпоративном секторе) занимать, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Назовем этот проект по добровольно-принудительному изъятию его доходов «добровольным индивидуальным пенсионным капиталом» и будет нам счастье. Скажем, что это, дескать, ориентировано на развитие пенсионного обеспечения и создание условий для формирования достойных пенсий, но мы-то сами понимаем, что это длинные средства, которые правительство потратит с помощью фонда и прочих долгосрочных «инвестиций». А к тому времени, когда придет срок рассчитываться по взятым обязательствам будущий пенсионер получит от дохлого осла уши. Проще говоря, речь идет о введении очередного «добровольного» налога.
Не стоит питать иллюзий относительно сохранности полученных от этого налога средств. С учетом инфляции какие-либо накопления, которые осуществляются в бумажной необеспеченной валюте, на длительном временном промежутке бессмысленны для тех, кто их делает, в силу потери валютой ее покупательной способности.
До того, чтобы что-то реально накапливать, необходимо решить гораздо более общий вопрос: отказаться от бумажной необеспеченной валюты, которую можно печатать в неограниченных количествах, и вернуться к твердым обеспеченным деньгам, которые необходимо зарабатывать. Но именно это центральный банк, министерство экономики и министерство финансов хотят оттянуть на как можно более долгий срок. Ведь им так приятно бороться с инфляцией, когда берешь в долг у населения пока еще дорогие деньги, а возвращаешь уже обычную разрисованную бумагу.
«Добровольным» индивидуальным пенсионным капиталом в рамках изъятия средств у населения дело не ограничивается, и Банк России предлагает наряду с этим механизмом использовать и другие способы сравнительно честного изъятия доходов населения вроде долгосрочного страхования жизни или фондов коллективных инвестиций.
На фоне этих очередных новаций по изъятию средств есть несколько мелких препятствий, которые могут помешать столь далеко идущим планам. Прежде всего – это доходы и уровень жизни граждан. Как отметили сами уважаемые люди, в результате их действий (этого естественно никто из них не признает) лишь 2% нашего населения готовы начать новый бизнес. Для сравнения в Восточной Европе таких 8%, а в развивающихся странах – 40 – 50%. Как говорится, почувствуйте разницу. Будет при таком положении дел реализована задача, поставленная президентом, увеличить число малых и средних предприятий с 15 млн. сейчас до 25 млн. в течение 6 лет? Что-то подсказывает, что надежды на это – это чистой воды маниловщина.
В результате трогательной заботы об образовании с взятыми по западному образу и подобию ЕГЭ уровень подготовки таков, что власти заговорили о том, что надо бы упростить получение российского гражданства для иностранных квалифицированных кадров или тех иностранцев, кто закончил российские высшие учебные заведения. Вместо того, чтобы готовить свои кадры, будем приглашать иностранцев – это ли не еще один результат «успешной» работы правительства?
На этом можно закончить. Несмотря на все сладкозвучное пение всех этих лучших людей в течение часа с лишним, веры в макростабильность у присутствовавших в зале форума это не прибавило. Вот, пожалуй, всё, что следует знать об этом мероприятии.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Началось это мероприятие с дискуссии под звучным названием «Российская экономика на траектории роста: вызовы и решения», в которой участвовали все лучшие люди из финансово-экономического блока российского правительства – министр финансов А.Силуанов, министр экономического развития М.Орешкин, глава ЦБ Э.Набиуллина, руководитель Счетной платы и бывший министр финансов А.Кудрин – и их зарубежный куратор, глава Международного валютного фонда К.Лагард, высоко оценившая, что неудивительно, работу всей этой публики.
Ответы на вопросы ведущего процентов на 90, а то и больше представляли собой не более чем обычный информационный шум, но были и отдельные довольно интересные моменты, наглядно демонстрирующие итоги работы российского правительства, которое с теми или иными незначительными перестановками в своем составе функционирует уже 18 лет, и перспективы его деятельности для самых широких масс населения. И на этих моментах стоит остановиться более подробно.
Сначала об итогах. Даже по самым оптимистичным оценкам министерства экономического развития, темпы роста российской экономики составляют 1,7% в год. Вроде бы здорово – вроде бы рост. Но есть маленькая проблема: темпы экономического роста в мире в среднем составляют 3,8 – 3,9%. Или более чем в 2 раза больше, чем в России. Про китайские темпы роста и говорить не приходится.
Более того, по мнению главы все того же ведомства, официальные темпы роста экономики могут снизиться до 1% в год.
Другой не менее важный итог работы правительства заключается в том, что трудоспособное население сокращается на 0,5 – 1 миллион человек в год. Это самые плохие показатели не только среди промышленно развитых стран, но и среди стран «большой двадцатки».
Третий итог заключается в том, что правительство не считает нужным выполнять поставленные перед ним президентом задачи. Об этом на данном мероприятии говорилось вполне открыто. В 2008 году правительству в рамках «программы 2020» была поставлена задача добиться того, чтобы доля компаний, осуществляющих инновационную деятельность, выросла с 8% от общей численности компаний до 40%. За прошедшие 10 лет доля таких компаний так и осталась на уровне 8%. С учетом же того, что за это время количество работающих на рынке компаний по разным причинам сократилось, можно, как следствие, говорить о том, что число организаций, занимающихся инновационными проектами, также сократилось в абсолютном выражении.
Здесь стоит напомнить о том, что еще до этого, в начале 2000-ых, президент ставил перед правительством задачу об удвоении экономики. Результат в итоге достигнут так и не был, и об «удвоении» тихо забыли. Реальные же показатели составили рост в размере 40%, а еще 50% роста были нарисованы с помощью инфляции.
Исходя из этого, ожидать, что поставленная в этом году перед правительством задача – достичь через шесть лет числа компаний, занимающихся инновациями, в 50% от общего числа компаний – будет выполнена, бессмысленно. Нынешняя законодательная и исполнительная власть на это не способна. Делать же одно и то же и ожидать от этого различных результатов, обычно называют безумием.
Вот такие вкратце итоги работы правительства, о которых чистосердечно рассказали все эти уважаемые люди. О том, как и за чей счет они собираются решать поставленные перед ними задачи, мы поговорим в следующей заметке.
Что же предлагается руководителями финансово-экономического блока для того, чтобы обеспечить рост российской экономики? Надо провести реформы. Что же под ними понимают эти лучшие люди? Это концессии, стимулы для экспорта, еще большее повышение производительности труда для работающих и, конечно, организовать специальный фонд для вложений в инфраструктуру. Без такого фонда правительству, ну, никак не обойтись.
Возникает вопрос: откуда же могут найтись средства для этого фонда и прочих правительственных инициатив? Прежде всего это налоги. В частности, надо обложить налогами всех, кто работает в «сером» секторе экономики.
Второй рецепт, поскольку осуществить первое может оказаться довольно проблематично, это занять. И желательно побольше. Сейчас государственный долг составляет 13%, и увеличить его процентов на пять, по мнению этих лучших людей, можно было бы совершенно безболезненно. Ну, а дальше дело пойдет. Достаточно вспомнить мультфильм про поход Винни-Пуха в гости: «Потом они посидели еще чуть-чуть, и еще… пока совсем ничего не осталось.»
С учетом того, что около 6 триллионов рублей размещено министерством финансов в американских казначейских облигациях, занять 3 триллиона было бы поистине мудрым шагом государственных мужей. Размещаем за дешево, занимаем за дорого, на эти 3% и живем. Вот и глава МВФ Лагард это поддерживает. «Правильным путем идете, товарищи, - говорит, - молодцы, мы с удовольствием вас вашими средствами и прокредитуем. Это же всем выгодно. Только за лимиты не высовывайтесь.»
Третий рецепт – это еще растрясти и так нищее и продолжающее нищать население, вынужденное все больше (темпы роста потребительских кредитов в 2 раза больше, чем в корпоративном секторе) занимать, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Назовем этот проект по добровольно-принудительному изъятию его доходов «добровольным индивидуальным пенсионным капиталом» и будет нам счастье. Скажем, что это, дескать, ориентировано на развитие пенсионного обеспечения и создание условий для формирования достойных пенсий, но мы-то сами понимаем, что это длинные средства, которые правительство потратит с помощью фонда и прочих долгосрочных «инвестиций». А к тому времени, когда придет срок рассчитываться по взятым обязательствам будущий пенсионер получит от дохлого осла уши. Проще говоря, речь идет о введении очередного «добровольного» налога.
Не стоит питать иллюзий относительно сохранности полученных от этого налога средств. С учетом инфляции какие-либо накопления, которые осуществляются в бумажной необеспеченной валюте, на длительном временном промежутке бессмысленны для тех, кто их делает, в силу потери валютой ее покупательной способности.
До того, чтобы что-то реально накапливать, необходимо решить гораздо более общий вопрос: отказаться от бумажной необеспеченной валюты, которую можно печатать в неограниченных количествах, и вернуться к твердым обеспеченным деньгам, которые необходимо зарабатывать. Но именно это центральный банк, министерство экономики и министерство финансов хотят оттянуть на как можно более долгий срок. Ведь им так приятно бороться с инфляцией, когда берешь в долг у населения пока еще дорогие деньги, а возвращаешь уже обычную разрисованную бумагу.
«Добровольным» индивидуальным пенсионным капиталом в рамках изъятия средств у населения дело не ограничивается, и Банк России предлагает наряду с этим механизмом использовать и другие способы сравнительно честного изъятия доходов населения вроде долгосрочного страхования жизни или фондов коллективных инвестиций.
На фоне этих очередных новаций по изъятию средств есть несколько мелких препятствий, которые могут помешать столь далеко идущим планам. Прежде всего – это доходы и уровень жизни граждан. Как отметили сами уважаемые люди, в результате их действий (этого естественно никто из них не признает) лишь 2% нашего населения готовы начать новый бизнес. Для сравнения в Восточной Европе таких 8%, а в развивающихся странах – 40 – 50%. Как говорится, почувствуйте разницу. Будет при таком положении дел реализована задача, поставленная президентом, увеличить число малых и средних предприятий с 15 млн. сейчас до 25 млн. в течение 6 лет? Что-то подсказывает, что надежды на это – это чистой воды маниловщина.
В результате трогательной заботы об образовании с взятыми по западному образу и подобию ЕГЭ уровень подготовки таков, что власти заговорили о том, что надо бы упростить получение российского гражданства для иностранных квалифицированных кадров или тех иностранцев, кто закончил российские высшие учебные заведения. Вместо того, чтобы готовить свои кадры, будем приглашать иностранцев – это ли не еще один результат «успешной» работы правительства?
На этом можно закончить. Несмотря на все сладкозвучное пение всех этих лучших людей в течение часа с лишним, веры в макростабильность у присутствовавших в зале форума это не прибавило. Вот, пожалуй, всё, что следует знать об этом мероприятии.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу