Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Beenz: От успеха до провала. Пойдет ли Биткоин по его стопам? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Beenz: От успеха до провала. Пойдет ли Биткоин по его стопам?

9 июля 2018 insider.pro
Чему история Beenz может научить современных криптоинвесторов.

Мрачные мысли обуревали Чарльза Коэна, сидевшего в кожаном кресле арендованного самолета. Никто из его 265 подчиненных еще не был в курсе, но компания Коэна под названием Beenz — которая выпускала крупнейшую на тот момент цифровую валюту — была на грани краха. В данный момент Коэн совершал инспекцию по 15 офисам своей фирмы, разбросанным по всему миру (в большинстве из которых он ни разу не был, так как его бизнес вырос слишком быстро), чтобы оценить масштабы катастрофы.

Beenz привлек венчурных инвестиций на миллионы долларов, ввязался в борьбу с конкурентами, поддерживаемыми мировыми знаменитостями, выстоял в противостоянии с русскими хакерами и… объявил о банкротстве к концу того же года.

Эта история произошла 17 лет назад, но она является прекрасным примером того, как опасно инвестировать в новые технологии до того, как станет полностью понятен их потенциал.

Добро пожаловать в клуб Beenz

Всего за полгода до своего прощального турне Чарльз Коэн гулял по лондонскому офису Beenz с полным ощущения того, что жизнь удалась.

Часы в виде дрыгающего ногами Элвиса, полусдутая надувная кукла и статуэтка Йоды, изрыгающая цитаты из «Звездных войн», — офис Beenz напоминал общагу, в которой живут геймеры, только что выбравшиеся из родительского дома.

Beenz: От успеха до провала. Пойдет ли Биткоин по его стопам?

Чарльз Коэн, создавший Beenz — «свободную и идеальную интернет-валюту для онлайн-платежей»

Однако Коэну и его команде каким-то образом удалось получить 86 млн долларов от таких компаний, как Softbank, Apax Partners, Vivendi, Oracle и прочих крупных венчурных фондов. В августе, когда его приятели фанатели от главного блокбастера того лета, «Гладиатора», Коэн открыл тринадцатый офис своей компании и выпустил в обращение миллиардный Beenz.

29-летний предприниматель со своей безумной идеей цифровой валюты словно вышел в открытый космос, и казалось, что с помощью оптимистично настроенных инвесторов он может достичь Солнца.

Умы, поддержавшие Beenz

«Я попал в точку с идеей о том, что люди могут получать деньги за время, проведенное в интернете, если сайты платят им в микровалюте за то, что они совершают какие-то полезные действия», — рассказывает Коэн.

Клиенты «зарабатывали» Beenz, тратя деньги (или время) в интернете. Став обладателями Beenz, они могли покупать, продавать или менять их, как любую другую валюту. Партнеры Beenz (как правило, это были сайты, занимавшиеся

электронной коммерцией) платили $0,01 за каждый выпущенный токен Beenz, а потом получали $0,005 обратно.

В то время онлайн-платежи не были сильно распространены, но все как один с нетерпением ждали прорыва в этой области, и казалось, что Beenz — это именно та компания, которая нашла правильный путь. Глава Oracle Ларри Эллисон придерживался той же точки зрения. «Beenz.com — это инновационный проект, который разработал настоящую всемирную интернет-валюту», — заявил он в интервью сайту The Register в марте 1999 года.

Поручительство таких людей, как Эллисон, привело к тому, что за первые пять месяцев партнерские отношения с Beenz заключили 150 интернет-магазинов (одним из немногих партнеров, отказавшихся от сотрудничества с Beenz, был продавец книг по фамилии Безос, который заявил, что у него есть свое видение того, как должны быть организованы онлайн-продажи).


Сайт Beenz, где любой желающий мог зарегистрироваться и понять, на чем основана «магия» Beenz

«Пока что трудно предсказать, какие трудности могут возникнуть у проекта, который, судя по всему, не имеет уязвимых мест, — говорилось в статье The Independent, посвященной Beenz. — Однако, по словам Коэна, его компания готова к любым вызовам».
Всего лишь одна проблема: Вупи Голдберг

Как это обычно и бывает, когда речь заходит о заманчивой и малопонятной технологии, цифровая валюта первого поколения вызвала огромный интерес у тех, кто хотел продавать людям новую мечту.

Главным конкурентом Beenz оказалась Вупи Голдберг, а, точнее говоря, валюта Flooz, активным продвижением которой занималась актриса.

Flooz появилась на свет примерно за год до Beenz. Рекламная компания, лицом которой была Голдберг (ее гонорар был выплачен валютой и акциями Flooz), увеличила продажи Flooz с 5 млн долларов в 1999 году до 25 млн в 2000-м. Этого было достаточно, чтобы бросить вызов Beenz в борьбе за звание чемпиона цифровых валют.

Поэтому в Beenz занялись тем же, чем занялась бы любая другая компания, не испытывающая недостатка средств: стали активно инвестировать в собственный рост, направляя венчурные инвестиции на все подряд, начиная с освоения новых рынков и заканчивая партнерствами, выгода от которых могла появиться только в отдаленной перспективе.

Мы дружной вереницей идем за синей птицей

Нил Форрестер, друг Коэна по Оксфорду, сооснователь Beenz и по совместительству экс-звезда реалити-шоу MTV «Реальный мир: Лондон», с головой погрузился в этот проект. Форрестер стал отвечать за продвижение Beenz на новые рынки, командуя небольшой армией, которая переводила контент этой платформы на 15 языков.

Beenz платил перспективным технологическим компаниям за разработку продуктов для своего развивающегося бизнеса, заявляя, что Beenz будет торговаться на мобильных телефонах, игровых консолях, интерактивных телевизорах (предшественниках Smart TV) и смарткартах Mondex (ранних цифровых кошельках).


До Beenz, сооснователь компании Нил Форрестер (крайний справа) снимался в шоу MTV «Реальный мир»

Руководство компании и ее инвесторы излучали безграничный оптимизм. В 2000 году Коэн сказал в интервью Time, что через пять лет Beenz можно будет купить за любую конвертируемую валюту. В конце концов, весь мир ставил на их успех.

В какой-то момент в офис Beenz наведались представители Управления по финансовому регулированию и надзору Великобритании с целью провести проверку нелицензированного «Банка Beenz». Члены команды проекта чуть не лопнули от смеха. «Beenz — это радикальная альтернатива деньгам, — объяснили они, — которая создаст новое поколение электронных миллионеров».

Неприятности начались всего четыре месяца спустя…

«Мы решили, что будем тратить деньги очень осмотрительно», — заявил Коэн журналистам The Register, объясняя увольнение 25 сотрудников компании в декабре 2000 года. По его словам, компания располагала внушительными средствами, однако в действительности дела в Beenz обстояли куда хуже, чем он поведал представителям прессы.

Пока Beenz разрабатывала «радикальную альтернативу деньгам», такие компании, как Amazon и Visa построили простые платежные системы с использованием кредитных карт, и когда партнеры Beenz узнали об этом, они просто взяли и ушли.
«Это как воздушный шарик, из которого выпустили воздух, — рассказал Коэн. — Наши клиенты просто исчезли. Они не то чтобы стали меньше покупать, а просто испарились».

Тем временем с Flooz случился настоящий кошмар. Компания невольно продала свою валюту на 300 тыс. долларов русским и филиппинским преступным синдикатам, вследствие чего возник кризис ликвидности, и Flooz стали банкротом с самым большим количеством кредиторов в истории (325 тыс. человек).


Логотип Beenz можно было встретить где угодно: начиная с конференций и заканчивая такси

К апрелю штат Beenz сократился с 265 до всего лишь 30 сотрудников, а 13 из 15 офисов компании были закрыты; в мае фирма объявила о том, что ищет покупателя. Затем 16 августа пользователи Beenz получили следующее извещение:
«Все операции с валютой Beenz будут прекращены 26 августа 2001 года в 12:01 по восточному времени. После этого никакие транзакции в Beenz проводиться не будут […] Спасибо за то, что были с Beenz все это время».

В тот же самый день о своем банкротстве объявила компания Flooz.

Нынешний криптовалютный бум ужасно напоминает эту историю

Когда предприниматели начинают наперегонки создавать продукты, основанные на ультрасовременной технологии, некоторые из них обретают реальную ценность, но многие — нет.

Как пузырь Beenz раздулся из-за ситуации с онлайн-платежами, так и сегодняшнее криптовалютное безумие порождено новой мощной технологией — блокчейном.

Блокчейн должен произвести революции в различных сферах деятельности, но вместе с тем, он воплотил в жизнь огромное количество спекулятивных проектов. На самом деле, сейчас рынок криптовалют еще сильнее перекачен инвестициями, чем цифровые валюты во времена Коэна. Block.one собрали в ходе ICO 4 млрд долларов, даже не сообщая инвесторам, какой продукт они собираются делать.

«Криптовалюты — это как золотая лихорадка, в том смысле, что перед нами открылась огромная новая территория, но никто не знает, где находится золото, — говорит Коэн. — Все застолбили участки и начали копать, но пройдет какое-то время, прежде чем станет понятно, кому повезло, а кому нет».

Уроки истории

Чтобы понять, какая перспективная технологическая компания добьется успеха, нужно уметь отличать новинки от инноваций.

Новинка, по словам Коэна, — это когда «ты сделал что-то, потому что найдется идиот, который у тебя это купит. Инновация — это такое применение технологии, которое приносит людям реальную пользу».

И в большинстве случаев простые решения оказываются лучше головокружительных проектов.


Эта французская реклама Beenz была частью кампании, охватившей свыше 18 стран

Amazon и Visa победили Beenz, использовав новую технологию для исправления устаревшей системы, а не придумывая все с нуля. По мнению Коэна, на этот раз все пойдет по схожему сценарию, и в результате останутся лишь несколько регулируемых бирж и компании, построенные на основе практичных решений.

Мы уже видим, что две крупнейшие цифровые платформы — Coinbase и Circle — стремятся соответствовать требованиям надзорных органов, чтобы получать больший доход. Telegram, который стал вторым в истории после Block.one проектом по объему привлеченных в ходе ICO средств, вкладывает полученные 1,7 млрд долларов в улучшение своего приложения для обмена сообщениями.

Однако, когда Коэна спросили, в какие криптовалюты инвестирует он сам, тот лишь усмехнулся в ответ.
«У меня вообще нет инвестиций в криптовалюты, — ответил он. — Как ни странно, я сейчас занят в игорном бизнесе. Но я не играю на собственные деньги».

В этой криптовалютной золотой лихорадке будут свои победители и свои проигравшие. Однако на этот раз Коэн останется в стороне.