13 июля 2018 Инвесткафе Комбаев Олег
Я много читаю об Apple и периодически делаю попытки переосмыслить свое видение будущего этой компании. Но каждый раз я упираюсь в базовые проблемы Apple, которые не позволяют рассчитывать на долгий и стабильный рост ее капитализации.
Конкурентное преимущество Apple заключается в способности упаковывать «железо», программное обеспечение, собственные и партнерские сервисы в стильный и интуитивно понятный гаджет. Это определение я подсмотрел в статье на Morningstar. На мой взгляд, лучше и короче не скажешь. За много лет Apple создала не просто линейку продуктов, а экосистему, которая, однажды залучив в свои сети пользователя, оставляет его надолго, если не навсегда.
Собственная операционная система iOS, облако, даже разъемы для подключения аудиогарнитуры несовместимы с продукцией Android, что не дает пользователям легко переметнуться к конкурентам. Здесь же стоит добавить, что качество продукции Apple действительно заслуживает высоких оценок. Но вместе с этим эволюция Apple постепенно подошла к точке, за которой следует либо революционный рывок и появление принципиально нового продукта, либо постепенное затухание. И этого нового продукта пока я не вижу, как и инвесторы. Эта ситуация вынуждает Apple тратить миллиарды на buy back и дивиденды, чтобы не обвалить свою капитализацию. Но давайте по порядку...
Несмотря на все разнообразие продуктов, более 60% выручки Apple обеспечивает iPhone. И эта доля имеет тенденцию к увеличению. Иными словами, Apple критически зависит от рынка смартфонов. Стоит отметить, что за последние пять лет удельная доля сегмента «услуги» (AppleCare, Apple Pay, Digital Content and Services) в общей выручки выросла с 11% до 15%, но это все еще очень мало по сравнению с долей iPhone.
Источник: данные Apple
Быстрее всего капитализация Apple повышалась с 2009-го по 2016 год. Этот период совпал с наиболее быстрыми темпами развития глобального рынка смартфонов, который уже перешел в фазу плато, обещая в будущем рост не более чем на 2% г/г. Можно возразить, что Apple не монополист на рынке смартфонов, и остается огромная доля, которую компания могла бы забрать у конкурентов. Это верно, но динамика последних лет указывает как раз на обратное. Долю iOS постепенно отбирает Android. Это значит, что потребители предпочитают открытую ОС, позволяющую менять гаджеты как своего рода футляры для своих сервисов.
Но проблема не только в этом. Как я уже отметил, iPhone развивается без революционных скачков. У новых моделей шире экран и уже рамки, лучше качество съемки, беспроводная зарядка, быстрее скорость загрузки данных и т.д. и т.п. При этом каждый следующий в линейке iPhone все меньше отличается от предыдущего, зато становится все дороже. А значит, у владельцев предыдущей модели меньше поводов покупать новую. За последние пять лет средняя стоимость iPhone выросла с ~$600 до ~$800. Тактика простого повышения стоимости товара для увеличения выручки не может продолжаться бесконечно.
Кроме стратегических, есть и тактические сложности. Более 20% выручки Apple обеспечивает Китай. И это вызывает у меня некоторые опасения. За последние два месяца юань обесценился к доллару почти на 7%, и едва ли это предел. Это неизбежно приведет к тому, что продукция Apple на территории Поднебесной подорожает. Но не это самое страшное. Торговая война, которая постепенно разгорается между Китаем и США выразилась в том, что обе стороны наложили импортные пошлины на товары общей стоимостью $34 млрд. Наиболее серьезный удар в этой связи получили американские производители сои. Логично допустить, что в случае дальнейшего усугубления ситуации под пошлины может попасть и продукция Apple, тем более что аналогов ее продукции в самой КНР предостаточно. Кстати стоит отметить, что наблюдаемый последние полгода рост доллара на международном рынке в принципе не может благотворно сказаться на показателях зарубежных доходах Apple.
У Apple огромные остатки на счетах, а значит дивиденды будут повышаться, также могут быть приняты новые программы buy back. Таким образом компания сможет удерживать капитализацию от падения, но не в состоянии обеспечить ее взрывной рост. Для этого нужен фантастический продукт и фантастический рынок. Ни того, ни другого на данный момент нет, и в этом главная проблема. Я, как и прежде считаю, что акция Apple постепенно превысит психологически значимый уровень $200, но прогнозировать дальнейшее увеличение капитализации компании в скорой перспективе, на мой взгляд, нет оснований.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Конкурентное преимущество Apple заключается в способности упаковывать «железо», программное обеспечение, собственные и партнерские сервисы в стильный и интуитивно понятный гаджет. Это определение я подсмотрел в статье на Morningstar. На мой взгляд, лучше и короче не скажешь. За много лет Apple создала не просто линейку продуктов, а экосистему, которая, однажды залучив в свои сети пользователя, оставляет его надолго, если не навсегда.
Собственная операционная система iOS, облако, даже разъемы для подключения аудиогарнитуры несовместимы с продукцией Android, что не дает пользователям легко переметнуться к конкурентам. Здесь же стоит добавить, что качество продукции Apple действительно заслуживает высоких оценок. Но вместе с этим эволюция Apple постепенно подошла к точке, за которой следует либо революционный рывок и появление принципиально нового продукта, либо постепенное затухание. И этого нового продукта пока я не вижу, как и инвесторы. Эта ситуация вынуждает Apple тратить миллиарды на buy back и дивиденды, чтобы не обвалить свою капитализацию. Но давайте по порядку...
Несмотря на все разнообразие продуктов, более 60% выручки Apple обеспечивает iPhone. И эта доля имеет тенденцию к увеличению. Иными словами, Apple критически зависит от рынка смартфонов. Стоит отметить, что за последние пять лет удельная доля сегмента «услуги» (AppleCare, Apple Pay, Digital Content and Services) в общей выручки выросла с 11% до 15%, но это все еще очень мало по сравнению с долей iPhone.
Источник: данные Apple
Быстрее всего капитализация Apple повышалась с 2009-го по 2016 год. Этот период совпал с наиболее быстрыми темпами развития глобального рынка смартфонов, который уже перешел в фазу плато, обещая в будущем рост не более чем на 2% г/г. Можно возразить, что Apple не монополист на рынке смартфонов, и остается огромная доля, которую компания могла бы забрать у конкурентов. Это верно, но динамика последних лет указывает как раз на обратное. Долю iOS постепенно отбирает Android. Это значит, что потребители предпочитают открытую ОС, позволяющую менять гаджеты как своего рода футляры для своих сервисов.
Но проблема не только в этом. Как я уже отметил, iPhone развивается без революционных скачков. У новых моделей шире экран и уже рамки, лучше качество съемки, беспроводная зарядка, быстрее скорость загрузки данных и т.д. и т.п. При этом каждый следующий в линейке iPhone все меньше отличается от предыдущего, зато становится все дороже. А значит, у владельцев предыдущей модели меньше поводов покупать новую. За последние пять лет средняя стоимость iPhone выросла с ~$600 до ~$800. Тактика простого повышения стоимости товара для увеличения выручки не может продолжаться бесконечно.
Кроме стратегических, есть и тактические сложности. Более 20% выручки Apple обеспечивает Китай. И это вызывает у меня некоторые опасения. За последние два месяца юань обесценился к доллару почти на 7%, и едва ли это предел. Это неизбежно приведет к тому, что продукция Apple на территории Поднебесной подорожает. Но не это самое страшное. Торговая война, которая постепенно разгорается между Китаем и США выразилась в том, что обе стороны наложили импортные пошлины на товары общей стоимостью $34 млрд. Наиболее серьезный удар в этой связи получили американские производители сои. Логично допустить, что в случае дальнейшего усугубления ситуации под пошлины может попасть и продукция Apple, тем более что аналогов ее продукции в самой КНР предостаточно. Кстати стоит отметить, что наблюдаемый последние полгода рост доллара на международном рынке в принципе не может благотворно сказаться на показателях зарубежных доходах Apple.
У Apple огромные остатки на счетах, а значит дивиденды будут повышаться, также могут быть приняты новые программы buy back. Таким образом компания сможет удерживать капитализацию от падения, но не в состоянии обеспечить ее взрывной рост. Для этого нужен фантастический продукт и фантастический рынок. Ни того, ни другого на данный момент нет, и в этом главная проблема. Я, как и прежде считаю, что акция Apple постепенно превысит психологически значимый уровень $200, но прогнозировать дальнейшее увеличение капитализации компании в скорой перспективе, на мой взгляд, нет оснований.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу