12 сентября 2018 The Telegraph
Отношения США и Китая продолжают ухудшаться, и эта динамика может развернуться только тогда, когда экономика истечет кровью, и когда будет достигнут политический болевой порог у одной или другой стороны.
Обе страну думают, что они могут оказывать сопротивление, находясь в более длительной осаде. Никто не может отступить с поля боя. В любом случае Дональд Трамп так и не выдвинул встречных требований, которые Китай мог бы удовлетворить.
“Я не вижу, как ситуация может улучшиться. Перед тем, как кто-нибудь отступит, будет много боли”, — сказал бывший профессор Пекинского университета Цинхуа Патрик Чованец, ныне работающий в Silvercrest Asset Management.
Г-н Трамп хвастается тем, что “тарифы работают очень хорошо”, и он заявляет, что выиграть торговую войну против хищных соперников, имеющих структурный профицит торгового баланса, легко. Это ложный урок, выученный из опыта 1930-х годов, когда еще не существовало взаимосвязанных глобальных цепочек поставок.
“Торговые ястребы, собравшиеся вокруг Трампа, похоже, думают, что экономика Китая сейчас настолько шаткая, что санкции подтолкнут страну к обрыву, и китайцы будут просить о пощаде”, — сказал профессор Чованец.
“Они, похоже, и понятия не имеют, что, если им удастся обвалить Китай, то что это будет означать для мировой финансовой системы”, — сказал он.
На самом деле Пекин в таком сценарии захлопнул бы дверь, перекрыв отток капитала, и наполнил бы свою внутреннюю экономику стимулами. Государственная банковская система, вероятно, смогла бы предотвратить кризис в стиле Lehman или реализацию “Момента Мински”.
“Я все еще ищу заслуживающее доверия объяснение, какова может быть механика экономического коллапса в этой уникальной политической и экономической системе, тем более что службы безопасности сейчас намного более упрочены и технологически обеспечены, чем в 2007-2008 годах”, — сказал Билл Бишоп, ветеран-наблюдатель за китайской экономикой и основатель Sinocism China Newsletter.
Китай явно готовится к схватке. Г-н Бишоп сказал, что на секретном “летнем саммите” руководителей коммунистической партии, состоявшемся в Бэйдайхэ в августе этого года, произошел кардинальный сдвиг в стратегическом мышлении президента Си Цзиньпина и партийного руководства.
Они пришли к выводу, что реальная цель торговой войны Дональда Трампа состоит в том, чтобы “подорвать восхождение Китая”, и эта цель является частью многоцелевой кампании, ориентированной на разрушение китайской экономики и военно-технического комплекса страны в рамках борьбы сверхдержав за гегемонию. “Си решил, что США намерены обвалить Китай”, — сказал он.
Все это вышло за пределы Белого Дома – “пребывающего в хаосе” зверинца, “зоопарка без стен”, которым управляет человек с “IQ солярия”, как описал происходящее в Вашингтоне в своей книге “Страх” Боб Вудворд.
Враждебность к Китаю – это новый “подход Вашингтона”, который проникает в демократическую партию и перманентное правительство США. Характер этого столкновения в стиле холодной войны проясняется в докладе о стратегии национальной безопасности США, в котором Китай впервые именуется стратегическим конкурентом, который стремится “бросить вызов американской власти, влиянию и интересам, пытаясь подорвать американскую безопасность и процветание”.
Эта тема была поднята на страницах редакционной статьи издания China Daily, являющегося рупором Политбюро. В этой статье редакция обвинила Америку в попытке “высосать жизненную силу” из китайской экономики.
Однако непосредственная угроза для лидеров Китая — это сам занявший воинственную позицию г-н Трамп. Пекин узнает из книги Вудворда о том, что президент говорит о разрушении мировой торговой системы, делая ставку на то, что “через полгода они спешно возвратятся к столу переговоров”.
Но китайцы также знают и то, что Трамп с увлечением наблюдает за Уолл-стрит и оценивает свой успех по динамике американских фондовых индексов. Логика “теории игр” для Пекина заключается в том, что он может нанести ответный удар по американским рынкам, которые будут корректироваться до тех пор, пока Трамп не моргнет.
Такая тактика не требует активного финансового вмешательства. Если г-н Трамп предложит следующий транш санкций на сумму $200 млрд. китайского экспорта на этой неделе, а затем и финальные $267 млрд., о чем он уже предупредил, то тогда американский президент перекроет всю тихоокеанскую китайско-американскую торговлю.
Разрушение корпоративных цепочек поставок в США приведет к непременному заражению Уолл-стрит. Предупреждения уже произносятся со стороны представителей компаний Apple, Cisco, Qualcomm, Texas Instruments и General Motors.
При таком раскладе фондовые рынки, уже взобравшиеся на гималайский пик бизнес-цикла на фоне количественного ужесточения главных мировых центральных банков и снижения объема глобальной ликвидности, испытают шок.
Коэффициент Шиллера цена/прибыль для индекса S&P 500 в настоящее время равен 32,96 пунктам, что выше, чем накануне черного вторника 1929 года. Данные, берущие начало в 1870-х годах, показывают, что лишь аномалия пузыря дот-комов 2000 года мимолетно возносила этот коэффициент выше его текущих значений.
Не всем нравится коэффициент Шиллера, но Пекин внимательно следит за ним. Я присутствовал в Давосе в начале этого года, когда Фанг Ксингхай, главный архитектор китайской политики, театрально отбросил от себя листок бумаги, на котором был изображен график этого индекса. Он предупредил, что рано или поздно в Америке настанет собственный день расплаты.
Никто не знает где находится болевой порог г-на Трампа. Его поведение настолько неустойчиво, что можно предположить, что у него вообще нет стратегии. Но, по словам бывшего начальника штаба Белого дома Райнса Прибуса, он становится похож на “собаку с костью”, когда дело касается Китая.
Он поддерживает ястребов, стремящихся заставить американские компании репатриировать свои операции из Китая. Так г-н Трамп написал заглавными буквами на полях листка со своей речью, подготовленной для G20, “ТОРГОВЛЯ – ЭТО ПЛОХО”.
В течение некоторого времени руководители Китая стремились разрядить конфликт, опираясь на рекомендации вчерашних знаменитостей-приверженцев глобализма: Генри Киссинджера, экс-главы казначейства Хэнка Полсона и выходцев из Goldman Sachs.
Пекин решил, что г-н Трамп является “дельцом”, который использует угрозы для получения рычагов воздействия, но в конечном итоге он может успокоиться, добившись публичной победы. Они надеялись на то, что обещания покупать американские зерно, нефть и сжиженный газ будет достаточно для решения проблемы торгового дефицита в размере $375 млрд.
Это был тупик. Китайские голуби — Тиллерсон, Кон, МакМастерс – покинули администрацию американского президента. Их место занял квартет ястребов: Лайтхайзер, Болтон, Помпео и гуру внешней торговли Белого дома Питер Наварро, который является автором книги “Смерть от Китая”, и который на прошлой неделе назвал эту страну “паразитом мира”.
“Наварро считает, что свободная торговля — это игра для лузеров. Для него тарифы — это способ репатриации цепочек поставок в США”, — сказал г-н Чованец.
“Неясно, что конкретно хочет Трамп от Китая кроме того, чтобы полностью демонтировать всю модель промышленного производства. Китайцы чувствуют, что им просто нужно заклеить окна и ждать, пока ураган “Трамп” пройдет”, — сказал он.
Китай сам виноват в этом дипломатическом кризисе. План партии “Сделано в Китае 2025” — это агрессивная попытка занять доминирующее положение в десяти стратегических секторах в нарушение принципов ВТО, опираясь на огромные субсидии и дешевый государственный кредит.
Двухсотстраничный отчет Торгового представителя США обвинил Китай в системном кибер-воровстве и принуждению к передаче технологий. В этом отчете было сказано, что китайский план “призывает все слои общества мобилизоваться для поддержки этого плана”. Структура этого документа похожа на военный план – таково заключение Германского института Меркатора.
Пекин с запозданием понял об опасности такой провокации. В свет вышел пропагандистский документальный фильм ”Amazing China”, рассказывающий о достижениях Китая. Государственные цензоры предписали СМИ прекратить говорить о плане “2025”. Новая установка заключается в том, чтобы рассказывать о том, что страна по-прежнему является обычной развивающейся экономикой, которая отстает от западных технологий на несколько десятилетий.
Но эти действия были предприняты слишком поздно, чтобы успокоить инфантильного президента в Белом доме. В любом случае Китай заявил, что он будет ассиметрично отвечать на каждый раунд американских тарифов.
Пекин должен выполнить эту угрозу, или он потеряет лицо. Однако г-н Трамп уже пообещал больше санкций, если Китай окажется верен своему слову.
Очень сложно представить себе, что рынки активов, вознесшиеся в занебесные высоты, смогут игнорировать эту безумную игру в слабо?-не слабо? еще какое-то время. Загадка заключается в том, почему они еще не рухнули до настоящего момента.
http://www.telegraph.co.uk/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу