18 февраля 2009 Архив
Переломные моменты в настроениях участников глобального рынка, как правило, зарождаются в периоды, когда, казалось бы, пришло время для стабилизации. Все планы оглашены, а рынок смирился со словом рецессия. Но есть несколько нюансов, которые скорее подразумевают негативную динамику, чем стабилизацию.
За отсутствием деталей плана спасения банков, могут скрываться новые опасения.
Идея, питавшая рынок с начала года, не оправдала его ожиданий. План спасения финансовых компаний не подразумевал мер, направленных на борьбу с главной "головной болью" банков – проблематичными активами. И это не случайно. Эта проблема уже всплыла, сейчас представители новой администрации готовят почву для совершенно другой волны – банкротств корпораций. Эта проблема скрывается в каждой экономике: от США до Японии. С этим связаны те расширения программ, которые систематически проводятся. За этим стоит намек участникам рынка на то, к чему стоит готовиться. Одним из главных пунктов, предусмотренных по плану спасения, является расширение программы кредитования частных инвесторов /главным образом, фондов/ которые кредитовались бы под залог бумаг, обеспеченных активами. При этом очень четко определен перечень активов, являющихся обеспечением бумаг, принимаемых в качестве залога – потребительские, авто кредиты и студенческие кредиты. На эти меры буде т выделено от $500 млрд до $1 трлн. Фактически, эта программа подразумевает финансирование корпоративных обязательств, которые сейчас не пользуются спросом из-за рисков. Компаниям почти невозможно получить кредит в банке на расширение своего бизнеса. На рынке привлечь эти средства тоже невозможно, так как инвесторы не готовы вкладывать средства в высокорискованные активы, покупая облигации компаний, даже с высокой доходностью. Доходы компаний, в лучшем случае снижаются, а выпущенные ранее обязательства предстоит гасить. В результате мы можем получить ситуацию, идентичную сентябрьской, когда Freddie и Fannie не смогли собрать $200 млрд на погашение своих обязательств и были национализированы.
На сегодняшний день, по данным зарубежных СМИ, насчитывается порядка 527 эмитентов distressed bonds /это те облигации, которые торгуются, как минимум, на 1000 базисных пунктов /или 10%/ выше доходности по Казначейским облигациям/. При этом, у таких эмитентов может быть любой рейтинг, все сводится лишь к тому, как рынок оценивает риски по таким облигациям. Примерный объем таких облигаций превышает $370 млрд. Заимствования частного сектора в сентябре 2008 составили $260,6 млрд, сократившись на 70% относительно сентября 2007 года, когда этот объем составлял $862 млрд.
Глобальный фондовый рынок остался не просто без идей для роста, но и разочаровался в том, во что верил. План спасения экономики и план спасения банковской системы не сумели оказать поддержку. В обзоре по развитым рынкам от 6 февраля, мы говорили о том, что после оглашения всех планов, с большой долей вероятности начнется среднесрочная коррекция с большей оглядкой на фундаментальные факторы.
Почему создание "плохого банка" не стало ключевым в плане спасения финансовой системы США?
Из общей суммы активов третьего уровня -$1,752 трлн, на банки США приходится около $1,246 трлн и $511 млрд – на банки Европы. Только на два банка Великобритании приходится $121 млрд проблематичных активов, на 10 крупнейших банков США /среди которых Citigroup, Wells Fargo, Bank of America и т.д./ приходится около $830 млрд проблематичных активов.
Любая программа, инициированная для работы с проблематичными активами, была бы в любом случае ориентирована на крупнейшие банки. Но большая часть этих банков уже находятся под управлением государства, они получают гарантии всех финансовых представительств на будущие потери, гарантии на свои долги на год вперед и так далее. Не говоря о том, что именно государство решает, кто из банков будет выплачивать дивиденды и в каком размере, устанавливает лимит по компенсации для топ менеджеров, указывает какие сектора кредитовать, какие нет, во что вкладывать средства и так далее. Таким образом, финансовые власти отлично осознают, кому покупка плохих активов жизненно необходима, для этого вовсе не обязательно создавать отдельный банк. В этих процессах можно совершенно отчетливо заметить уже проходящую национализацию, о которой еще не заявлено публично. Именно этот путь выглядит как избранный финансовыми властями.
Создание "плохого" банка, на мой взгляд, неизбежно приведет лишь к большему объему спасаний и потерь банков. По нашим предположениям, сумма потерь может составить $2-2,5 трлн.
Предположим, что потенциальная сумма проблематичных активов, которая со временем будет списана, близка к той сумме активов, которая в США относится к активам третьего уровня, то есть самым ненадежным. Это те активы, которые либо потеряли существенную часть своей стоимости, либо не имеют рыночной цены, либо рынка вообще, и их стоимость не может быть адекватно оценена. Все списания, проходят через эту категорию.
Рискну предположить, что осознание того, что банки могут избавиться от "плохих" активов, привело бы к тому, что банки более охотно раскрывали информацию по объемам потенциальных убытков и проблематичных активов. Здесь есть важный момент: каждый банк ежеквартально сам проводит оценку проблематичных активов. При этом убыточный актив может быть отражен в отчетности как долгосрочная инвестиция. Стоимость определяется не исходя из рыночной или сегодняшней стоимости, а исходя из предполагаемой стоимости на дату погашения, к примеру, через два года. До того, как у банков не было возможности избавиться от этих активов, они маскировали их в своих балансах. С появлением программы покупки проблематичных бумаг государством и идеи создания "плохого" банка, который скупит проблематичные активы, у финансовых организаций появился стимул и возможность избавиться от убыточных активов. Поэтому в будущем, у каждого банка появятся те суммы, о которых мы раньше не догады вались. Если по предварительным оценкам активы третьего уровня составляют $1,752 тлрн, уже через несколько месяцев мы можем зафиксировать увеличение этой суммы. Добавим это к уже списанной сумме активов $1,061 трлн, и выйдем на сумму превышающую $2,2 трлн. Я полагаю, что это будет самый дорогостоящий способ фиксации проблемы.
Слабые надежды на отскоки
Все говорит в пользу среднесрочного разворота западных площадок и компаний финансового сектора. Единственное, что сейчас может несколько поддержать рынок, очередные обещания властей, администрации и доработка деталей планов, озвученных ранее.
Эти идеи будут представлять собой потенциальные идеи для рынка в течение ближайших нескольких недель, но при этом важно понимать, что более чем в моменте, спекулятивно, они влияния не окажут и динамику не переломят.
Итак, идеи:
оглашение мер, направленных на сокращение просрочек по ипотечным кредитам
оглашение подробностей плана Гейтнера по спасению банковской системы.
Первая мера подразумевает сокращение ежемесячных платежей для заемщиков с просроченными кредитами. Этот шаг может повлиять при одном условии – если цены на недвижимость стабилизируются. В противном случае, $50 млрд, которые могут быть потрачены на эту меру, окажутся неэффективными. Однако для банковского сектора, это будет означать стабилизацию темпов роста просрочек, необходимость наращивания резервов на возможные потери. Несмотря на то, что это выглядит логично лишь в теоретической цепочке, реакция банков на появление подробностей, окажет положительный эффект.
Вторая мера может касаться подробностей плана Гейтнера. Участников рынка разочаровал представленный в абстрактной форме план. Оглашение огромных сумм не подразумевало направлений расходования, поэтому участники рынка остались в неведении. Глава Казначейства пообещал, что детали будут раскрыты в течение ближайших недель. В случае, если меры будут выходить за рамки "раздутия" уже существующих программ, компании финансового сектора отреагируют положительно.
Краткосрочная реакция может оказать влияние на российские банки
Компании российского финансового сектора на протяжении последней недели находились в лидерах роста, соответственно и фиксация средств отразилась на них больше, чем на компаниях других секторов. Если рассматривать идеи, способные подтолкнуть российские банки, можно выделить как минимум две, внешнего характера, так как они наиболее предсказуемые.
Корреляция динамики российских банков с глобальными финансовыми компаниями, доказала свою состоятельность на протяжении последних несколько недель. Наши банки острее других секторов российского рынка реагируют на развитие кризиса, и любые меры, направленные на борьбу с ним".
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
За отсутствием деталей плана спасения банков, могут скрываться новые опасения.
Идея, питавшая рынок с начала года, не оправдала его ожиданий. План спасения финансовых компаний не подразумевал мер, направленных на борьбу с главной "головной болью" банков – проблематичными активами. И это не случайно. Эта проблема уже всплыла, сейчас представители новой администрации готовят почву для совершенно другой волны – банкротств корпораций. Эта проблема скрывается в каждой экономике: от США до Японии. С этим связаны те расширения программ, которые систематически проводятся. За этим стоит намек участникам рынка на то, к чему стоит готовиться. Одним из главных пунктов, предусмотренных по плану спасения, является расширение программы кредитования частных инвесторов /главным образом, фондов/ которые кредитовались бы под залог бумаг, обеспеченных активами. При этом очень четко определен перечень активов, являющихся обеспечением бумаг, принимаемых в качестве залога – потребительские, авто кредиты и студенческие кредиты. На эти меры буде т выделено от $500 млрд до $1 трлн. Фактически, эта программа подразумевает финансирование корпоративных обязательств, которые сейчас не пользуются спросом из-за рисков. Компаниям почти невозможно получить кредит в банке на расширение своего бизнеса. На рынке привлечь эти средства тоже невозможно, так как инвесторы не готовы вкладывать средства в высокорискованные активы, покупая облигации компаний, даже с высокой доходностью. Доходы компаний, в лучшем случае снижаются, а выпущенные ранее обязательства предстоит гасить. В результате мы можем получить ситуацию, идентичную сентябрьской, когда Freddie и Fannie не смогли собрать $200 млрд на погашение своих обязательств и были национализированы.
На сегодняшний день, по данным зарубежных СМИ, насчитывается порядка 527 эмитентов distressed bonds /это те облигации, которые торгуются, как минимум, на 1000 базисных пунктов /или 10%/ выше доходности по Казначейским облигациям/. При этом, у таких эмитентов может быть любой рейтинг, все сводится лишь к тому, как рынок оценивает риски по таким облигациям. Примерный объем таких облигаций превышает $370 млрд. Заимствования частного сектора в сентябре 2008 составили $260,6 млрд, сократившись на 70% относительно сентября 2007 года, когда этот объем составлял $862 млрд.
Глобальный фондовый рынок остался не просто без идей для роста, но и разочаровался в том, во что верил. План спасения экономики и план спасения банковской системы не сумели оказать поддержку. В обзоре по развитым рынкам от 6 февраля, мы говорили о том, что после оглашения всех планов, с большой долей вероятности начнется среднесрочная коррекция с большей оглядкой на фундаментальные факторы.
Почему создание "плохого банка" не стало ключевым в плане спасения финансовой системы США?
Из общей суммы активов третьего уровня -$1,752 трлн, на банки США приходится около $1,246 трлн и $511 млрд – на банки Европы. Только на два банка Великобритании приходится $121 млрд проблематичных активов, на 10 крупнейших банков США /среди которых Citigroup, Wells Fargo, Bank of America и т.д./ приходится около $830 млрд проблематичных активов.
Любая программа, инициированная для работы с проблематичными активами, была бы в любом случае ориентирована на крупнейшие банки. Но большая часть этих банков уже находятся под управлением государства, они получают гарантии всех финансовых представительств на будущие потери, гарантии на свои долги на год вперед и так далее. Не говоря о том, что именно государство решает, кто из банков будет выплачивать дивиденды и в каком размере, устанавливает лимит по компенсации для топ менеджеров, указывает какие сектора кредитовать, какие нет, во что вкладывать средства и так далее. Таким образом, финансовые власти отлично осознают, кому покупка плохих активов жизненно необходима, для этого вовсе не обязательно создавать отдельный банк. В этих процессах можно совершенно отчетливо заметить уже проходящую национализацию, о которой еще не заявлено публично. Именно этот путь выглядит как избранный финансовыми властями.
Создание "плохого" банка, на мой взгляд, неизбежно приведет лишь к большему объему спасаний и потерь банков. По нашим предположениям, сумма потерь может составить $2-2,5 трлн.
Предположим, что потенциальная сумма проблематичных активов, которая со временем будет списана, близка к той сумме активов, которая в США относится к активам третьего уровня, то есть самым ненадежным. Это те активы, которые либо потеряли существенную часть своей стоимости, либо не имеют рыночной цены, либо рынка вообще, и их стоимость не может быть адекватно оценена. Все списания, проходят через эту категорию.
Рискну предположить, что осознание того, что банки могут избавиться от "плохих" активов, привело бы к тому, что банки более охотно раскрывали информацию по объемам потенциальных убытков и проблематичных активов. Здесь есть важный момент: каждый банк ежеквартально сам проводит оценку проблематичных активов. При этом убыточный актив может быть отражен в отчетности как долгосрочная инвестиция. Стоимость определяется не исходя из рыночной или сегодняшней стоимости, а исходя из предполагаемой стоимости на дату погашения, к примеру, через два года. До того, как у банков не было возможности избавиться от этих активов, они маскировали их в своих балансах. С появлением программы покупки проблематичных бумаг государством и идеи создания "плохого" банка, который скупит проблематичные активы, у финансовых организаций появился стимул и возможность избавиться от убыточных активов. Поэтому в будущем, у каждого банка появятся те суммы, о которых мы раньше не догады вались. Если по предварительным оценкам активы третьего уровня составляют $1,752 тлрн, уже через несколько месяцев мы можем зафиксировать увеличение этой суммы. Добавим это к уже списанной сумме активов $1,061 трлн, и выйдем на сумму превышающую $2,2 трлн. Я полагаю, что это будет самый дорогостоящий способ фиксации проблемы.
Слабые надежды на отскоки
Все говорит в пользу среднесрочного разворота западных площадок и компаний финансового сектора. Единственное, что сейчас может несколько поддержать рынок, очередные обещания властей, администрации и доработка деталей планов, озвученных ранее.
Эти идеи будут представлять собой потенциальные идеи для рынка в течение ближайших нескольких недель, но при этом важно понимать, что более чем в моменте, спекулятивно, они влияния не окажут и динамику не переломят.
Итак, идеи:
оглашение мер, направленных на сокращение просрочек по ипотечным кредитам
оглашение подробностей плана Гейтнера по спасению банковской системы.
Первая мера подразумевает сокращение ежемесячных платежей для заемщиков с просроченными кредитами. Этот шаг может повлиять при одном условии – если цены на недвижимость стабилизируются. В противном случае, $50 млрд, которые могут быть потрачены на эту меру, окажутся неэффективными. Однако для банковского сектора, это будет означать стабилизацию темпов роста просрочек, необходимость наращивания резервов на возможные потери. Несмотря на то, что это выглядит логично лишь в теоретической цепочке, реакция банков на появление подробностей, окажет положительный эффект.
Вторая мера может касаться подробностей плана Гейтнера. Участников рынка разочаровал представленный в абстрактной форме план. Оглашение огромных сумм не подразумевало направлений расходования, поэтому участники рынка остались в неведении. Глава Казначейства пообещал, что детали будут раскрыты в течение ближайших недель. В случае, если меры будут выходить за рамки "раздутия" уже существующих программ, компании финансового сектора отреагируют положительно.
Краткосрочная реакция может оказать влияние на российские банки
Компании российского финансового сектора на протяжении последней недели находились в лидерах роста, соответственно и фиксация средств отразилась на них больше, чем на компаниях других секторов. Если рассматривать идеи, способные подтолкнуть российские банки, можно выделить как минимум две, внешнего характера, так как они наиболее предсказуемые.
Корреляция динамики российских банков с глобальными финансовыми компаниями, доказала свою состоятельность на протяжении последних несколько недель. Наши банки острее других секторов российского рынка реагируют на развитие кризиса, и любые меры, направленные на борьбу с ним".
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу