Призрак Великой Депрессии в кулуарах Сената
Посмотрев на подпись на фотографии, у меня холодок прошел по спине: "Рид Смут, республиканец штата Юта, председатель Финансового комитета Сената, 1923-33". Фотография покойного председателя висела вместе с остальными в приемной зала заседания Финансового комитета. Строгое лицо щеголеватого усатого сенатора, обрамленное высоким воротником, было последнее, что я видел перед входом в зал заседания 28 марта, где я должен был выступить с речью на тему валютной политики между США и Китаем перед Финансовым комитетом Сената. Да, именно этот член законодательного органа из штата Юта был соавтором пресловутого Закона Смута-Хоули о тарифах от 1930 года - политический прокол невероятных размеров, который сыграл ключевую роль в разжигании мировой торговой войны и развитии Великой Депрессии. Теперь, 77 лет спустя, его дух восстал, так как Финансовый комитет Сената собрался, чтобы обсудить проблему "китайской угрозы".
В течение многих лет я принимал участие в различных заседаниях в Конгрессе, посвященных экономическим отношениям США и Китая. Всего лишь шесть недель назад я докладывал по тому же самому вопросу на заседании подкомитета по торговле постоянного бюджетного комитета палаты представителей. Это последнее заседание перед всемогущим Финансовым комитетом Сената отличалось от остальных. Я покинул здание Сената им. Дирксена будучи уверенным, что торговые санкции против Китая теперь неизбежны. Поддержка была основательной и исходила от обеих партий. К тому же эксперты сказали мне, что поддержка достаточно сильна, чтобы на нее нельзя было наложить вето в случае возражений со стороны президента Буша. После стольких лет разговоров политика протекционизма уже не кажется пустой угрозой. Теперь это уже реальность. Я подозреваю, что торговля, ограниченная протекционизмом, или иностранный вексель может стать вполне законным явлением уже к концу 2007 года.
Такой вывод стал очевиден уже в первые минуты заседания. Зловещее, но тщательно взвешенное предупреждение поступило от двух главных притеснителей Китая сенаторов Чака Шумера (демократ из Нью-Йорка) и Линдси Грэхам (республиканец из Южной Каролины). Их двухпартийный тандем уже более пяти лет играет основополагающую роль при обсуждении "китайского вопроса" в Конгрессе США. Они стали соавторами того несчастного законопроекта, согласно которому Китай должен был облагаться штрафом в размере 27.5% за то, что стоимость его национальной валюты именно на такой процент отстает от остальных мировых валют. Сейчас сенатор Шумер признает, что это предложение было ни чем иным, как отвлекающим маневром, чтобы заручиться поддержкой своих товарищей по Сенату. По его словам, "У нас и в мыслях не было, чтобы законопроект стал законом. Это был своего рода предупредительный выстрел". Тем не менее, он и Грэхам признают, что были шокированы, когда 67 сенаторов проголосовали за их меры в ходе процессуального действия в 2005 году.
Подбодренные ответной реакцией и воодушевленные результатами последних промежуточных выборов в ноябре, Шумер и Грэхам теперь решили предпринять боле решительные действия. Они объединили усилия с сенаторами Максом Баукусом (демократ из штата Монтана и председатель Финансового комитета Сената) и Чарльзом Грассли (республиканец из Айовы и член Финансового комитета низшего ранга) и дали совместное обещание представить законопроект по китайской валюте к середине года. В отличие от законопроекта о тарифах, о котором теперь сенаторы говорят, как о "неудовлетворяющем ВТО", в этот раз они обязались представить законопроект, который будет целиком соответствовать правилам и нормам ВТО. Заседание Финансового комитета Сената от 27-28 марта стало первым шагом в методологическом и хорошо спланированном законодательном процессе. В конце заседания сенатор Грэхам сказал: "Сейчас мы переживаем важный момент. Это та ситуация, когда республиканцы и демократы объединились, чтобы предпринять решительные меры". Боюсь, это также не проясняет сути.
Нас, так называемых свидетелей-экспертов со стороны сенаторов Шумера и Грэхама, было четверо - я, профессор из университета Корнел Эсвар Прасад, Моррис Голдстейн из института Петерсен и Джон Макин из Американского института предпринимательства в области исследований социальной политики. Я выступал первым и быстро раскритиковал подход Шумера-Грэхам. Однако остальные оказались более податливы анти-китайскому настроению, распространяемому сенаторами. Мои комментарии прозвучали фальшивее всех на этом двухчасовом заседании. Я попытался изложить свою точку зрения с трех позиций. Во-первых, огромная нехватка сбережений США дала толчок череде бесконечных дефицитов торгового баланса с Китаем и целым рядом других торговых партнеров. Во-вторых, Китай бросил все силы на масштабное восстановление своей собственной экономики, что с течением времени может привести к смещению структурной схемы в сторону профицита. И, в-третьих, страх американского среднего класса, под воздействием которого и вершится суд над Китаем, отражает собой состояние экономики США, которая не смогла подготовить низы к давлениям глобализации, разросшейся благодаря IT- технологиям. Моя речь стала безнадежным криком в пустоту.
Не поймите меня неправильно. Я не настолько наивен, чтобы полагать, что мои аргументы способны проникнуть в глубину сознания сенаторов и поколебать их решение хоть на йоту. В конце концов, это политика, а не аналитика. Тем не менее, мне была предоставлена возможность выделить некоторые довольно серьезные, на мой взгляд, несоответствия в самой структуре обсуждения китайского вопроса. Я напомнил сенаторам, что, углубляясь в валютную тему, они развернули диалог на тему соотношения цен между двумя государствами. Такой подход должен учитывать сильные и слабые стороны, как США, так и Китая. И все же никто, кроме меня, ни слова не упомянул о проблеме сбережений в Америке и о том, какое решающее значение она оказывает на баланс текущих операций и дефицит торгового баланса. Я также предупреждал о лицемерии, с которым проходило "ассиметричного распределения этапов" на заседании в Конгрессе, что заставило Китай тут же занять позиции на валютном фронте и дало возможность США выиграть время для решения проблемы недостатка сбережений. В завершении я спросил сенаторов, действительно ли они считают, что двусторонняя корректировка курса между Китаем и США улучшит положение США, нормализует несоответствие доходов или ускорит темпы структурных изменений в Китае? Мой ответ "нет" по всем трем пунктам. Сенаторы же даже не удосужились ответить на мои вопросы.
За последние два года на 109 заседании Конгресса были рассмотрены 27 новых анти-китайских законопроектов. Ни один из них так и не был принят. По-видимому, в этом году все будет по-другому. Только за три месяца работы 110 Конгресса было вынесено, как минимум, десяток таких решений. Но главное еще предстоит принять. Сенаторы Баукус, Грассли, Шумер и Грэхам готовы приступить к совместным действиям, плодом которых станет серьезный законопроект, удовлетворяющий ВТО. Несмотря на то, что в эти дни Вашингтон буквально пропитан желчью, четверо сенаторов уверенно держат оборону в этом вопросе. Как и большинство их коллег по Верхней палате законодательного органа США. В своем заключительном заявлении председатель Баукус дал четко понять, к чему стремится союз четырех сенаторов в рамках законопроекта о китайской валюте в ближайшие несколько месяцев. Он сказал, "Мы хотим сделать все правильно. Мы хотим видеть результат. Мы хотим быть твердыми. И мы хотим действовать".
Однако я не удивлен таким поворотом событий. Последние несколько лет я предупреждал о растущей негативной реакции на процесс глобализации, и теперь момент истины, похоже, настал. Интересно, что все эти события разворачиваются в тот самый период, когда ставка б/р в США приближается к циклическому минимуму на уровне 4.5%. И все же в свете рисков дальнейшего замедления экономического роста, растущих с каждым днем, ставке б/р есть лишь один путь - наверх, что будет способствовать разжиганию двухпартийной политике торгового протекционизма.
По истечению двух часов я был словно выжатый лимон. Я думаю, что разводить мысль по древу на тему протекционизма это одно, и совсем другое - реально существовать в условиях таких рисков. Я мог поклясться, что по выходу из зала заседания Финансового комитета Сената Рид Смут подмигнул мне. Пошатываясь, я вышел и оказался под неоправданно палящим солнцем Вашингтона.
Стивен Роуч
Morgan Stanley