1 ноября 2019 Financial One Кудрявцева Яна
Делимся с вами расшифровкой основных моментов интервью основателя группы компаний «Регион» Александра Рудика с основателем Qiwi и гендиректором ассоциации «Финтех» Сергеем Солониным.
Александр Рудик
В настоящее время у людей разнообразный фокус инвестиций. Это недвижимость, новые технологии, образование, импакт-инвестиции как отдельная тема. Что это, с твоей точки зрения? Может быть, просто хобби?
Сергей Солонин
Образовательные истории и истории инвестирования в IT, финтех и разные другие компании – это для меня осознанный бизнес. Я иду в те темы, которые мне интересны и меня увлекают. Инвестиционные решения зависят от того, с какой точки зрения принимается решение. У меня есть разные фонды, в которых я учувствую, разные чеки, разные стратегии, в рамках которых и принимаются эти решения.
Мои личные инвестиции – их совсем немного – которые происходят без управляющей компании или фонда, они больше на интересе, когда мне хочется в чем-то разобраться. Это небольшие деньги. Обычно я инвестирую около $1 млн.
Александр Рудик
Вернемся к образованию. Ты сейчас являешься одним из одним из основных людей, которые много этим занимаются. Ты и инвестируешь, и смотришь, и влияешь на какие-то вещи. Почему именно образование? Почему это важно для тебя?
Сергей Солонин
Мы с женой думали, какой сегмент нам может быть интересен, с одной стороны, и, с другой стороны, чем можно было заниматься через какое-то время. Мы решили, что большая часть наших финансов пойдет на импакт-инвестиции.
Нас интересовали модели, которые могли быть длинными, но при этом в конечном итоге будут сами себя содержать. Инвестированием в образование было бы также интересно заниматься мне самому, если я перестану заниматься бизнесом в чистом виде. Кроме того, мне кажется, это определенная точка воздействия на среду, интересную молодежи. Наверное, именно поэтому образование.
Александр Рудик
Какой у тебя подход при выборе сферы для инвестиций? Каковы основные принципы?
Сергей Солонин
Мне интересны темы, связанные с какой-то концептуальной идеей. Мы заметили, что сейчас образование теряет связь с тем, что происходит на рынке, поэтому выбрали такие области, как дизайн, творчество, IT как те области, в которых изменения происходят наиболее быстро. Мы работаем не с классическими профессорами, а только с теми, кто сегодня находится в бизнесе.
С другой стороны, мы постоянно узнаем у экспертов, что именно нужно в настоящее время, чтобы находиться в такой-то профессии. Мы делаем это ежегодно. Так мы стараемся быть более приближенными к реалиям. Сейчас мы ищем новые среды, которые бы включали в себя достаточно информации о том, что происходит на рынке в той или иной области.
Александр Рудик
Основываясь уже на имеющемся у тебя опыте, можешь сказать, куда сейчас идет образование? В какие новые направления или сегменты ты веришь? Понятно, что это ускорение передачи контента или условно механизм, который позволял бы этому контенту быть актуальным каждый день. А что еще?
Сергей Солонин
У меня есть некоторое предчувствие или ощущение того, что образование в том виде, в котором есть сейчас, не может существовать дальше. Есть ощущение переломного момента, потому что оно становится действительно неактуальным, становится старым. Даже дети говорят, что могут найти больше информации в интернете, чем получить от учителя. Тот формат образования, который был заточен под индустриальную революцию, сейчас совершенно неактуален. Поэтому все темы, которые могут хоть как-то это изменить, мне интересны.
Вообще, я думаю, что, в связи с этим переломом, в связи с накоплением усталости от старой системы, в связи с тем, что мы прям рядом с существенными изменениями, образование – это хорошая тема для инвестирования. Нужно внимательно следить за тем, что будет в этой теме расти и развиваться.
Сейчас я больше сфокусирован на офлайн-образовании, хотя онлайн тоже, конечно, есть. Но особого рецепта у меня нет. Вся территория в этой сфере становится очень интересной. Если раньше я относился к ней как к абсолютному импакту, то есть если через 10 лет вложение и окупится – уже счастье, сейчас все больше проектов становятся похожими на настоящий бизнес. Тема становится горячей, так что инвестиции в нее сейчас очень актуальны. Я это вижу изнутри: проекты укрупняются, появляются деньги.
Александр Рудик
Что сейчас, по твоим ощущениям, происходит с образованием в России? Интересен ли это рынок инвесторам?
Сергей Солонин
В целом в России инвестиционный климат так себе, к большому сожалению. Тем не менее есть и позитивная сторона – хорошие проекты доступны, а конкуренция в части инвестирования очень низкая. Прийти можно в практически любой проект.
С другой стороны, в нашей системе образования все стандартизировано. Экспериментов очень мало, поэтому выделиться достаточно легко, легко построить что-то, что никто никогда раньше не делал, и стать заметным.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба