18 ноября 2019 Finanz.ru
Центробанк зафиксировал резкое падение интереса россиян к краудфандингу - привлечению средств от нескольких инвесторов через специальные платформы. За девять месяцев 2019 года объем этого рынка рухнул почти на 42%, следует из данных Банка России, представленных на прошлой неделе на закрытой рабочей группе с участниками рынка.
Суммарный объем заключенных сделок по всем сегментам рынка краудфинансирования составил 5,2 млрд рублей, приводит данные регулятора РБК. За аналогичный период 2017 года он достигал 7,7 млрд рублей, в 2018-м за этот период - 8,9 млрд рублей. В прошлом году оценка могла быть и больше - 11,4 млрд рублей - за счет "недобросовестного игрока, ушедшего с рынка по итогам года", указал на встрече ЦБ, не раскрывая название этой компании.
ЦБ выделяет четыре сегмента краудфинансирования: p2p-кредитование (инвестор и заемщик - физлица), p2b-кредитование (инвестор - физлицо, заемщик - юрлицо), b2b-кредитование (инвестор и заемщик - юрлица) и rewards-краудфандинг (средства привлекаются на цели или проекты за нефинансовое вознаграждение). Наибольшее падение объема привлеченных средств произошло за девять месяцев 2019 года в b2b-кредитовании - на 80,5%, до 860 млн рублей, причем тренд на снижение наблюдается уже не первый год (в 2017 году объем этого сегмента составлял 6,3 млрд рублей).
Объем рынка p2p-кредитования сократился на 70%, до 80,6 млн рублей, однако крупнейший сегмент краудфандинга - p2b-кредитование - наоборот, вырос с 4 млрд рублей за девять месяцев 2018 года (без учета недобросовестного игрока) до 4,1 млрд рублей. в 2019 году. Незначительно вырос и сегмент Rewards, еще в прошлом году показывавший отрицательную динамику (со 129 млн до 132 млн рублей).
Основной причиной сокращения рынка замглавы p2b-платформы Penenza.ru Иван Васильев называет конкуренцию со стороны банков, которые в этом году начали активно кредитовать малый и средний бизнес, снижая требования в скоринге и сокращая время обработки заявки и выдачи. Сокращение рынка также связано со снижением активности инвесторов, добавляет он.
Возможно, из-за общеэкономической ситуации и падения доходов большинство инвесторов "сидят" в традиционных инвестиционных инструментах, рассуждает эксперт. Рынок может восстановиться уже в следующем году за счет появления новых игроков, включая площадку от Сбербанка, прогнозирует он.
Пока ЦБ в своей оценке учитывает данные только тех игроков, которые предоставляют их на добровольной основе. С 1 января 2020 года в силу вступит закон о краудфандинге, согласно которому Банк России будет вести реестр участников этого рынка и начнет регулировать этот сегмент.
На рынке краудфинансирования и заемщиками, и инвесторами могут выступать как физические, так и юридические лица. Привлекаемые средства могут оформляться в виде займов и долей в уставном капитале или предусматривать нефинансовое вознаграждение за вложения (подарки, приглашение на открытие ресторана, ужин со знаменитостью и т.п.).
Инвестиции в краудфандинг дают более высокий доход по сравнению с традиционными финансовыми инструментами (вклады в банках, ОФЗ, облигации крупных компаний), при этом они и более рискованные: хотя краудфандинговые платформы стараются предоставлять информацию о заемщиках, никаких гарантий по инвестициям нет, потому что компании могут обанкротиться.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Суммарный объем заключенных сделок по всем сегментам рынка краудфинансирования составил 5,2 млрд рублей, приводит данные регулятора РБК. За аналогичный период 2017 года он достигал 7,7 млрд рублей, в 2018-м за этот период - 8,9 млрд рублей. В прошлом году оценка могла быть и больше - 11,4 млрд рублей - за счет "недобросовестного игрока, ушедшего с рынка по итогам года", указал на встрече ЦБ, не раскрывая название этой компании.
ЦБ выделяет четыре сегмента краудфинансирования: p2p-кредитование (инвестор и заемщик - физлица), p2b-кредитование (инвестор - физлицо, заемщик - юрлицо), b2b-кредитование (инвестор и заемщик - юрлица) и rewards-краудфандинг (средства привлекаются на цели или проекты за нефинансовое вознаграждение). Наибольшее падение объема привлеченных средств произошло за девять месяцев 2019 года в b2b-кредитовании - на 80,5%, до 860 млн рублей, причем тренд на снижение наблюдается уже не первый год (в 2017 году объем этого сегмента составлял 6,3 млрд рублей).
Объем рынка p2p-кредитования сократился на 70%, до 80,6 млн рублей, однако крупнейший сегмент краудфандинга - p2b-кредитование - наоборот, вырос с 4 млрд рублей за девять месяцев 2018 года (без учета недобросовестного игрока) до 4,1 млрд рублей. в 2019 году. Незначительно вырос и сегмент Rewards, еще в прошлом году показывавший отрицательную динамику (со 129 млн до 132 млн рублей).
Основной причиной сокращения рынка замглавы p2b-платформы Penenza.ru Иван Васильев называет конкуренцию со стороны банков, которые в этом году начали активно кредитовать малый и средний бизнес, снижая требования в скоринге и сокращая время обработки заявки и выдачи. Сокращение рынка также связано со снижением активности инвесторов, добавляет он.
Возможно, из-за общеэкономической ситуации и падения доходов большинство инвесторов "сидят" в традиционных инвестиционных инструментах, рассуждает эксперт. Рынок может восстановиться уже в следующем году за счет появления новых игроков, включая площадку от Сбербанка, прогнозирует он.
Пока ЦБ в своей оценке учитывает данные только тех игроков, которые предоставляют их на добровольной основе. С 1 января 2020 года в силу вступит закон о краудфандинге, согласно которому Банк России будет вести реестр участников этого рынка и начнет регулировать этот сегмент.
На рынке краудфинансирования и заемщиками, и инвесторами могут выступать как физические, так и юридические лица. Привлекаемые средства могут оформляться в виде займов и долей в уставном капитале или предусматривать нефинансовое вознаграждение за вложения (подарки, приглашение на открытие ресторана, ужин со знаменитостью и т.п.).
Инвестиции в краудфандинг дают более высокий доход по сравнению с традиционными финансовыми инструментами (вклады в банках, ОФЗ, облигации крупных компаний), при этом они и более рискованные: хотя краудфандинговые платформы стараются предоставлять информацию о заемщиках, никаких гарантий по инвестициям нет, потому что компании могут обанкротиться.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу