18 ноября 2019 Financial One
На текущий момент принятие поправок к законам «О связи» и «Об информации» не способно вызвать значимой реакции рынка, однако в более отдаленной перспективе это уменьшит инвестиционную привлекательность телекоммуникационного и IT-сектора.
Для преодоления правового вакуума, в котором сейчас оказалось строительство суверенного интернета, еще потребуется принятие подзаконных актов. Но и дальше может повториться ситуация, как в случае с законом Яровой, когда из-за отсутствия сертифицированного оборудования он, по сути, так и не вступил в силу.
Основными бенефициарами нового закона – неизвестные широкой публике ООО, которые могут иметь тесную связь с чиновниками или менеджерами госкомпаний, которые займутся созданием решений контроля содержимого траффика, а также будут ответственны за проведение соответствующего обучения сотрудников, к которому обязывает закон.
Хорошо, если это будут независимые игроки, начинающие стартапы, которые за счет реализации этого законопроекта могут стать в будущем если не Яндексом, Касперским и Mail.ru, то хотя бы нишевыми игроками, известными на мировой арене.
Однако вполне вероятно, что, то финансирование, которое по словам замминистра связи Олега Иванова уже учтено в программе «Цифровая экономика», не окажет мультипликативного эффекта для экономики, а будет служить иной цели – создать доходы для узкой категории игроков, которые могут не попасть в консолидированную отчетность компаний с госучастием.
Для операторов связи поправки о суверенном интернете несут в себе головную боль, хотя и предполагается, что понесенные ими затраты на модернизацию инфраструктуры и ее обслуживание будут компенсированы из бюджета. В российской практике зачастую не всегда этот процесс протекает гладко. Не очевиден положительный эффект от нововведений и для провайдеров интернет-сервисов.
Несмотря на то, что российский интернет-рынок велик в мировом масштабе, едва ли зарубежные сервисы будут готовы к подстройке своего бизнеса под российское законодательство, которое к тому же, как предполагается, выступает скорее «страховкой» от отключения страны от всемирной паутины, нежели «изоляцией».
Отраслевые специалисты выражают сомнения в том, что технически это реализуемо – исключить все «лазейки» для траффика и создать такое оборудование, которое будет способно справиться с имеющимися потоками. Россия, все-таки не Куба и не Северная Корея. Даже в Китае «фильтруют» не всю сеть, а лишь те ресурсы, которые угрожают коммунистической партии.
Первый опыт, тестирование в Сибири, как известно, вышел комом. Масштабирование подобного опыта в масштабах всей страны чревато куда большими издержками, чем мифическое «отключение» от всемирной паутины в качестве санкций. С учетом последних тенденций ситуация с ограничительными мерами уже не стоит так остро. Но закон уже вступил в силу. Значит финансисты операторов связи должны предусмотреть будущее увеличение расходных статей.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба