5 декабря 2019 Finanz.ru
В то время как Росстат отчитывается о стабильном росте экономики, ускорении промышленного производства и повышении реальных зарплат, малый бизнес в России бьет тревогу.
Взгляды предпринимателей на текущую и будущую ситуацию пессимистичны настолько же, как это было на пике кризиса - в 2015 году, показало исследование Альфа-банка, в котором приняли участие почти 4 тысячи ИП, руководителей и собственников компаний с выручкой до 350 млн рублей в год.
На фоне повышения налоговой нагрузки, падения доходов населения и сжатия потребительского спроса настроения бизнеса как в отношении текущей ситуации в экономике, так и по ситуации в собственной компании. Соответствующие индексы, полученные из опроса, составили минус 73 и минус 17 пунктов.
«Более негативно малый бизнес был настроен только в кризисном 2015 году», - констатируют авторы исследования.
До 86% выросло число предпринимателей, которые называют тормозом для бизнеса «текущую экономическую ситуацию». Каждый второй - 52% - считает, что она продолжит ухудшаться.
Очагом депрессии остаются сектора, завязанные на потребительский спрос. Самые пессимистичные оценки дают представители розничной торговли и строительства. Они жалуются на растущее налоговое давление и обострения конкуренции с крупным бизнесом, а также повышение НДС и вялый экономический рост, который Росстат оценивает в 1,2% (за январь-октябрь).
Относительно благополучной остается ситуация в IT-секторе.
Главной угрозой малый бизнеса называет снижение покупательской способности и спроса на товары или услуги. «В 2019 году резко выросла доля предпринимателей, назвавших это главной проблемой - 48% против 37% в конце 2018 года. Снижение покупательской способности выходит на первый план в списке проблем малого бизнеса. Высокая налоговая нагрузка беспокоит 49% респондентов, на третьем месте - недостаток средств для развития (35%)», - говорится в исследовании.
Описывая ситуацию в собственной компании, 53% респондентов зафиксировали снижение прибыли, 32% - уменьшение среднего чека, 35% - сокращение числа клиентов. Успешным свой бизнес считают 21% предпринимателей - эта доля практически не меняется за всю историю замеров.
Половина из тех, кто еще не достиг успеха, готовы ждать не более двух лет. При этом доля уверенных в достижении запланированных бизнес-результатов сокращается - 20% в 2019 году против 23% в конце 2018 года, а доля желающих закрыть или продать бизнес растет - 19% против 17% соответственно.
«На фоне низкой покупательской способности, роста налоговой нагрузки и обострения конкуренции рентабельность компаний снижается до критического уровня, - делают вывод авторы исследования. - Практически во всех сферах малый бизнес будет занят повышением эффективности бизнеса и сохранением клиентской базы. Бороться за клиентов предприниматели намерены прежде всего повышением качества сервиса и гибким ценообразованием - оплата с отсрочкой платежа, снижение цен, запуск программ лояльности».
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Взгляды предпринимателей на текущую и будущую ситуацию пессимистичны настолько же, как это было на пике кризиса - в 2015 году, показало исследование Альфа-банка, в котором приняли участие почти 4 тысячи ИП, руководителей и собственников компаний с выручкой до 350 млн рублей в год.
На фоне повышения налоговой нагрузки, падения доходов населения и сжатия потребительского спроса настроения бизнеса как в отношении текущей ситуации в экономике, так и по ситуации в собственной компании. Соответствующие индексы, полученные из опроса, составили минус 73 и минус 17 пунктов.
«Более негативно малый бизнес был настроен только в кризисном 2015 году», - констатируют авторы исследования.
До 86% выросло число предпринимателей, которые называют тормозом для бизнеса «текущую экономическую ситуацию». Каждый второй - 52% - считает, что она продолжит ухудшаться.
Очагом депрессии остаются сектора, завязанные на потребительский спрос. Самые пессимистичные оценки дают представители розничной торговли и строительства. Они жалуются на растущее налоговое давление и обострения конкуренции с крупным бизнесом, а также повышение НДС и вялый экономический рост, который Росстат оценивает в 1,2% (за январь-октябрь).
Относительно благополучной остается ситуация в IT-секторе.
Главной угрозой малый бизнеса называет снижение покупательской способности и спроса на товары или услуги. «В 2019 году резко выросла доля предпринимателей, назвавших это главной проблемой - 48% против 37% в конце 2018 года. Снижение покупательской способности выходит на первый план в списке проблем малого бизнеса. Высокая налоговая нагрузка беспокоит 49% респондентов, на третьем месте - недостаток средств для развития (35%)», - говорится в исследовании.
Описывая ситуацию в собственной компании, 53% респондентов зафиксировали снижение прибыли, 32% - уменьшение среднего чека, 35% - сокращение числа клиентов. Успешным свой бизнес считают 21% предпринимателей - эта доля практически не меняется за всю историю замеров.
Половина из тех, кто еще не достиг успеха, готовы ждать не более двух лет. При этом доля уверенных в достижении запланированных бизнес-результатов сокращается - 20% в 2019 году против 23% в конце 2018 года, а доля желающих закрыть или продать бизнес растет - 19% против 17% соответственно.
«На фоне низкой покупательской способности, роста налоговой нагрузки и обострения конкуренции рентабельность компаний снижается до критического уровня, - делают вывод авторы исследования. - Практически во всех сферах малый бизнес будет занят повышением эффективности бизнеса и сохранением клиентской базы. Бороться за клиентов предприниматели намерены прежде всего повышением качества сервиса и гибким ценообразованием - оплата с отсрочкой платежа, снижение цен, запуск программ лояльности».
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу