31 января 2020 Project Syndicate
Наиболее вероятный сценарий развития ситуации в мировой экономике и на финансовых рынках в этом году достаточно очевиден: продолжение роста ВВП, крайне низкие процентные ставки и рост акций. Важнее понять, какие маловероятные события могут изменить этот благоприятный сценарий, и определить, насколько они маловероятны на самом деле.
Вряд ли стоит затевать традиционную январскую игру в составление экономическим прогнозов на год вперед, когда прогнозы остаются неизменными в течение целого десятилетия. В 2020 году вероятность того, что мировая экономика по-прежнему будет расти, процентные ставки останутся на минимальном уровне, а фондовые рынки продолжат ралли, даже выше чем когда-либо после финансового кризиса.
Таким образом, вместо предсказания наиболее вероятного сценария, что довольно очевидно, лучше разобраться в маловероятных событиях, которые могли бы изменить благоприятный сценарий. Стоит выделить десять рисков, которые могут спровоцировать самые серьезные экономические и финансовые проблемы в 2020 году. Это не прогнозы: вероятность непрерывной глобальной экспансии выше, чем любое сочетание этих неудач. И это не «сюрпризы», которые по определению невозможно предвидеть. Скорее, это список «известных неизвестных», начиная с минимального и заканчивая максимальным риском.
Глобальная рецессия
Наименьший риск — это тот, который многие экономисты предсказывают каждый год: глобальная рецессия, вызванная Соединенными Штатами или Китаем. Рецессия неизбежна, но менее вероятна в 2020 году, чем в любом из предыдущих десяти лет. Хотя инвестиции и производство во всем мире пострадали от американо-китайской торговой войны, макроэкономическая политика в обеих странах способствовала подъему в сфере жилья, услуг и государственных расходов. В этом году мировая экономика по-прежнему будет пользоваться такими благоприятными факторами, как прошлогоднее снижение процентных ставок в США и усилия Китая по поддержке роста примерно на уровне 6%. При отсутствии каких-то новых сильных потрясений рецессия в 2020 году крайне маловероятна.
Повышение ставок
Кроме того, существует незначительный риск повышения процентных ставок. Многие инвесторы и бизнесмены обеспокоены тем, что условия, сформировавшиеся за счет низких процентных ставок, могут скоро закончиться, по крайней мере в США. Инфляция и долгосрочные процентные ставки, вероятно, несколько повысятся в этом году, но практически исключено, что центральные банки ужесточат монетарную политику. Во главе этого процесса оказалась бы ФРС, а она не станет повышать ставки в год выборов.
Кризис в еврозоне
Что касается Европы, то вместо того чтобы вызвать эпидемию евроскептицизма, Брекзит подействовал как прививка. Похоже, данный прецедент останавливает даже популистских лидеров в Италии, Франции и Германии, при этом переговоры по торговой сделке после Брекзита усилят негативное восприятие этого процесса европейцами. Но политика переменчива, особенно в Италии, поэтому риск политически обусловленного кризиса в еврозоне хотя и остается низким, им нельзя пренебрегать.
Рецессия в Европе
Несмотря на то, что торговая война между США и Китаем привлекла наибольшее внимание в 2019 году, самым слабым звеном в мировой экономике фактически оказалась Европа. В последнее время экономические показатели в Европе стабилизировались, а политика стала гораздо эффективнее, учитывая возобновление количественного смягчения Европейским центральным банком и отказ от жесткой экономии. Тем не менее, немецкая экономика все еще сталкивается с угрозой для существования, а европейские политики по-прежнему пытаются сократить дефицит бюджета, в то время как их экономика нуждается в финансовой поддержке. Следовательно, в 2020 году, как и в прошлом году, самым большим макроэкономическим риском остается рецессия в Европе.
Энергетический сектор
Дальше стоит отметить угрозу серьезного энергетического сбоя. Финансовые рынки обеспокоены тем, что убийство Штатами иранского командующего Касема Сулеймани может развязать войну и привести к резкому скачку цен на нефть. Удвоение стоимости нефти предшествовало каждой глобальной рецессии за последние 50 лет (хотя не каждое удвоение цены сопровождалось рецессией). Для того чтобы за год цены на нефть выросли в два раза, нефть должна была бы взлететь выше $110. Это маловероятно, но возможно, если американо-иранская война остановит судоходство в Персидском заливе. Соответственно, рецессия, связанная с нефтью, представляет собой умеренный риск.
Рост протекционизма
Также существует умеренный риск усиления протекционизма. Рынки уже достаточно долго одержимы торговой войной между США и Китаем, чтобы в значительной степени заложить плохие новости в цены, при этом подписание первого этапа соглашения не предполагает дальнейшей эскалации в этом году. Все же на горизонте остаются некоторые торговые риски, особенно для Европы, которая может пострадать из-за срыва переговоров по Брекзиту или изменения протекционистских инстинктов Трампа: если ему надоест китайская электроника, и он займется немецкими автомобилями. Но Трамп, вероятно, в этом году будет слишком занят конфронтацией с Ираном и ноябрьскими выборами, чтобы начать торговую войну между США и ЕС. Между тем, торговые отношения Великобритании и ЕС останутся неизменными до 31 декабря. В результате усиление глобального протекционизма в этом году представляет меньший риск, чем в 2018 и 2019 годах.
Кредиты
Можно выделить еще два умеренных риска для роста в этом году. Один из них связан с тем, что коэффициент задолженности в американских корпорациях достиг беспрецедентного уровня, намного превысив уровень, предшествовавший финансовому кризису. Но это неудивительно, учитывая, что процентные ставки никогда не были такими низкими так долго. Хотя когда-нибудь в будущем кредитный пузырь, скорее всего, превратится в реальную угрозу, нет никаких оснований, чтобы он лопнул или даже сдулся, если только процентные ставки не начнут сильно расти. Поэтому корпоративные кредиты кажутся лишь скромной угрозой в 2020 году.
Автомобильная промышленность
Последний умеренный риск — это крах автомобильной промышленности. В прошлом году продажи упали во всем мире, подорвав немецкую экономику, которая на сегодняшний день является крупнейшим экспортером автомобилей и оборудования для их изготовления. Сейчас производство в Германии находится ниже минимумов 2009 года, и спад в данной отрасли — не просто циклическая проблема. Стечение таких неблагоприятных обстоятельств, как экологические проблемы, социальные изменения, переход на новые виды энергии и технологии, означает, что автомобильная и машиностроительная промышленность — не только в Германии, но и в США, Японии и Западной Европе — вероятно, находится в постоянном упадке, который может оказаться столь же глубоким, как деиндустриализация 1980-х гг. Однако спад спроса в прошлом году оказался настолько сильным, что вполне возможно временное восстановление, поэтому автомобильная и машиностроительная промышленность не должны вызывать столько проблем в этом году.
Технологический сектор
Риск для технологического сектора, напротив, является политическим — и высоким. Технологические гиганты больше не могут рассчитывать на уважение со стороны политиков. Когда-то Facebook, Apple, Amazon и Google казались новаторами и двигателями прогресса, а теперь — безжалостными монополистами, манипулирующими политиками и эксплуатирующими потребителей. Эти компании были основным локомотивом американской экономики и фондового рынка, и серьезные политические ограничения для их бизнеса — в виде регулирования, специального налогообложения или закрытия — могут привести к повторению краха доткомов в 2000-02 годах. Расплата может начаться уже в этом году.
Президентские выборы
Самый высокий из десяти рисков связан с президентскими выборами в США. Мировые рынки сходятся во мнении, что победит президент Дональд Трамп, но тут их могут поджидать некоторые потрясения. Во время второго срока победитель Трамп может стать еще более воинственным и непредсказуемым и усилить протекционистские меры. А если его оппонентом будет Берни Сандерс или Элизабет Уоррен, четыре крупнейших сектора американской экономики — здравоохранение, финансы, технологии и энергетика — столкнутся с беспрецедентной угрозой разрушения. Учитывая, что Трамп обязательно сделает заявления, которые встревожат инвесторов, а некоторые опросы в какой-то момент предскажут возможную победу демократов, американская политика почти наверняка спровоцирует приступы паники до 3 ноября.
Автор статьи Анатоль Калецкий, старший экономист и сопредседатель совета директоров Gavekal Dragonomics
Вряд ли стоит затевать традиционную январскую игру в составление экономическим прогнозов на год вперед, когда прогнозы остаются неизменными в течение целого десятилетия. В 2020 году вероятность того, что мировая экономика по-прежнему будет расти, процентные ставки останутся на минимальном уровне, а фондовые рынки продолжат ралли, даже выше чем когда-либо после финансового кризиса.
Таким образом, вместо предсказания наиболее вероятного сценария, что довольно очевидно, лучше разобраться в маловероятных событиях, которые могли бы изменить благоприятный сценарий. Стоит выделить десять рисков, которые могут спровоцировать самые серьезные экономические и финансовые проблемы в 2020 году. Это не прогнозы: вероятность непрерывной глобальной экспансии выше, чем любое сочетание этих неудач. И это не «сюрпризы», которые по определению невозможно предвидеть. Скорее, это список «известных неизвестных», начиная с минимального и заканчивая максимальным риском.
Глобальная рецессия
Наименьший риск — это тот, который многие экономисты предсказывают каждый год: глобальная рецессия, вызванная Соединенными Штатами или Китаем. Рецессия неизбежна, но менее вероятна в 2020 году, чем в любом из предыдущих десяти лет. Хотя инвестиции и производство во всем мире пострадали от американо-китайской торговой войны, макроэкономическая политика в обеих странах способствовала подъему в сфере жилья, услуг и государственных расходов. В этом году мировая экономика по-прежнему будет пользоваться такими благоприятными факторами, как прошлогоднее снижение процентных ставок в США и усилия Китая по поддержке роста примерно на уровне 6%. При отсутствии каких-то новых сильных потрясений рецессия в 2020 году крайне маловероятна.
Повышение ставок
Кроме того, существует незначительный риск повышения процентных ставок. Многие инвесторы и бизнесмены обеспокоены тем, что условия, сформировавшиеся за счет низких процентных ставок, могут скоро закончиться, по крайней мере в США. Инфляция и долгосрочные процентные ставки, вероятно, несколько повысятся в этом году, но практически исключено, что центральные банки ужесточат монетарную политику. Во главе этого процесса оказалась бы ФРС, а она не станет повышать ставки в год выборов.
Кризис в еврозоне
Что касается Европы, то вместо того чтобы вызвать эпидемию евроскептицизма, Брекзит подействовал как прививка. Похоже, данный прецедент останавливает даже популистских лидеров в Италии, Франции и Германии, при этом переговоры по торговой сделке после Брекзита усилят негативное восприятие этого процесса европейцами. Но политика переменчива, особенно в Италии, поэтому риск политически обусловленного кризиса в еврозоне хотя и остается низким, им нельзя пренебрегать.
Рецессия в Европе
Несмотря на то, что торговая война между США и Китаем привлекла наибольшее внимание в 2019 году, самым слабым звеном в мировой экономике фактически оказалась Европа. В последнее время экономические показатели в Европе стабилизировались, а политика стала гораздо эффективнее, учитывая возобновление количественного смягчения Европейским центральным банком и отказ от жесткой экономии. Тем не менее, немецкая экономика все еще сталкивается с угрозой для существования, а европейские политики по-прежнему пытаются сократить дефицит бюджета, в то время как их экономика нуждается в финансовой поддержке. Следовательно, в 2020 году, как и в прошлом году, самым большим макроэкономическим риском остается рецессия в Европе.
Энергетический сектор
Дальше стоит отметить угрозу серьезного энергетического сбоя. Финансовые рынки обеспокоены тем, что убийство Штатами иранского командующего Касема Сулеймани может развязать войну и привести к резкому скачку цен на нефть. Удвоение стоимости нефти предшествовало каждой глобальной рецессии за последние 50 лет (хотя не каждое удвоение цены сопровождалось рецессией). Для того чтобы за год цены на нефть выросли в два раза, нефть должна была бы взлететь выше $110. Это маловероятно, но возможно, если американо-иранская война остановит судоходство в Персидском заливе. Соответственно, рецессия, связанная с нефтью, представляет собой умеренный риск.
Рост протекционизма
Также существует умеренный риск усиления протекционизма. Рынки уже достаточно долго одержимы торговой войной между США и Китаем, чтобы в значительной степени заложить плохие новости в цены, при этом подписание первого этапа соглашения не предполагает дальнейшей эскалации в этом году. Все же на горизонте остаются некоторые торговые риски, особенно для Европы, которая может пострадать из-за срыва переговоров по Брекзиту или изменения протекционистских инстинктов Трампа: если ему надоест китайская электроника, и он займется немецкими автомобилями. Но Трамп, вероятно, в этом году будет слишком занят конфронтацией с Ираном и ноябрьскими выборами, чтобы начать торговую войну между США и ЕС. Между тем, торговые отношения Великобритании и ЕС останутся неизменными до 31 декабря. В результате усиление глобального протекционизма в этом году представляет меньший риск, чем в 2018 и 2019 годах.
Кредиты
Можно выделить еще два умеренных риска для роста в этом году. Один из них связан с тем, что коэффициент задолженности в американских корпорациях достиг беспрецедентного уровня, намного превысив уровень, предшествовавший финансовому кризису. Но это неудивительно, учитывая, что процентные ставки никогда не были такими низкими так долго. Хотя когда-нибудь в будущем кредитный пузырь, скорее всего, превратится в реальную угрозу, нет никаких оснований, чтобы он лопнул или даже сдулся, если только процентные ставки не начнут сильно расти. Поэтому корпоративные кредиты кажутся лишь скромной угрозой в 2020 году.
Автомобильная промышленность
Последний умеренный риск — это крах автомобильной промышленности. В прошлом году продажи упали во всем мире, подорвав немецкую экономику, которая на сегодняшний день является крупнейшим экспортером автомобилей и оборудования для их изготовления. Сейчас производство в Германии находится ниже минимумов 2009 года, и спад в данной отрасли — не просто циклическая проблема. Стечение таких неблагоприятных обстоятельств, как экологические проблемы, социальные изменения, переход на новые виды энергии и технологии, означает, что автомобильная и машиностроительная промышленность — не только в Германии, но и в США, Японии и Западной Европе — вероятно, находится в постоянном упадке, который может оказаться столь же глубоким, как деиндустриализация 1980-х гг. Однако спад спроса в прошлом году оказался настолько сильным, что вполне возможно временное восстановление, поэтому автомобильная и машиностроительная промышленность не должны вызывать столько проблем в этом году.
Технологический сектор
Риск для технологического сектора, напротив, является политическим — и высоким. Технологические гиганты больше не могут рассчитывать на уважение со стороны политиков. Когда-то Facebook, Apple, Amazon и Google казались новаторами и двигателями прогресса, а теперь — безжалостными монополистами, манипулирующими политиками и эксплуатирующими потребителей. Эти компании были основным локомотивом американской экономики и фондового рынка, и серьезные политические ограничения для их бизнеса — в виде регулирования, специального налогообложения или закрытия — могут привести к повторению краха доткомов в 2000-02 годах. Расплата может начаться уже в этом году.
Президентские выборы
Самый высокий из десяти рисков связан с президентскими выборами в США. Мировые рынки сходятся во мнении, что победит президент Дональд Трамп, но тут их могут поджидать некоторые потрясения. Во время второго срока победитель Трамп может стать еще более воинственным и непредсказуемым и усилить протекционистские меры. А если его оппонентом будет Берни Сандерс или Элизабет Уоррен, четыре крупнейших сектора американской экономики — здравоохранение, финансы, технологии и энергетика — столкнутся с беспрецедентной угрозой разрушения. Учитывая, что Трамп обязательно сделает заявления, которые встревожат инвесторов, а некоторые опросы в какой-то момент предскажут возможную победу демократов, американская политика почти наверняка спровоцирует приступы паники до 3 ноября.
Автор статьи Анатоль Калецкий, старший экономист и сопредседатель совета директоров Gavekal Dragonomics
http://www.project-syndicate.org/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба