Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Бюджет РФ сохранит устойчивость в 2020 году » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Бюджет РФ сохранит устойчивость в 2020 году

12 мая 2020 Газпромбанк Коныгин Сергей
Бюджет-2020: уточнение основных параметров. Министр финансов Антон Силуанов в своем недавнем интервью озвучил некоторые параметры Бюджета-2020, которые позволяют оценить состояние госфинансов в кризисный год. Дефицит бюджета официально оценен в 4% ВВП при среднегодовой цене Urals ~$30 за барр. Аналитики "Газпромбанка" прогнозируют $36,1 за барр. и дефицит 3,8% ВВП по итогам года. По мнению Минфина, бюджетное правило будет сохранено, при этом падение доходов будет компенсировано за счет средств ФНБ и дополнительного размещения госдолга на 1,2-2% ВВП.

Однако на фоне приостановки экономической активности в стране объем доходов бюджета и госдолга являются в большой степени оценочными величинами. Озвученные министром параметры бюджета будут, вероятно, корректироваться по мере снятия карантинных ограничений и объявления новых мер поддержки.

Основные параметры обновленного прогноза бюджета

Доходы. По словам министра финансов, обновленный бюджет базируется на ценах нефти Urals около $30 за барр. (против $57,7 в первоначальном плане бюджета). Совокупный объем доходов составит 15,2 трлн руб. (согласно информации газеты "Известия"). Снижение доходов составит около 4-5 трлн руб.: нефтегазовых – 3 трлн руб., ненефтегазовых – 1-2 трлн руб. Динамика ненефтегазовых доходов во многом зависит от сроков снятия режима самоизоляции и возврата ненефтяного сектора экономики к нормальной активности.

Расходы. Для финансирования дополнительных антикризисных расходов будут использованы доходы от сделки "Сбербанка" (1 трлн руб.). Тем самым совокупный объем расходов увеличится с 19,7 трлн руб. до 20,7 трлн руб. Расходы на нацпроекты перераспределятся: часть – будет отложена, социальная часть – будет полностью выполнена. u

Антикризисная программа. Объем мер поддержки на данный момент составляет 2,8% ВВП (3,1 трлн руб.). Антикризисные меры в основном предполагают перераспределение расходов, из ФНБ будет выделено 2 трлн руб. Ограничение на объем средств антикризисной поддержки накладывает бюджетное правило. Минфин оценивает влияние мер поддержки на рост экономики в +2 п.п. Вероятно, что новый пакет мер, который президент объявил 11 мая, расширит общую сумму антикризисного плана. Однако на данный момент Минфин не предоставил новых оценок (подробнее см. таблицу ниже).

Бюджетное правило. Позиция Минфина – бюджетное правило, согласно которому сумма расходов ограничена ненефтяными доходами и базовыми нефтяными доходами (до цены отсечки 42,4 долл./барр. Urals), должно быть сохранено. В этом году падают и те, и другие доходы, не позволяя расти расходам Минфина.

Финансирование дефицита бюджета. Минфин оценивает дефицит бюджета в 4% ВВП (по оценке ГПБ, это эквивалентно 5,4 трлн руб.). Основными источниками финансирования выступят средства ФНБ, госдолг и средства от реализации акций "Сбербанка". u

ФНБ. Падение нефтегазовых доходов будет компенсировано средствамиФонда национального благосостояния (по оценке ГПБ, на 1,4 трлн руб.). Однако ФНБ не может быть использован для замещения не связанных с нефтью доходов, которые также сократятся в условиях кризиса. Они будут замещаться увеличением заимствований. u
Госдолг. Минфин планирует нарастить объем займов для компенсациивыпадающих ненефтегазовых доходов от 1,5% до 2% ВВП. По оценке ГПБ, это эквивалентно росту показателя до 3 трлн руб. (нетто). Объем необходимого выпуска госдолга будет определяться динамикой ненефтегазовых доходов, а также базовых нефтяных доходов. u
Сделка "Сбербанка". Около 1 трлн руб. будет компенсировано средствами,полученными от реализации доли "Сбербанка". Минфин решил включить эту сумму в исполнение бюджета на текущий год, чтобы получить возможность увеличить расходы на антикризисную программу. Средства от сделки являются ненефтегазовыми поступлениями и, согласно бюджетному правилу, могут быть включены в расходы.
Мнение об обновленных параметрах бюджета в этом году

Согласно поправкам в Бюджетный кодекс, правительство получило право менять параметры госфинансов без внесения поправок в Закон о бюджете. Это повысило гибкость и скорость принятия решений в ответ на события в экономике. Однако это также означает, что озвученные изменения не являются окончательными и будут корректироваться при необходимости. u

Аналитики "Газпромбанка" считают, что объем планируемого дополнительного размещения госдолга может быть скорректирован. Объем заимствований является балансирующим показателем и определяется разницей между базовыми нефтегазовыми доходами бюджета (до цены отсечения в 42,4 долл. за барр. Urals), ненефтегазовыми доходами и расходами. При улучшении экономической ситуации выпуск госдолга может быть сокращен, что учитывается в прогнозе ГПБ. u

Курс рубля также оказывает влияние на объем размещения госдолга. При его ослаблении растут базовые нефтегазовые доходы, а следовательно – уменьшается объем госзаимствований. Минфин и министерство экономического развития на данный момент не представили своего прогноза курса рубля, указав только среднегодовую цену на нефть 30 долл. за барр. Urals. Корректировка курса рубля в бюджете также может изменить объем размещения госдолга. u

Дополнительным фактором неопределенности, на взгляд ГПБ, является механизм демпфера. Напомним, что при ценах на нефть ниже 55 долл. за барр. Urals демпфер позволяет компенсировать бюджету часть выпадающих доходов, которые платят нефтяные компании. По оценке ГПБ, через этот механизм бюджет может дополнительно получить 600-700 млрд руб. в 2020 г. Однако эпидемия коронавируса, режим самоизоляции и приостановка экономической активности могут существенно снизить спрос на нефтепродукты в стране, что приведет к падению выплат по демпферу в бюджет. u

ГПБ оценивает профицит бюджета в 4,3 трлн руб. (3,8% ВВП). По итогам года аналитики ГПБ ожидают среднегодовую цену на нефть 36,1 долл. за барр. Urals и USD/RUB – 70. При таких параметрах оценка ГПБ совокупных доходов бюджета составляет 16,4 трлн руб., что выше официальной за счет более высокой цены на нефть. В результате, согласно прогнозу ГПБ, Минфину потребуется меньше госзаймов. u

Бюджет сохранит устойчивость в этом году. Аналитики ГПБ не видят необходимости в изменении бюджетного правила. Минфин имеет достаточно средств, чтобы полностью профинансировать дефицит бюджета в этом году.

Таблица 1. Сравнительная таблица бюджетных показателей: первоначальный вариант Закона о бюджете, текущая оценка Минфина и оценка Газпромбанка, трлн руб.

Бюджет РФ сохранит устойчивость в 2020 году


Таблица 2. Озвученные меры антикризисной поддержки правительства, млрд руб.


http://www.gazprombank.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу