Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Режим карантина кардинально изменил операционную конъюнктуру по сектору розничной торговли » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Режим карантина кардинально изменил операционную конъюнктуру по сектору розничной торговли

31 июля 2020 Мои Инвестиции
Режим карантина кардинально изменил операционную конъюнктуру по всему сектору розничной торговли: во 2к20 стало понятно, кто от этого выиграл, а кто оказался в отстающих. Продовольственные магазины стали главными поставщиками еды, поскольку кафе и рестораны закрылись, а покупатели покупали продукты про запас, что стало по сути единственным развлечением вне дома. В этой ситуации выиграли магазины у дома, которые отличаются удобным расположением и широким охватом. Российские публичные операторы розничных продовольственных сетей смогли ускорить рост выручки – на 6 пп с начала года, в среднем до 11% г/г, – значительно опередив наши прогнозы, сделанные в начале 2020 г., но сравнявшись с показателями сопоставимых компаний из Восточной Европы.

В российском сегменте непродовольственных товаров ввиду разрозненного физического расположения магазинов и слабого развития электронной коммерции товарооборот сократился на 26% г/г: тенденции во 2к20 варьировались от сохранения выручки на уровне годичной давности у Детского мира до ее падения на 56% г/г у Обуви России. Котировки акций российских ритейлеров в целом вернулись на уровни начала года, хотя операторы продовольственной розницы опередили в росте прочих игроков на 15% и, на наш взгляд, в настоящий момент оценены относительно дорого.

Во 2п20 мы предполагаем разворот указанных выше тенденций. Основные риски для наших прогнозов связаны с медленным восстановлением потребительских расходов, ухудшением эпидемиологической ситуации и повторным введением ограничительных мер. Продовольственные товары: выбор в пользу магазинов у дома. Компании сегмента во 2к20 поддерживал целый ряд факторов – закрытие кафе и ресторанов, ограничения на передвижение, активные покупки про запас, необходимость приобретать продукты питания в близлежащих торговых точках.

В течение квартала продовольственная розница смогла развернуть динамику выручки, которая в апреле упала на 5,6% г/г, но уже в июне восстановилась до уровня годичной давности, при этом доля продуктов питания в семейных бюджетах за тот же период выросла с 36% до 46%. Федеральные сети, которые вызывают больше доверия у покупателей, заметно опередили в росте рынок в целом: X5, Магнит, Лента и О'Кей увеличили выручку на 6–14% г/г. Непродовольственные товары: резкое сокращение оборота. В сегменте непродовольственной розницы сложилась противоположная конъюнктура: магазины были закрыты, а потребители воздерживались от покупок (особенно одежды и обуви на фоне запретов на поездки и мер самоизоляции). Оборот рынка сократился на 35% г/г в апреле и на 9% г/г в июне, или на 14% г/г по итогам 2к20 – это самое глубокое падение за всю историю отрасли. У компаний, в том числе зарубежных, результаты за квартал отличались в зависимости от сегмента: —38% г/г у LVMH, —32% г/г у Puma, —56% г/г у Обуви России, —21% г/г у CCC (одежда и обувь); —10% г/г у Ceconomy и —6% г/г у М.Видео (потребительская электроника); +3% г/г у Детского мира и —22% г/г у Jumbo (детские товары). Ввиду ухудшения конъюнктуры компании по большей части либо пересмотрели в сторону снижения, либо отозвали свои прогнозы на 2020 г.

Интернет-сервисы: будущее наступило. Квартал был благоприятным для сегмента интернет-торговли: спрос сильно вырос, расходы на привлечение клиентов снизились. Ведущие операторы увеличили оборот в 4–10 раз в годовом сопоставлении, общее количество покупателей в интернет-магазинах достигло 63 млн (+40% г/г). В непродовольственных категориях доля интернетпродаж во 2к20 выросла до 69% у М.Видео и 31% у Детского мира, что соответствует долгосрочным целевым уровням и подтверждает состоятельность этого канала. Продовольственным ритейлерам теперь предстоит догонять лидеров в сервисах крупных покупок (Perekrestok.ru и Утконос) и экспресс-доставки (Самокат и Яндекс.Лавка). Более подробно наш взгляд на дальнейшее развитие сегмента интернет-торговли продовольственными товарами представлен в материале E-Grocery sector – Quarantine canteen от 8 апреля.